Перспективный план "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Бабичева Наталья Петровна

Перспективный план "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_rannego_dosh.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

 ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА ТЕМУ

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

I младшая группа

на 2020 - 2021 учебный год

Воспитатель:

Бабичева Н.П.

 

Цель: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности».

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста, самообразования.

  • Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр, оформить уголок сенсорного развития
  • Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.
  • Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
  • Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Улучшить общую двигательную активность;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Разработать перспективный план работы с детьми.

 

Актуальность:

      На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

       Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

     И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

         Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома. (Приложение № 1)

         Стратегия работы:

Успешность работы с детьми раннего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

         I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

         II этап – диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

         III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики рук.

         Форма отчётности:

  1. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук у детей»
  2. Провести анкетирование родителей.
  3. Составить картотеку пальчиковых игр.

         Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

 Система работы представлена по следующим направлениям:

  • В образовательной деятельности – совместная и индивидуальная  работа с детьми;
  • Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
  • Работа с родителями - консультации и беседы.

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

СЕНТЯБРЬ

Наблюдения за детьми, диагностика

1. Катание между ладонями карандашей, теннисных шариков.

2."Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

3. Пальчиковая гимнастика " Шарик"

4. Пальчиковая гимнастика "Пальчик - пальчик"

5. Упражнение с массажными мячиками

6. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

7. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"

8. Разучивание пальчиковой гимнастики: «Встали наши пальчики»

Индивидуальная работа изготовление «Бизиборда»

ОКТЯБРЬ

1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина

2."Сложи картинку" из 2 частей

3. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

4. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки

5. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"

6. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манной крупе)

7."Лучики для солнца" упражнение с прищепками (форма круга, лучики из прищепок)

8. Рисование «Нарисуем ежику колючки».

Индивидуальная работа изготовление «Панно для развития мелкой моторики рук»  

Консультация  «Важность развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»

НОЯБРЬ


1.Разучивание пальчиковой гимнастики: «Вышли пальчики гулять»

2. «Покатай, покатай» катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

3."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию (игры на мягких модулях), работа со шнуровками

4."Помоги развесить одежду" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

5. Рисование пальчиками горошков на платье, рубашках (на шаблоне)

6.Разложи пуговицы по цвету

7. Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох

8."Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

Оформление папки – передвижки  «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»

ДЕКАБРЬ



1. Строим дом из кубиков

2. Упражнение с массажным мячиком "Иголки"

3."Грузим кубики в грузовик" кубики рассыпаны по ковру

4."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты

5."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера

6."Снеговик" - лепка из пластилина снеговика

7. Пальчиковая игра "Мы капусту режем»

8. Пальчиковый театр "Репка"

Памятка «Наши пальчиковые игры»

ЯНВАРЬ

1."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек

2."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха

3. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками

4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы"

5."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью

6."Построим бом из кубиков"

7. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий

8. Штриховка и обводка по контуру игрушек

Индивидуальные беседы  –рекомендации «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей»

ФЕВРАЛЬ



1. Пальчиковая игра "Моя семья"

2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов среди игрушек на столе

5."Поможем бабушке развязать узелки на веревке

6."Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

7. Самомассаж ладоней

8."Разрезные картинки из 3 частей

Листки – памятки на тему «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»

МАРТ

1. Изготовление подарка для мамы

2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

3."Следы от капели" рисуем точки на манной крупе

4."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге

5.Пальчиковая гимнастика "Дождик"

6.Соберем пирамидку

7."Мячи для котят" лепка из пластилина

8."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну

Папка-передвижка: «Рисуем без кисточек»

АПРЕЛЬ




1. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток

2.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

3. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

4."Собери картинку из 3 частей"

5."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги"

6. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"

7."Червячки для грачей" лепка из пластилина

8."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты

Консультация на тему: «Играя, учимся говорить»

МАЙ

1. "Закрути бутылочки"

2. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

3."Строим дом" из конструктора

4."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

5. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц

6.Показ пальчикового  театра "Колобок"

7. игры со шнуровками, липучками

8. Пальчиковые игры, разученные ранее

Оформление папки – передвижки «Пальчиковые игры для малышей»

Используемая литература:

  1. «Программа дошкольного образования. От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой.
  2. «Картотека тематических пальчиковых игр» составитель Л.Н Калмыкова
  3. «Оригами для малышей» Н.А.Просова
  4. «Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика. Подготовительная группа» А.Г.Савушкина
  5. «Детский дизайн. Пластилинография» Г.Н. Давыдова
  6. «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» Г.Н. Давыдова Москва Изд-во «Скрипторий 2003» 2014г.
  7. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» С-Петербург, 1997г.

Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, у него формируется конструктивное мышление, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее - нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается, когда его тренируют.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Важно помнить, что для дошкольника важнее процесс, чем результат. Поэтому следует сделать этот процесс как можно более комфортным для него.
Основываясь на исследованиях по развитию мелкой моторики у детей, мы разработали систему занятий по лепке для детей дошкольного возраста (4-5 лет), на которых будут совершенствоваться мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, повлияет на развитие речи и мышления, на нервную систему в целом.
Занятия разбиты по блокам:
1. Лепка предметная с элементами конструирования;
2. Лепка предметная по представлению.
Задачи, которые будут решаться на занятиях по лепке:
- развивать мелкую моторику рук;
- поддерживать интерес детей к народному искусству;
- поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления;
- заинтересовать детей лепкой объемных фигурок и простых композиций из пластилина;
- показать способы соединения частей;
- поощрять стремление к более точному изображению (моделировать форму кончиками пальчиков, сглаживать места соединения частей фигуры);
- проводить коллективные работы, учить согласовывать свои действия с действиями других детей;
- развивать у детей способность передавать одну и ту же форму в разных техниках;
- создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
На занятии по лепке решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические - по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение занятия по лепке имеют для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью наглядных опор составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Лепку можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.
Таким образом, занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка:
• повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
• развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
• синхронизировать работу обеих рук;
• формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
В завершении консультации, родителям можно предоставить на внимание детские работы из разных техник лепки, а так же привлекать их к деятельности вместе с детьми, пригласить на мастер-класс в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психологического развития. Чем выше его двигательная активность, тем лучше он развивается. Поэтому, начиная с раннего возраста, р...

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста" 2017 - 2018 учебный год

laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста» Цель: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и ра...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» на 2018– 2019 учебный год

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» на 2018– 2019 учебный годАктуальност...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста»

Цель: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности»....

План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста"

План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста"...

отчет по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Годовой отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"...

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...