Картотека игр на развитие социально- коммуникативных навыков у детей
картотека

Финогенова Ольга Александровна
Картотека игр на развитие социально - коммуникативных навыков у детей, группа раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общение и взаимодействие ребёнка с взрослым и         сверстниками.

Игра  «До свидания – здравствуй»

Цель: воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Ход игры:

Воспитатель спрашивает у детей, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, воспитатель показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Ребёнок включается в игру, повторяя движения и слова вместе с воспитателем.

Игра « Давайте познакомимся»

Цель: развитие навыков общения, сближение детей друг с другом и воспитателем.

Ход игры:

Дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет своё имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребёнок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того кому он бросит мяч, и т.д.

Игра «Назови себя»                                                                                                                              Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.                                                                 Ход игры:

 Воспитатель предлагает ребёнку представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома, или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Игра «Ласка»

Цель: развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, наладить контакт

Ход  игры:

Воспитатель просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: “Хорошая, хорошая”. Подсказывает “Загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно”. Ребёнок сам может показать движение, исполняя его выразительно, с помощью воспитателя.

Игра « Обними и приласкай игрушку»                                                                                                                            Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости.                                      Ход игры:

 Воспитатель вносит в группу  одну или несколько мягких игрушек, например: собаку, медведя, зайца, кошку. Дети ходят по группе. По сигналу воспитателя они разбиваются на подгруппы и подходят  к той игрушке, которую хотели бы поласкать. Первый ребёнок берёт игрушку, обнимаете и говорит ей что- нибудь нежное и приятное. Затем игрок передаёт игрушку своему соседу. Тот тоже должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз. 

Игра «Музыкальные обнимашки»                                                                                                                            Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы.                                                           Ход игры:

 Дети прыгают или танцуют под музыку, когда музыка прекращается, каждый ребёнок кого- то обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают или танцуют.

Ира «Похлопайте те, кто…»                                                                                                                            Цель: создать в группе положительный эмоциональный настрой, помочь детям подружиться.                                                                                                                                                           Ход игры:

 Похлопайте в ладоши те, кто любит солнышко; кто любит гулять; кто любит мороженое; кто любит кататься на карусели.

Игра « Угадай настроение»

Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; формировать коммуникативные навыки.

Материал: картинки с видами настроений (весёлое, грустное, сердитое, доброе, счастливое).

Ход игры:

 Детям даётся набор картинок с разными видами настроений. После определения «настроения» каждой картинки дети разбиваются на пары.

Один ребёнок берёт картинку и, не показывая её другому, называет настроение, которое на ней изображено.

Второй должен найти картинку, задуманную партнером.

После этого дети сравнивают картинки.

При несовпадении можно попросить детей объяснить. Почему они выбрали ту или иную картинку для определения настроения.

Игра «Паровозик»                                                                                                                                           Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы.                                                                                 Ход игры:

 Дети строятся  друг за другом, держась за плечи. Паровозик везёт «вагончик», преодолевая различные препятствия.

Игра «Паровозик дружбы»

Цель:  помочь детям развить дружеские отношения друг с другом.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отправиться в гости и приглашает каждого

ребёнка занять свое место. Дети повторяют все движения за воспитателем и вместе с ним проговаривают слова:

Поезд мчится и грохочет  -

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Машинист, во всю хлопочет –

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

Поезд мчится под горой –

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Для детей вагон второй –

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

Поезд мчится вдоль полей –

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Эй, цветы водой полей –

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

                                                                                                              

Игра « Раздувайся пузырь»                                                                                                                                                 Цель: развитие общения младших дошкольников, воспитателю помогает завоевать доверие и расположение  детей.                                                                                                                             Ход игры:                                                                                                                                                         Вместе с воспитателем дети становятся в очень маленький круг, произнося слова, отходят постепенно назад:                                                                                                                                                             «Раздувайся пузырь ,                                                                                                                                               Раздувайся большой…                                                                                                                                        Оставайся такой,                                                                                                                                                               Да не лопайся!» Получается большой круг.

Затем воспитатель говорит:

 « Хлоп!» - «Пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь»- сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись «пузырьки»).

Игра «Прыг- скок»                                                                                                                                                                                     Цель: развитие общения младших дошкольников со сверстниками и воспитателем.

Ход игры:

Воспитатель проводит на земле черту, за которой становятся дети.  Воспитатель произносит слова: дети повторяют слова и движения:                                                                                                                              Ножки бежали по дорожке,                                                                                                                           Бежали лесочком,                                                                                                                                                                         Прыгали по кочкам.                                                                                                                                                   Прыг - скок,  прыг- скок!                                                                                                                                                          Побежали на лужок,                                                                                                                                                       Потеряли сапожок.                                                                                                                                                                      Бегут, прыгают на двух ногах. Приближаясь к воспитателю.

Игра «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: развивать умение прыгать ритмично в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу.

Ход игры:

Дети сидят на стульях, расставленных в разных местах комнаты (возле стен) или по границе площадки. Воспитатель находится в центре. Он берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря при этом:

Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой.

Затем воспитатель предлагает детям попрыгать, как мячики. Повторяя стихотворение, делает движение рукой так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают в том же темпе. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню», все дети убегают к стульям и садятся на них.

                             Любовь к природе.

Игра «Солнышко и дождик»

Цель: развитие общения младших дошкольников со сверстниками и воспитателем.

Ход игры:

Когда я буду открывать зонтик, мы все вместе будем под него

прятаться. А как только зонтик закроется, мы будем снова гулять и прыгать по полянке.

Тучка солнышко закрыла,

Наших деток намочила!

Ну-ка, все сюда бегом,

Вас накрою я зонтом!

         (Дети прячутся под зонтик)

              Тучка спряталась за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое, теплое, лучистое.

(дождик прошел, можно идти гулять).

Игра «Путешествие на луг»

Цель: формировать бережное отношение к живой природе.

Ход игры:

Дети повторяют движения и слова за воспитателем.

На лошадке ехали

(легкие приседания, руки вытянуты – «держат

 вожжи»).

В огород заехали.

 (Хлопки: 2 коротких, 1 длинный)

Гоп-гоп-гоп, гоп-гоп-гоп!

На машине ехали,

До угла доехали

(повороты руками, которые «держат руль»)

Би-би-би, би-би-би!

Паровозом ехали

И на луг приехали. (руки согнуты в локтях, «едем на паровозе»).

Чух-чух-чух,чух-чух-чух!

(хлопки: 2 коротких, 1 длинный).

Игра «Путешествие в лес»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.

Ход игры:

Дети повторяют за воспитателем движения и слова:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки (движутся обычным шагом).

По камушкам, по камушкам, (движутся большими шагами).

По кочкам, по кочкам

 (выполняют прыжки с продвижением вперед)

По маленьким листочкам. (движутся мелкими шагами).

В ямку – бух» (приседают на корточки)

Игра «Выпал снежок»

Цель: создание радостного настроения у детей.

Ход игры: Дети за воспитателем повторяют  движения и слова:

         Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем!

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем!

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем!

Мы потопаем, мы потопаем!

Мы похлопаем, мы похлопаем!

Игра «Зайка»

 Цель: развивать координацию движений, учить детей выполнять движения в соответствии с текстом

Ход игры: 

Дети выполняют движения под стихотворение:

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так, он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал, серый зайка ускакал!

Игра «Где же наши ручки» 

Цель: учить познанию самого себя, своей индивидуальности.

Ход игры: Дети за воспитателем повторяют движения и слова:                                                                                                                  

Где же, где же наши ручки? 

(разводят руками и удивленно смотрят друг на друга).

Где же, наши ручки?

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек! (прячут руки за спинами)

Вот, вот наши ручки!

Вот наши ручки! (поворачивают ладошки тыльной стороной вверх-вниз)

Пляшут, пляшут наши ручки!

Пляшут наши ручки! (ритмично машут ладошками перед собой)

Где же, где же наши ножки?

Где же, наши ножки?

Где же, где же наши ножки? (разводят руками и удивленно смотрят друг на друга).

Нет наших ножек! (садятся на корточки)

Вот, вот наши ножки!

Вот наши ножки! (ритмично хлопают ладошками по ногам)

Пляшут, пляшут наши ножки!

Пляшут наши ножки! (ритмично топают ногами)

Где же, где же наши детки?

Где же, наши детки?

Где же, где же наши детки? (разводят руками и удивленно смотрят друг на друга).

Нет наших деток! (прячут лицо в ладошки)

Вот, вот наши детки!

Вот наши детки! (открывают лицо, улыбаются, покачивают головой)

Пляшут, пляшут наши детки!

Пляшут наши детки! (пританцовывая, поворачиваются вокруг себя).

 Игра «Танец у елки»

Цель: прививать любовь  и бережное отношение к красоте природы.

Ход игры:        

Дети повторяют за воспитателем движения и слова:

 Дети по лесу гуляли,

Любовались на ель,

(идут вокруг елки).

Какая ель, какая ель

(поднимают руки вверх)

Какие шишечки на ней

(выполняют кистями рук движение «фонарики»)

Топни ножкой: топ-топ-топ!

(ритмично топают ногами)

А в ладошки: хлоп-хлоп-хлоп!

(ритмично хлопают в ладоши)

Шаг туда и шаг сюда

(делают шаги вперед-назад)

Повернись вокруг себя! (кружатся на месте).

                         Семья и общество

Игра «Дружные пальчики»

Цель: развивать моторику рук и  дружеские отношения между детьми ,  приучать помогать друг другу.

Ход игры: Дети держат ладошки перед собой, повернув, их внутренними сторонами друг к другу. В процессе рассказывания стихотворения они должны соединять соответствующие пальцы.

Пальчик, пальчик; где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

С этим пальцем в лес ходил.

С эти пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)

Игра «Наша группа»

Цель: развивать моторику рук и дружеские отношения между детьми.

Ход игры:

Дети повторяют за воспитателем движения рук и слова:

В нашей группе все друзья.

(ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

Игра «Семья»

Цель: прививать любовь к семье, близким людям.

Ход игры: Дети держат ладошки перед собой, повернув, их внутренними сторонами друг к другу. В процессе рассказывания стихотворения они должны соединять соответствующие пальцы.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я!

Игра «Расскажем Чебурашке, как вести себя в детском саду»

Цель: уточнить представление о правилах безопасного поведения в группе.

Оборудование: игрушка Чебурашка, фотографии групповых помещений или соответствующие картинки

Ход игры:

Воспитатель вносит игрушку, рассматривает её с детьми, предлагает вспомнить содержание мультфильма, последовательно показывает фотографии или картинки, затем предлагает рассказать Чебурашке, как нужно вести себя в том или ином помещении, делая при этом акцент на правилах безопасности.

          Самостоятельность и трудовое воспитание.

Игра « Покажем Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться»

Цель: закрепить названия зимней одежды и порядок одевания;

Формировать представление о необходимости: заботиться о своём здоровье.

Оборудование: игрушка Мишка, одежда для него.

Ход игры:

Воспитатель показывает Мишку, неправильно одетого для прогулки (пальто не застёгнуто, нет шарфа и варежек и т.д.), уточняет, правильно ли Мишка оделся на прогулку, почему нет, и предлагает рассказать и показать Мишке. Как надо одеваться. По предложению воспитателя дети надевают одежду, показывают и рассказывают, зачем нужны шарф, варежки и т.д.

Игра «Оденем куклу на прогулку»

Цель: закрепить названия одежды и порядок её одевания.

Оборудование: несколько кукол, зимняя одежда и обувь для них.

Ход игры:

Воспитатель предлагает одеть кукол на прогулку и уточняет, какие предметы одежды необходимы. Воспитатель предлагает детям по очереди  надеть на кукол предмет одежды в той или иной последовательности, в которой дети одеваются сами, побуждает комментировать свои действия.

Игра «Угостим куклу чаем»

Цели: повторить названия чайной посуды, познакомить с правилами безопасного поведения за столом.

Оборудование: кукольная мебель, чайная посуда, кукла.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям угостить куклу чаем, уточняя, какая посуда необходима.  Просит поставить блюдце, напоминая, что чашку нужно ставить, развернув ручкой вправо, ложечку также положить на блюдце справа от чашки.

Воспитатель задаёт вопросы о том, с чем можно пить чай. Предлагает поставить на стол угощение и пригласить куклу за стол, чтобы угостить чаем, напомнить ей, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься.

Обращает внимание на то, что за столом нужно всегда вести себя спокойно.

Игра « Уложим куклу спать»

Цели: закрепить названия постельного белья и их принадлежностей;

уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды;

закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.

Оборудование: кукольная кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, пижама или ночная рубашка для неё.

Ход игры:        

Воспитатель говорит о том, что куклу пора укладывать спать, просит постелить ей постель, уточняет порядок раздевания и развешивания одежды на стульчики, предлагает сделать это детям.

После укладывания напоминает, что  детям обязательно нужно спать днём, вовремя ложиться спать вечером, так как это все полезно для их здоровья, и если дети хорошо спят, они быстрее вырастают. Чтобы кукла быстрее уснула, предлагает спеть для неё колыбельную.

                              «Личная гигиена»

Игра « Вымоем куклу»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры: 

Играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно  вымоет ( умоет) куклу.

Игра «Правила гигиены»

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры: 

Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность          выполнения данных навыков, или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

Игра « Котята»

Цель: развивать координацию движений, учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры:

Ребёнок выполняет движения соответственно тексту.

Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко-сладко засыпали:
Вот так, вот так!

Игра «Что где лежит»

Цели: закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе;

уточнить знания о расположении предметов в группе;

закрепить представление о том, что содержание её в порядке помогает сохранить здоровье.

Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых и других зон по видам детской деятельности.

Ход игры:

Воспитатель рассматривает с детьми фотографии групповой мебели и зон по видам деятельности, уточняет их значение.

Раскладывает фотографии по столам, раздает детям предметные картинки и предлагает навести порядок - разложить предметы по местам.

                           «Опасные предметы»

Игра «Что мы знаем о вещах»

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

Ход игры: В игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочерёдно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот иной предмет, рассказать правила общения с ними.

Игра «Убери  на место»

Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.

Ход игры: на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.

Игра «Источники опасности»

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)

Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасными.

                                   

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное , эмоциональное и психическое становление ребёнка. Игра даёт детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Слайд 3

Общение и взаимодействие ребёнка с взрослым и сверстниками. Игра «До свидания – здравствуй» Цель : воспитывать уважительные отношения к окружающим. Ход игры : Воспитатель спрашивает у детей, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, воспитатель показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Ребёнок включается в игру, повторяя движения и слова вместе с воспитателем. Игра « Давайте познакомимся» Цель: развитие навыков общения, сближение детей друг с другом и воспитателем. Хо игры: Дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет своё имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребёнок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того кому он бросит мяч, и т.д. Игра «Назови себя» Цель: учить представлять себя коллективу сверстников. Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома, или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Слайд 4

Игра «Ласка» Цель: развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, наладить контакт Ход игры: Воспитатель просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: “Хорошая, хорошая”. Подсказывает “Загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно”. Ребёнок сам может показать движение, исполняя его выразительно, с помощью воспитателя. Игра «Музыкальные обнимашки » Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы. Ход игры: Дети прыгают или танцуют под музыку, когда музыка прекращается, каждый ребёнок кого- то обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают или танцуют. Игра « Обними и приласкай игрушку» Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости. Ход игры : Воспитатель вносит в группу одну или несколько мягких игрушек, например: собаку, медведя, зайца, кошку. Дети ходят по группе. По сигналу воспитателя они разбиваются на подгруппы и подходят к той игрушке, которую хотели бы поласкать. Первый ребёнок берёт игрушку, обнимаете и говорит ей что- нибудь нежное и приятное. Затем игрок передаёт игрушку своему соседу. Тот тоже должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.

Слайд 5

Игра «Похлопайте те, кто…» Цель: создать в группе положительный эмоциональный настрой, помочь детям подружиться. Ход игры: Похлопайте в ладоши те, кто любит солнышко; кто любит гулять; кто любит мороженое; кто любит кататься на карусели. Игра «Паровозик» Цель : создание положительного эмоционального фона, сплочение группы. Ход игры: Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везёт «вагончик», преодолевая различные препятствия. Игра « Угадай настроение» Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; формировать коммуникативные навыки. Материал: картинки с видами настроений (весёлое, грустное, сердитое, доброе, счастливое). Ход игры: Детям даётся набор картинок с разными видами настроений. После определения «настроения» каждой картинки дети разбиваются на пары. Один ребёнок берёт картинку и, не показывая её другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную партнером. После этого дети сравнивают картинки. При несовпадении можно попросить детей объяснить. Почему они выбрали ту или иную картинку для определения настроения.

Слайд 6

Игра «Паровозик дружбы» Цель: помочь детям развить дружеские отношения друг с другом. Ход игры: Воспитатель предлагает детям отправиться в гости и приглашает каждого ребёнка занять свое место. Дети повторяют все движения за воспитателем и вместе с ним проговаривают слова: Поезд мчится и грохочет - Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Машинист, во всю хлопочет – Чух-чух-чух , чух-чух-чух . Поезд мчится под горой – Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Для детей вагон второй – Чух-чух-чух , чух-чух-чух . Поезд мчится вдоль полей – Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Эй, цветы водой полей – Чух-чух-чух , чух-чух-чух . Игра « Раздувайся пузырь» Цель: развитие общения младших дошкольников, воспитателю помогает завоевать доверие и расположение детей. Ход игры: Вместе с воспитателем дети становятся в очень маленький круг, произнося слова, отходят постепенно назад: «Раздувайся пузырь , Раздувайся большой… Оставайся такой, Да не лопайся!» Получается большой круг. Затем воспитатель говорит: « Хлоп!» - «Пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь»- сдулся ) или разбегаются по комнате (разлетелись «пузырьки»).

Слайд 7

Игра «Прыг- скок» Цель: развитие общения младших дошкольников со сверстниками и воспитателем. Ход игры: Воспитатель проводит на земле черту, за которой становятся дети. Воспитатель произносит слова: дети повторяют слова и движения: Ножки бежали по дорожке, Бежали лесочком, Прыгали по кочкам. Прыг - скок, прыг- скок! Побежали на лужок, Потеряли сапожок. Бегут, прыгают на двух ногах. Приближаясь к воспитателю. Игра «Мой весёлый звонкий мяч» Цель: развивать умение прыгать ритмично в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу. Ход игры: Дети сидят на стульях, расставленных в разных местах комнаты (возле стен) или по границе площадки. Воспитатель находится в центре. Он берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря при этом : Мой веселый звонкий мяч Ты куда помчался вскачь? Красный, жёлтый, голубой , Не угнаться за тобой. Затем воспитатель предлагает детям попрыгать, как мячики. Повторяя стихотворение, делает движение рукой так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают в том же темпе. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню», все дети убегают к стульям и садятся на них.

Слайд 8

Любовь к природе. Игра «Путешествие на луг» Цель: формировать бережное отношение к живой природе. Ход игры: Дети повторяют движения и слова за воспитателем. На лошадке ехали (легкие приседания, руки вытянуты – «держат вожжи»). В огород заехали. (Хлопки: 2 коротких, 1 длинный) Гоп-гоп-гоп, гоп-гоп-гоп! На машине ехали, До угла доехали (повороты руками, которые «держат руль») Би-би-би , би-би-би ! Паровозом ехали И на луг приехали. (руки согнуты в локтях, «едем на паровозе»). Чух-чух-чух,чух-чух-чух ! (хлопки: 2 коротких, 1 длинный). Игра «Выпал снежок» Цель: создание радостного настроения у детей. Ход игры: Дети за воспитателем повторяют движения и слова: Выпал беленький снежок, Собираемся в кружок. Мы потопаем, мы потопаем! Будем весело плясать, Будем ручки согревать. Мы похлопаем, мы похлопаем! Будем прыгать веселей, Чтобы было потеплей. Мы попрыгаем, мы попрыгаем! Мы потопаем, мы потопаем! Мы похлопаем, мы похлопаем!

Слайд 9

Игра «Солнышко и дождик» Цель: развитие общения младших дошкольников со сверстниками и воспитателем. Ход игры: Когда я буду открывать зонтик, мы все вместе будем под него прятаться. А как только зонтик закроется, мы будем снова гулять и прыгать по полянке. Тучка солнышко закрыла, Наших деток намочила! Ну-ка, все сюда бегом, Вас накрою я зонтом! (Дети прячутся под зонтик) Тучка спряталась за лес, Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, теплое, лучистое. (дождик прошел, можно идти гулять). Игра «Путешествие в лес» Цель: воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям. Ход игры: Дети повторяют за воспитателем движения и слова: По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке, Шагают наши ножки, Шагают наши ножки (движутся обычным шагом). По камушкам, по камушкам, (движутся большими шагами). По кочкам, по кочкам (выполняют прыжки с продвижением вперед) По маленьким листочкам. (движутся мелкими шагами). В ямку – бух» (приседают на корточки)

Слайд 10

Игра «Зайка» Цель: развивать координацию движений, учить детей выполнять движения в соответствии с текстом Ход игры: Дети выполняют движения под стихотворение: Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так, он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть, Вот так, вот так, надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. Зайку волк испугал, серый зайка ускакал! Игра «Танец у елки» Цель: прививать любовь и бережное отношение к красоте природы. Ход игры: Дети повторяют за воспитателем движения и слова: Дети по лесу гуляли, Любовались на ель, (идут вокруг елки). Какая ель, какая ель (поднимают руки вверх) Какие шишечки на ней (выполняют кистями рук движение «фонарики») Топни ножкой: топ-топ-топ! (ритмично топают ногами) А в ладошки: хлоп-хлоп-хлоп! (ритмично хлопают в ладоши) Шаг туда и шаг сюда (делают шаги вперед-назад) Повернись вокруг себя! (кружатся на месте).

Слайд 11

Игра «Где же наши ручки» Цель: учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Ход игры: Дети за воспитателем повторяют движения и слова: Где же, где же наши ручки? ( разводят руками и удивленно смотрят друг на друга ). Где же, наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек! (прячут руки за спинами) Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (поворачивают ладошки тыльной стороной вверх-вниз) Пляшут, пляшут наши ручки! Пляшут наши ручки! (ритмично машут ладошками перед собой) Где же, где же наши ножки? Где же, наши ножки? Где же, где же наши ножки? (разводят руками и удивленно смотрят друг на друга). Нет наших ножек! (садятся на корточки) Вот, вот наши ножки! Вот наши ножки! (ритмично хлопают ладошками по ногам) Пляшут, пляшут наши ножки! Пляшут наши ножки! (ритмично топают ногами) Где же, где же наши детки? Где же, наши детки? Где же, где же наши детки? (разводят руками и удивленно смотрят друг на друга). Нет наших деток! (прячут лицо в ладошки) Вот, вот наши детки! Вот наши детки! (открывают лицо, улыбаются, покачивают головой) Пляшут, пляшут наши детки! Пляшут наши детки! (пританцовывая, поворачиваются вокруг себя).

Слайд 12

Семья и общество Игра «Дружные пальчики» Цель: развивать моторику рук и дружеские отношения между детьми , приучать помогать друг другу. Ход игры: Дети держат ладошки перед собой, повернув, их внутренними сторонами друг к другу. В процессе рассказывания стихотворения они должны соединять соответствующие пальцы. Пальчик, пальчик; где ты был? (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются) С этим пальцем в лес ходил. С эти пальцем щи варил. С этим пальцем кашу ел. С этим пальцем песни пел. (на каждую строчку загибается один пальчик) Игра «Наша группа» Цель: развивать моторику рук и дружеские отношения между детьми. Ход игры: Дети повторяют за воспитателем движения рук и слова: В нашей группе все друзья. (ритмично стучат кулачками по столу) Самый младший – это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. (разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

Слайд 13

Игра «Семья» Цель: прививать любовь к семье, близким людям. Ход игры: Дети держат ладошки перед собой, повернув, их внутренними сторонами друг к другу. В процессе рассказывания стихотворения они должны соединять соответствующие пальцы . Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я! Игра «Расскажем Чебурашке , как вести себя в детском саду» Цель: уточнить представление о правилах безопасного поведения в группе. Оборудование: игрушка Чебурашка , фотографии групповых помещений или соответствующие картинки Ход игры: Воспитатель вносит игрушку, рассматривает её с детьми, предлагает вспомнить содержание мультфильма, последовательно показывает фотографии или картинки, затем предлагает рассказать Чебурашке , как нужно вести себя в том или ином помещении, делая при этом акцент на правилах безопасности.

Слайд 14

Самостоятельность и трудовое воспитание. Игра « Покажем Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться» Цель: з акрепить названия зимней одежды и порядок одевания; Формировать представление о необходимости: заботиться о своём здоровье. Оборудование: игрушка Мишка, одежда для него. Ход игры: Воспитатель показывает Мишку, неправильно одетого для прогулки (пальто не застёгнуто, нет шарфа и варежек и т.д.), уточняет, правильно ли Мишка оделся на прогулку, почему нет, и предлагает рассказать и показать Мишке. Как надо одеваться. По предложению воспитателя дети надевают одежду, показывают и рассказывают, зачем нужны шарф, варежки и т.д. Игра «Оденем куклу на прогулку» Цель: з акрепить названия одежды и порядок её одевания. Оборудование: несколько кукол, зимняя одежда и обувь для них. Ход игры: Воспитатель предлагает одеть кукол на прогулку и уточняет, какие предметы одежды необходимы. Воспитатель предлагает детям по очереди надеть на кукол предмет одежды в той или иной последовательности, в которой дети одеваются сами, побуждает комментировать свои действия.

Слайд 15

Игра «Угостим куклу чаем» Цели: повторить названия чайной посуды, познакомить с правилами безопасного поведения за столом. Оборудование: кукольная мебель, чайная посуда, кукла. Ход игры: Воспитатель предлагает детям угостить куклу чаем, уточняя, какая посуда необходима. Просит поставить блюдце, напоминая, что чашку нужно ставить, развернув ручкой вправо, ложечку также положить на блюдце справа от чашки. Воспитатель задаёт вопросы о том, с чем можно пить чай. Предлагает поставить на стол угощение и пригласить куклу за стол, чтобы угостить чаем, напомнить ей, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься. Обращает внимание на то, что за столом нужно всегда вести себя спокойно. Игра « Уложим куклу спать» Цели: закрепить названия постельного белья и их принадлежностей; уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья. Оборудование : кукольная кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, пижама или ночная рубашка для неё. Ход игры: Воспитатель говорит о том, что куклу пора укладывать спать, просит постелить ей постель, уточняет порядок раздевания и развешивания одежды на стульчики, предлагает сделать это детям. После укладывания напоминает, что детям обязательно нужно спать днём, вовремя ложиться спать вечером, так как это все полезно для их здоровья, и если дети хорошо спят, они быстрее вырастают. Чтобы кукла быстрее уснула, предлагает спеть для неё колыбельную.

Слайд 16

«Личная гигиена» Игра « Вымоем куклу» Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности. Материал : различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы. Ход игры: Играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет ( умоет) куклу. Игра «Правила гигиены» Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу. Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков, или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

Слайд 17

Игра « Котята» Цель: развивать координацию движений, учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Ход игры: Ребёнок выполняет движения соответственно тексту. Все котятки мыли лапки: Вот так, вот так! Мыли ушки, мыли брюшки: Вот так, вот так! А потом они устали, Сладко-сладко засыпали: Вот так, вот так! Игра «Что где лежит» Цели: закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе; уточнить знания о расположении предметов в группе; закрепить представление о том, что содержание её в порядке помогает сохранить здоровье. Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых и других зон по видам детской деятельности. Ход игры : Воспитатель рассматривает с детьми фотографии групповой мебели и зон по видам деятельности, уточняет их значение. Раскладывает фотографии по столам, раздает детям предметные картинки и предлагает навести порядок - разложить предметы по местам.

Слайд 18

«Опасные предметы» Игра «Что мы знаем о вещах» Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов. Ход игры : В игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочерёдно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот иной предмет, рассказать правила общения с ними. Игра «Убери на место» Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга. Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы. Ход игры: на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.

Слайд 19

Игра «Источники опасности» Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки) Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Статья "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста"

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» является приоритетным направлением в развитии образовательной системы. Представляю вашему вниманию свои материа...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

План по развитию социально-коммуникативных навыков у детей через игру-драматизацию

План по развитию социально-коммуникативных навыков у детей через игру-драматизацию...

Авторский материал «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Формирование социально-к...

Картотека игр на развитие социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Карточки с играми на развитие социально-коммуникативных навыков  детей дошкольного возраста...

Картотека игр на развитие социально- коммуникативных навыков

игры из картотеки можно использовать воспитателем в группе старшего возраста...