Использование "Говорящей" среды в режимных моментах
статья

Ключникова Надежда Викторовна

Как можно использовать эементы "Говорящей" среды в режимных моментах в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_rezhimnyh_momentah.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование «говорящей стены» в режимных моментах»

                                                                      То, что дети могут сделать вместе сегодня,

завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л. С. Выготский

Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном детском саду уделяется большое внимание. И она должна соответствовать современным условиям. Педагоги дошкольных организаций стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, так как группа, в которой дети проводят большую часть дня, является для них вторым домом. Поэтому дети и должны чувствовать себя комфортно.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику детских садов. ФГОС требует изменений во взаимодействии взрослых и детей. В связи с этим встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное - не просто передать знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии. При реализации этих требований и была выбрана одна из современных технологий: «Говорящая стена». Это та форма работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей.
В методической литературе «Говорящие стены» называют методикой (С.В. Могильникова, Е.В. Язькова, Е.С. Беленькая и др.), формой образовательной деятельности (С.Н. Поденщикова), методическим приемом практического метода обучения, формой организации развивающей предметно-пространственной среды (В.В. Ляленкова, Е.И. Шепицина и др.)
Основная идея технологии «Говорящая стена» -трансформация среды пребывания детей в обучающую среду.
Говорящая стена- это
-центр познавательного развития;
-социально-коммуникативный центр;
-центр художественно-эстетического развития.
Цель:
-создает условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы.
Задачи:
-создает атмосферу эмоционального комфорта (детский сад является особым местом в жизни детей. Это теплый и уютный дом, в котором понимают и принимают каждого ребёнка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. Очень важно создать для детей комфортный психологический климат в группе);
-создает условия для проявления познавательной активности детей (по мнению В.В. Щетининой, познавательная активность-это черта личности, которая проявляется в отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленная на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая появление в познавательной деятельности);
-создает условия для творческого самовыражения (детское творчество рассматривается как одно из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления);
-развивает самостоятельность, мелкую моторику, инициативу при выборе содержания деятельности, наглядных средств.
-развивает коммуникативные навыки (ребенок постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми: это хорошо поставленная речь, связное выражение мыслей и чувств, понимание невербальных сигналов, то есть мимики, движений; начальные навыки работы в команде и многое другое. От уровня развития коммуникативных навыков во многом зависит и процесс адаптации ребенка в дошкольном учреждении);
-создает благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращает внимание детей на красоту природы.
Суть технологии «говорящая стена» в условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребенок имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный, дидактический материал. Для этого на стене (стенах) изображается сюжет, крепятся кармашки, ковровое полотно, магнитные полки, ленточки, тематические картинки. В качестве крепления может использоваться самоклеящаяся лента липучка.
Требования и правила при организации образовательной деятельности с учетом технологии «говорящая стена»:
-создание «говорящей стены» должно проходить при сотрудничестве педагогов, родителей и детей;
- содержания экспозиции «говорящая стена» должно систематически обновляться;
-«говорящая стена» должна быть мобильна (в целом, и в своих элементах), как и все образовательное пространство в целом;
Наш практический опыт показал, что места размещения «говорящей стены» должны быть «закреплены» раз и навсегда; а смена должна быть определена потребностями участников образовательного процесса
- к размещенному на «говорящей стене» материалу предъявляются определенные санитарные, эстетические требования, а также требования федерального государственного стандарта дошкольного образования;
-изображения на стенах должны быть понятны детям и не вызывать отрицательных эмоций;
- используемые материалы должны быть качественными, прочными, безопасными и поддаваться чистке;
- при выборе цветов необходимо избегать резких контрастных оттенков, (например, большого количества красного, черного). Лучше всего использовать те цвета, которые способствуют спокойствию и безопасности;
-оформление стен в группе должно быть приближенным к домашним (не офисный стиль);
- каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать (четко понимать);
- учитывать освещение (достаточное для изучения «говорящей стены»);
- качество иллюстраций (и «детский» уровень исполнения, и «профессиональный»)
Правила по использованию «Говорящей стены».
Они позволяют детям договариваться об очередности, возможном партнерстве при работе в самостоятельной образовательной деятельности.
Если говорить об образовательных возможностях «Говорящей стены», то можно выделить следующее:
1.       Интерактивность
2.       Информационная доступность
3.       Возможность интеграции образовательных областей
4.       Облегченная трансформация учебного материала
5.       Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль (основная проблема нехватка пространства, воспитатели хотят разместить в группе зоны для разных видов деятельности, но не имеют для этого нужного пространства)
6.       Возможность использования ИКТ, как составляющей части «Говорящей стены»
7.       Способ организации самостоятельной деятельности детей
8.       Способ сенсорного развития
9.       Использование в режимных моментах в течении всего дня
10.   Более эффективное усвоение вариативных программ
11.  Успешное усвоение нового материала и закрепление пройденного.
В целом, технология «Говорящая стена» может включать развивающую стену (уникальный инструмент, своеобразный живой экран), сенсорную стену (от латинского-«senstus»-«чувство», «восприятие»; особая среда, представляющая возможность расширить жизненный опыт детей, развить моторику пальцев, логику и мышление, например, бизиборд), интерактивную стены (она помогает ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт и сделать образовательную деятельность яркой) в предметно-развивающей среде группы.

«Говорящая стена» помогает с интересом и пользой провести режимные моменты.

Временной промежуток

Режимные моменты

Использование элементов «Говорящей стены»

I половина

 дня

Утренний прием

Зарисовка (выбор картинки) настроения, семьи, дома, транспорта, родителей дома и на работе, любимой игрушки.

Планирование на день.

Утренняя гимнастика

Схематическая зарисовка (картинка) действий

Подготовка к завтраку, завтрак.

Дежурство

Зарисовка (картинка) блюд на завтрак

Правила поведения за столом

Имя или картинка дежурного

 Дежурный заполняет число, месяц, день недели.

Порядок подготовки стола к приему пищи

Игры, самостоятельная деятельность

Правила поведения в групповой комнате

Обозначение центров активности, сюжетных игр

Надписи на шкафчиках

Закрепление знаний по различным видам деятельности (игры, пособия, задания)

Прогулка (игры, наблюдение, труд)

Картотека подвижных игр

Атрибуты к играм

Приметы текущего времени года

Возвращение с прогулки

Алгоритм одевания-раздевания

Одежда, ее части

Правила культурного человека

Порядок в шкафчике, на обувной полке

Порядок умывания

Подготовка к обеду, обед

Зарисовка блюд на обед

Состав блюд

Правила поведения за столом

Подготовка ко сну, дневной сон.

Порядок складывания одежды на стульчик

Культурное поведение в спальне

Дорожка из следов

II половина дня

 

 

Постепенный подъем, гимнастика пробуждения, воздушные, водные процедуры

Порядок заправления постели

Алгоритм пользования расческой

Порядок действий после сна

Картотека гимнастики после сна

Подготовка к полднику, полдник

Блюда на ужин

Правила поведения за столом

Игры, самостоятельная деятельность детей

 Атрибуты к играм

Планирование самостоятельной деятельности

Пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки.  Задания

Оформление интерьера к праздникам

Чтение художественной литературы

Зарисовка понравившегося отрывка из прочитанного произведения

Подготовка к вечерней прогулки, прогулка

Порядок одевания на прогулку

Правила поведения в раздевалке

Организованная таким образом образовательная деятельность в режимных моментах с использованием «Говорящей стены» способствует успешной реализации многих задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе логопеда и воспитателя. Использование режимных моментов в коррекции речи заикающихся детей.

В данной статье расматривается опыт по использованию режимных моментов воспитателем в коррекции речи заикающихся детей, при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя....

Конспект для воспитателей о режимных моментах. Тема: «Режимный момент в детском саду: подъем после сна»

Правильный режим дня-это рациональная продолжительность и разумное, чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток,непременного условия, здорового образа жизни и успешного раз...

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА «Организация режимных моментов в ДОУ» Формы и методы, используемые при проведении режимных моментов.

laquo;Организация режимных моментов в ДОУ»  Формы и методы, используемые при проведении  режимных моментов. Требования к подготовке и проведению режимных моментов...

Режимный момент: Игра, как форма нравственно-патриотического воспитания в режимных моментах. «Русские народные игры»К

Цель: Развитие интереса детей к разным видам игр и умение в них играть.Задачи: - расширить знания детей о стране, культуре, родном городе; - развивать интерес детей к разным видам игр и умен...

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят» (Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят»(Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))  Цель: совершенствование культурн...

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят» (организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюдя в гостях у ребят»(Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))  Цель: совершенствование культурн...

Конспект проведения режимного момента «Даша-Забываша» (организация режимного процесса одевания на прогулку детей весной) в средней группе

Конспект проведения режимного момента «Даша-Забываша»(Организация режимного процесса одевания на прогулку детей весной) Цель: создание условий для совершенствования умений и навы...