Технология развития поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста
материал (старшая группа)
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности:
- Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.
Для осуществления исследовательской деятельности рекомендуется следующий алгоритм действий.
1шаг – выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследования – уметь отыскать сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным, простым.
2 шаг – Выбор темы исследования. Выбирая тему исследования следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием.
Столкнулись, что исследовательская деятельность похоже на проектную деятельность. Однако все же есть различия. Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний, а проект – это всегда решение какой-то практической задачи.
3 шаг – Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос, о том, зачем проводится исследование) Цели исследования начинается со слов – выявить, изучить, определить, цели проекта со слов – разработать, создать, выполнить.
4 шаг – Определение задач исследования (основных шагов направления исследования)
5 шаг – Выдвижение гипотезы (предложения, догадки). Гипотеза – это попытка предвидения событий.
6 шаг – Составление предварительного плана исследования.Ответ на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том,, что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования: подумать самому, прочитать книги, посмотреть фильм, спросить у других людей, понаблюдать….
7 шаг – Провести эксперимент (опыт, наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
8 шаг – Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности необходимо организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовало открытию знаний самим ребенком через творческий, исследовательский поиск.
В связи с этим у детей дошкольного возраста через специальные упражнения необходимо развивать в разных видах деятельности определенные умения:
1. Видеть проблемы
2. Выдвигать гипотезы, строить предложения
3. Задавать вопросы
4.Оперировать понятиями: явление, причина, следствие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, невозможность. Все это развивает абстрактное мышление.
5. Классифицировать
6. Наблюдать
7. Делать выводы и умозаключения.
Для того чтобы исследовательская деятельность вызвала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию, создавать проблемную ситуацию, решая которую ребенок будет открывать для себя что-то новое.
Детям интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать всё.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.
Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_issledovatelskoy_deyatelnosti_v_doshkolnom_vozraste.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития поисково-исследовательских способностей детей дошкольного возраста
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Дети дошкольного возраста пытливые исследователи окружающего мира. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи исследовательской деятельности:
- Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.
Для осуществления исследовательской деятельности рекомендуется следующий алгоритм действий.
1шаг – выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследования – уметь отыскать сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным, простым.
2 шаг – Выбор темы исследования. Выбирая тему исследования следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием.
Столкнулись, что исследовательская деятельность похоже на проектную деятельность. Однако все же есть различия. Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний, а проект – это всегда решение какой-то практической задачи.
3 шаг – Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос, о том, зачем проводится исследование) Цели исследования начинается со слов – выявить, изучить, определить, цели проекта со слов – разработать, создать, выполнить.
4 шаг – Определение задач исследования (основных шагов направления исследования)
5 шаг – Выдвижение гипотезы (предложения, догадки). Гипотеза – это попытка предвидения событий.
6 шаг – Составление предварительного плана исследования.Ответ на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том,, что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования: подумать самому, прочитать книги, посмотреть фильм, спросить у других людей, понаблюдать….
7 шаг – Провести эксперимент (опыт, наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
8 шаг – Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности необходимо организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовало открытию знаний самим ребенком через творческий, исследовательский поиск.
В связи с этим у детей дошкольного возраста через специальные упражнения необходимо развивать в разных видах деятельности определенные умения:
1. Видеть проблемы
2. Выдвигать гипотезы, строить предложения
3. Задавать вопросы
4.Оперировать понятиями: явление, причина, следствие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, невозможность. Все это развивает абстрактное мышление.
5. Классифицировать
6. Наблюдать
7. Делать выводы и умозаключения.
Для того чтобы исследовательская деятельность вызвала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию, создавать проблемную ситуацию, решая которую ребенок будет открывать для себя что-то новое.
Детям интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать всё.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.
Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эфф...
Использование современных игровых технологий как эффективное средство для формирования позитивных межличностных отношений, развития познавательных, творческих способностей детей дошкольного возраста
Материал проведенного семинара-практикума для воспитателей...
Поисково - исследовательская деятельность для детей дошкольного возраста " Чудо - апельсин"
Поисково - исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста " Чудо - апельсин"...
Технология развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.( И. А.Лыкова.)
В основе программы лежит триединая составляющая: 1. Интеграция. Педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей, полихудожественный подход. 2. Преемственн...
Технология развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.( И. А.Лыкова.)
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Но, к сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности ре...
"Технология развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста"
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Но, к сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творче...
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...