ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
статья (подготовительная группа)

Вандышева Елена Владимировна

Взаимосвязь и значимость компонентов психологической готовности будущих первоклассников к обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Педагог-психолог ГБДОУ № 4 Вандышева Елена Владимировна

         Переход к школьному обучению является очень важным          и значимым этапом в жизни ребенка, сопровождающимся различными эмоциями и чувствами, различной степенью адаптации к новым условиям и, как результат различным уровнем успеваемости. От родителей, во многом, зависит степень  готовности ребенка к переходу на новую возрастную ступень.

           Готовность к школьному обучению условно можно разделить на 3 компонента: психологический, физический                  и интеллектуальный. Все они взаимосвязаны и в одинаковой степени важны для успешного вступления в школьную жизнь.

           Давайте представим себя на месте детей, и подумаем, какие изменения ждут их при переходе в новый социальный статус.

  1. Во-первых, ребенка ждет:
  • Новая среда, социум (новое помещение, новые сверстники, новые правила и требования, новые взрослые) => нервно-психическое напряжение
  • Как помочь ребенку гармонично пройти адаптационный период?
  • Работать над психологической готовностью к школе:

- самооценка (развивать положительное отношение к себе, адекватные реакции на неудачи, стремление к исправлению ошибок)

- отношение к сверстникам (формировать открытое положительное отношение, дружелюбие, способность к сочувствию и взаимопомощи, умение вести конструктивный диалог)

- отношение к педагогу (способствовать формированию интереса    к общению с учителем, установлению делового контакта, умеренному, сдержанному поведению, отклику на просьбы и указания)

- самостоятельность (развивать целеустремленность, способность соблюдения правил в игре, способность к анализу своих поступков и их последствий)

- стремление к познанию (поощрять любознательность, интерес    к учебным заданиям, интеллектуальным играм)

- культура поведения (приучать к подчинению правилам поведения, формировать вежливость, способствовать самоконтролю и осторожности)

  1. Во-вторых, ребенка ждет:
  • Изменение физической активности (проведение длительного периода времени в сидячем положении, увеличение нагрузки на мышцы руки при письме) => статическое напряжение
  • Как помочь ребенку гармонично пройти адаптационный период?
  • Работать над физической готовностью к школе:

- мелкая моторика (развивать мелкую моторику рук с помощью пальчиковых игр, продуктивных видов деятельности, специальных упражнений)

- координация  движения (развивать координацию движений          с помощью спортивных игр и занятий в спортивных и танцевальных секциях, а также  специальных упражнений)

- физическая активность (ежедневно отводить время для спортивных занятий ребенка дома или в кружках, использовать возможность для активных игр на свежем воздухе)

- нервно-психическое здоровье (соблюдать режим дня, обеспечивать здоровый сон, организовывать интересный и полезный досуг, постепенно увеличивать количество времени на выполнение учебных задач, следить за чередованием видов деятельности, исключать переутомление)

  1. В-третьих, ребенка ждет:
  • Изменение основной деятельности (смена ведущей деятельности с сюжетно-ролевой игры на учебную деятельность) => умственная работа
  • Как помочь ребенку гармонично пройти адаптационный период?
  • Работать над интеллектуальной готовностью к школе:

- осведомленность об окружающем мире (учить пониманию причинно-следственных связей между природными явлениями и ситуациями из жизни; ориентироваться во временной последовательности, знать адрес, день рождения; систематизировать и классифицировать предметы по смыслу            и назначению)

- элементарные математические представления (обучать умению выделять существенные признаки предметов: цвет, форма, размер; знанию 10-12 цветов и 6-7 геометрических фигур; ориентации в числовом ряду до 20ти; решению арифметических задач в пределах 6ти)

- психические процессы (способствовать развитию памяти, внимания, мышления, восприятия)

- речь (способствовать правильному формированию грамматического строя речи: задавать открытые вопросы, стимулировать к высказыванию, интерпретации понятий, читать книги, следить за грамотностью собственной речи).

 Взаимосвязанность всех компонентов во время адаптации к школе требует затрат ресурсов организма. Задача родителей – минимизировать риски дезадаптации и максимально серьезно подойти к подготовке детей к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к обучению в школе

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...

Консультация для родителей воспитанников по теме: "Психологическая готовность к обучению в школе"

Данная консультация будет интересна и  полезна для родителей детей старшего дошкольного возраста. В ней раскрываются основные аспекты понятия "готовность к школе", а также даются рекомендации для...

Психологическая готовность к обучению в школе

Психологическая готовность к обучению в школе.Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.   Первым условием ...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Цель работы: выявить, раскрыть и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе....