Методическая разработка совместной деятельности детей и взрослых по социализации дошкольников с учётом интеграции образовательных областей"Хорошо,когда мы вместе!" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Резванова Светлана Николаевна

Методическая разработка содержит педагогические ситуации на основе игр, игровых упражнений, художественного слова, музыкальных игр для социально-коммуникативного  развития ребёнка.  Педагогических ситуациях рекомендовано разыгрывать совместно с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horosho_kogda_my_vmeste.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

«Детский  сад №19 «Василек» компенсирующего вида

Методическая разработка

совместной деятельности детей и взрослых по социализации

 дошкольников с учётом интеграции образовательных областей

 «Хорошо, когда мы вместе!»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Резванова С.Н.

г. Инта

2019 г.

Социализация ребенка дошкольного возраста

Актуальность темы:

             Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

            Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности (в детском возрасте) социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем - через практическую деятельность. Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности - непрерывно действующий процесс.

              Социализация дошкольников предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.  

             Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы становления личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром Социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего через общение и совместную деятельность детей и взрослых.

            Общение и совместная деятельность – важнейшие составляющие жизни дошкольников, неотъемлемая часть процесса социализации ребёнка. Во время совместной деятельности детей, педагогов, родителей устанавливаются дружеские контакты и осваиваются нормы нравственного поведения, создаётся благоприятный психологический климат.

            В соответствии с ФГОС ДО 21.11.2013 г. одними из основных принципов является: приобщение детей к социокультурным нормам общества и сотрудничества Организации с семьёй. Поэтому, мы в нашей группе организовали совместную деятельность  детей, педагогов и родителей по социализации дошкольников.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель:

  1. Развивать умение усваивать нормы и ценности, принятые в обществе, воспитывать моральные и нравственные качества.

Задачи:

  1. Формировать умения правильно оценивать поступки сверстников.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношения к окружающим.
  3. Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
  4. Совершенствовать речь как средство общения.
  5. Помогать осваивать формы речевого этикета.
  6. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
  7. Формировать умение вести диалог между взрослыми и детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
  8. Формировать музыкальные способности.
  9. Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
  10.  Способствовать развитию творческой активности детей в музыкально-игровой деятельности.
  11.  Развивать умение ориентироваться по схеме.
  12.  Активизируется участие родителей в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой  деятельности.
  13.  Развивать желание родителей проявлять позицию активного участника воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнера.

Разыгрывание педагогической ситуации «Мы друзья»

1.  

Педагог: Мы всегда обращаемся друг к другу по имени, а как бы вы хотели, чтобы вас называли ласково.

Игра «Мы по кругу ходили» (все водят хоровод, далее по очереди встают в серединку и называют себя ласково).

Мы по кругу ходили, ласковыми были,

Как в серединку вставали, ласково себя называли.

2. Тренинговое упражнение «Передай добро».

Педагог: Мы знаем, что вы не только ласковые, но и очень добрые дети! Давайте поделимся добром с друзьями и родителями! Приложите свои ладошки к сердечку, наполните их своим добром, закройте ладошки и теперь осторожно передайте соседу. Приложите ладони к своему сердцу, пусть добрые чувства, поселятся в вашем сердце.

3.

Педагог:  Сегодня к нам в группу пришло звуковое письмо.

Педагог включает запись стихотворения А. Кузнецова  «Подружки»:

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

 Я её не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!».

Я пойду и помирюсь.

Дам ей мишку, извинюсь.

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу: «Играй, давай!».

Предлагается детям и родителям обсудить стихотворение:

- Что случилось в этой истории? Как вы думаете, правильно ли поступила девочка вначале?

- По вашему мнению, за что можно похвалить девочку, которая решила помириться с подругой?

4.  Все присутствующие встают в круг.

Собрались все дети в круг:

Я – твой друг, и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Мы по кругу пойдём,

Хоровод заведём.

5. 1 вариант:  Флешмоб «Есть друзья» (гр. «Барбарики»)

    2 вариант: «Добрый день» (М. Мишакова)

Разыгрывание педагогической ситуации «Утро вежливости»

1. Все присутствующие (дети, родители, педагоги) садятся на ковер, берутся за руки, закрывают глаза, слушают спокойную музыку.

- Что вы чувствовали, когда держали друг друга за руки?

Проводится упражнение «Доброе утро».

- Давайте друг с другом поздороваемся, скажем сидящему рядом ласково: «Доброе утро» и назовем соседа ласковым именем.

2. Дети видят карту (план группы), по карте находят конверт в нем стихотворение И. Токмаковой:

Маша знала слов немало,

 Но одно из них пропало,

 А оно-то, как на грех,

Говориться чаще всех:

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

 Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дням ей мама

Про него твердит упрямо:

- Почему такой пустяк

Не запомнишь

Ты никак?

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого …(спасибо)!

- Какое слово не знала Маша? (Обсуждение, какое это слово).

3.  

Педагог: Мы с вами очень вежливые дети, давайте вспомним все вежливые слова и научим родителей  игре «Колокольчик голубой».

Колокольчик голубой,

Поклонился нам с тобой,

Колокольчики - цветы,

Очень вежливы: «А ты?» ( Все водят хоровод вокруг ведущего,  после слов «А ты?» ведущий подходит к кому-нибудь из круга протягивает руку и говорит вежливое слово, тот человек становится ведущим).

4.  Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(под каждое слово поочерёдно соединяются пальчики ,начиная с мизинчика)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

(прижимают ладошка к ладошке)

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

(пальцы обеих рук соединяются в замок)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать

(руки вниз, встряхивают кисти).

5. МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА  «Ну и до свиданья» Л. Некрасова

Разыгрывание педагогической ситуации «Урок вежливости».

1 вариант. Все присутствующие образуют круг, проводится игра - приветствие.

Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх и поворот вокруг себя)

Здравствуй, небо голубое! (руки плавно вверх)

Здравствуй, вольный ветерок! (плавные движения руками)

Здравствуй, маленький дубок! (приседают)

Мы живём в родном краю –

Всех я вас приветствую! (разводят руки в стороны, лёгкий поклон головой)

2 вариант. Музыкальное приветствие «Солнышко лучистое, здравствуй!»  Т. Нагибина.

2. Педагог предлагает детям послушать стихотворение А. Шибаева «Добрые слова» и предлагает отгадать слово, которое герой хотел услышать от Вити:

Встретил Витю я, соседа –

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда

Налетел из - за угла!

Но, представьте, зря от Вити

Ждал я слова …(извините).

3. Дидактическая игра «Продолжи фразу».

- Извините, пожалуйста, я...

- Извините, вы не подскажете…

- Извините за…

- Простите меня, мне…

4. Давайте вспомним вежливые слова и фразы, которые мы произносим в жизни.  Игра называется «Солнышко». Будем передавать солнышко по кругу, у кого оно окажется в руках, тот будет говорить ласковое слово или фразу.

Ходит солнышко по кругу,

Дарит всем нам тёплый свет!

А со светом к нам приходит

Дружбы солнечный привет!

5. Быть вежливым, это  ещё и умение говорить комплименты, давайте поиграем в игру «Найди пару» (сердечки разрезаются по - разному на 2 половинки и раздаются, по возможности одна половинка мальчику, другая- девочке). Пока играет музыка, все ищут себе вторую половинку, когда музыка остановится, делают комплимент друг другу.

Разыгрывание педагогической ситуации «Добрые дела не лень совершать мне целый день».

1 вариант: музыкальная игра-эхо: « Здравствуйте!» Н. Шуть

2 вариант:   Все становятся в круг:

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано

И приветствуем тебя!

2. Давайте представим, что попали в загадочный город, где жители разговаривают только жестами, а вы хотите поздороваться.

Игра «Давайте поздороваемся». Пока звучит музыка, вы ходите по группе, как только музыка останавливается, здороваемся ладошками (спинками, плечиком, носочками).

3. Недавно в одном детском саду произошла одна история. Хотите послушать.  Воспитатель (родитель) рассказывает детям:

На детской площадке дети играли в салки. Было весело и шумно. Один мальчик упал, но быстро вскочил и побежал дальше. Вскоре та же беда случилась с девочкой, но она сама не могла встать, все попытки встать причиняли ей боль. К девочке подбежал один из играющих. Мальчик помог ей встать и дойти до скамейки. Мама девочки, когда узнала обо всём, сказала: «Этот мальчик – настоящий мужчина!»

-  Что можно сказать о поступке мальчика?

- Как вы думаете, почему мама назвала мальчика, который помог её дочке, настоящим мужчиной?

4.  «Пирамида» Вариант 1. Давайте сейчас закроем глаза и представим перед собой экран телевизора,  и на нём вы видите доброе дело, которое вы совершили. Теперь откроем глазки и построим «пирамиду» из этих поступков. Педагог протягивает руку и говорит свои поступок, все по очереди называют свои поступки и кладут руку сверху и т.д.

Вариант 2. Если в группе много детей пирамиду (башню) можно строить из деталей конструктора (один поступок одна деталь, далее сверху кладётся ещё одна деталь и т.д.).

5. Музыкальная игра «Мы – одна семья».

Литература:

1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Мозаика – синтез, Москва, 2016 г.

2. «Этические беседы с детьми 4 – 7 лет» В.И. Петрова, Мозаика – синтез, Москва, 2016г.

3. «Организация творческой деятельности» И.П.Посашкова, «Учитель»  Волгоград  2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совместная деятельность педагога и детей  в проектной деятельности с учётом интеграции образовательных областей «Добрые слова дороже богатства»»

проектная деятельность в старшей группе по воспитанию у детей вежливого и культурного отношения к окружающимю...

Доклад «Интеграция образовательных областей в процессе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Современное общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду может стать интеграция его содержания в повсе...

Методическая разработка "Примерное недельное планирование образовательной деятельности по теме Я познаю мир"при работе в центрах активности на основе самоопределения детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка содержит краткую пояснительную записку, примерный план на неделю по теме "Я познаю мир" , таблицу по педагогическому насыщению центров активности по теме и наглядные ...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Занимательное ОБЖ для дошкольников» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Опасности вокруг нас»

Цель:Ознакомление детей с правилами безопасного поведения. ЗадачиОбразовательные:Закрепить представление детей о некоторых опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми дети встречаются дома...