"Актуальные проблемы повышения качества образования по физической культуре в ДОУ"
статья

Наталья Александровна Синькова

Актуальные проблемы повышения качества образования по физической культуре в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы повышения качества образования по физической культуре в ДОУ

Вопросы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения имеют стратегическое значение и должны решаться на государственном уровне. В настоящее время, очевидно, что одной из наиболее эффективных форм оздоровления, формирования здорового образа жизни, стремления к двигательной активности детей, подростков и молодежи являются регулярные, интересные, организованные на высоком качественном уровне занятия физической культурой и спортом.

В настоящее время система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Инновационные процессы, происходящие в сфере дошкольного образования в целом, касаются и физического воспитания детей дошкольного возраста. А.Ф. Дронов  наряду с положительными изменениями отмечают и негативные тенденции в дошкольном образовании, к которым можно отнести: не всегда обоснованное применение зарубежных систем воспитания; возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности в ущерб двигательной деятельности детей; недостаток квалифицированных кадров; разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала [1, с. 187].

Приоритетным направлением в  работе с детьми дошкольного возраста должно быть физическое воспитание дошкольников, направленное на повышение сопротивляемости детского организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды, усвоение теоретических знаний из области физической культуры, формирование двигательных умений и навыков, развитие физических и психических качеств и способностей, интереса и потребности в физическом совершенствовании, всестороннем формировании личности ребенка.

В существующей системе образования наблюдается кризис между физическим воспитанием, физической культурой и другими видами образовательной системы. В современном обществе, несмотря на широкий резонанс и лозунги, физическая культура так и остается всего лишь частью общей культуры, далеко неполноценной, играющей второстепенную роль по отношению к интеллектуальной сфере.

Кроме того, отсутствуют функциональные связи и способы взаимодействия в системе образования. Здесь можно выделить две причины.

1.        Физическая культура оказывает прямое влияние на развитие детского организма.

2.        Физическая культура оказывает непосредственное влияние на жизнедеятельность и работоспособность организма растущего человека [2, с. 86].

Отсюда правомерно встает вопрос о качестве образования по физической культуре. Применяя понятие «качество» к сфере образования по физической культуре, необходимо учитывать, что под образованием понимается и результат, и процесс деятельности. При этом образовательные результаты, которые можно искать через физические изменения ребенка, следует охарактеризовать как непосредственные результаты. Устойчивость непосредственных образовательных результатов следует обозначить как долгосрочные результаты физического образования.

Официальная трактовка понятия «качество образования» закреплена в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 11 июня 2022 года) и включает «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося», выражающую степень их соответствия определенным государственным требованиям, прежде всего, - требованиям  федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), а также потребностям граждан и организаций, в интересах которых осуществляется данная образовательная деятельность, в том числе «степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [5].

Несмотря на существование официального понятия, в науке существует значительное количество позиций исследователей о том, что следует понимать под качеством образования.

Т.М. Резер и Т.Ю. Ольшевская трактуют понятие «качество» с точки зрения  процессного подхода, который определяет деятельность организации как «связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с определенными критериями для удовлетворения потребностей клиента» [4, с. 105].

Однако все авторы сходятся во мнении, что обеспечение качества образования должно быть управляемым процессом [7, с. 291].

Иначе говоря, качество образования по физической культуре можно охарактеризовать как механизм соответствия социальных и здоровьесберегательных результатов. Соответствия «качества» достижения между потребностям личности быть здоровой и физически активной и потребностям общества в здоровой нации. Под «качеством» достижения образовательных результатов в данном случае понимаются затраты времени на образование, изменения в состоянии здоровья и эмоциональном самочувствии детей.

Смысл физического образования по физической культуре как деятельности заключается в освоении новых видов физической деятельности. Поскольку любую деятельность можно рассматривать как решение проблем, то образование по физической культуре можно обозначить как психолого-медико-педагогический процесс развития у обучаемых потребности в здоровом образе жизни и физической активности на основе использования достижений физической культуры [2, с. 86].

Принципы и приоритеты в сфере физической культуры и спорта в образовательных учреждениях Российской Федерации отражены в Концепции развития детско-юношеского спорта до 2030  года [3].

Постсоветская школа готовила молодежь к решению более широкого круга оздоровительных и ценностно-ориентационных проблем, как перспективных, так и актуальных. На сегодня в образовательных учреждениях удалось расширить образовательное пространство по развитию физкультуры и спорта за счет факультативных занятий, курсов по выбору соответствующих интересам детей, и сочетания обучения с практикой. Но при этом нередко ограничиваемся лишь базой знаний, необходимой не столько для развития здоровья, сколько для сдачи нормативов.

В связи с этим, переход к новому качеству образования по физической культуре возможен по нескольким направлениям:

— решение социальных проблем (через возрождение общественной деятельности ДОУ), проблем философского характера и проблем здоровья;

— решение проблем связанных с информационным образовательным пространством. Использование внешних источников интернет-информации, интренет-ресурсов;

— решение проблем содержательного и методического характера по физической культуре, которые следует рассматривать как основы конкретной области физической культуры.

Вместе с тем, практика показывает, что в современных дошкольных и учреждениях используются современные средства и методы физического воспитания на занятиях физической культуры. Для развития двигательных и координационных способностей дошкольников должны быть использованы игровые методики физической культуры. Их использование должно найти отражение не только для физического развития, но и для развития когнитивной и творческой деятельности детей.

Опрос, проведенный в МАДОУ ЦРР ДС №17, 355, 432 г.Челябинска в период с апреля по июль 2022 г. (выборку составили - 217 родителей и 56 педагогов ДОУ) показал, что с точки зрения родителей, преподаватели по физической культуре больше всего показывают себя как эрудиты, в меньшей мере — как специалисты в области общения. Не так уж часто, по мнению родителей, встречаются преподаватели по физической культуре, как организаторы, профессионалы. Результаты опроса свидетельствуют, что педагоги МАДОУ ЦРР ДС №17, 355, 432 г.Челябинска и родители дошкольников считают данное направление приоритетным.

Вместе с тем, по мнению З.К. Шнекендорф за последние годы общее число преподавателей по физической культуре, которых ценят родители за их профессиональные качества, выросло. Но, прежде всего, они видят в педагогах знающих людей, которые владеют определенной познавательной информацией [6, с. 16].

Основные проблемы, затронутые в статье, аккумулируют идеи качества образования по физической культуре, где физическое воспитание выступает как оздоровительная система, которая представляет собой совокупность средств, методов, технологий, имеет законодательную базу. Физическое воспитание является необходимым звеном дошкольной системы образования, а оздоровительные системы физического воспитания позволяют формировать умения, обеспечивающие индивидуальное здоровье каждого ребенка.

 

Список литературы

 

1.        Дронов А.Ф. Как сберечь здоровье ребенка. - М.: Кронус, 2020. – С. 189-194.

2.        Пивоваров П.С. Развитие координационных способностей в волейболе при обучении передачам в падении на начальном этапе учебного процесса // Подготовка профессиональных управленческих кадров: опыт, проблемы, инновационные образовательные технологии // Международная научно-практическая конференция / Ред. Е.И. Семушина. – Челябинск: Челябинский филиал РАНХ и ГС, РЕКПОЛ, 2012. – С. 86.

3.        Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2021 N 3894-р <Об утверждении Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации> (вместе с "Планом мероприятий по реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы)") http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_407364/ (дата обращения: 12.07.2022).

4.        Резер Т.М.,Ольшевская Т.Ю. Государственное управление качеством образования: учебное пособие: МНиВО РФ, Уральский федеральный университет. Екб.: Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 105.

5.        Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2021, с изменениями на 11 июня 2022 года) // Российская газета. № 303. 31.12.2021.

6.        Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. – 2020. – №2. С. 16.

7.                  Шибанова Е.К., Улитина Е.В. Управление качеством образования: новые ориентиры Российской Федерации // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. Современные тренды развития регионов: управление, право, экономика, социум. Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС, 2022. – С. 289-294.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

Современные реали развития общества требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизне...

2.9. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского  профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...

Системное применение инновационных технологий в повышении качества образования. Использование виброгимнастики на занятиях по физическому воспитанию

Любая инновация представляет собой не что иное,как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента,вследствии чего происходят качественные изменения среды....

Актуальные проблемы повышения качества образования по физической культуре в ДОУ

Аннотация. Статья посвящена анализу сущности понятия «качество образования» по физической культуре на основе изучения требований законодательства, а также посредством анализа смежных катег...

Повышение качества образования дошкольников: проблемы и пути решения

   На сегодняшний день вопрос качества дошкольного образования приобрел особую актуальность. Понятие «качество» очень динамичное. Даже качество золота меняется со временем...