Доклад для сотрудников «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и социокультурных учреждений»
материал

Антоненко Олеся Владимировна

Актуальность

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению личности, формированию у неё нравственных чувств, таких как совесть, добросердечность, любовь, вера, а также нравственного убеждения, способности к различению добра и зла, и нравственной позиции.

«…из всех наук, которые человек может и должен знать, — писал Л. Н. Толстой, — главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств - главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро…».

Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования, на которых дети учились бы размышлять над нравственной сутью каждого поступка, иначе говоря, занятия, развивающие душу ребёнка.  Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 666, одной из задач ДОУ является воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (разд. 1, п. 5).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_oblastey_.docx30.29 КБ
PDF icon doklad_pdf.io_1.pdf2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и социокультурных учреждений»

Воспитатель: Антоненко О.В.

Актуальность

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению личности, формированию у неё нравственных чувств, таких как совесть, добросердечность, любовь, вера, а также нравственного убеждения, способности к различению добра и зла, и нравственной позиции.

«…из всех наук, которые человек может и должен знать, — писал Л. Н. Толстой, — главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств - главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро…».

Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования, на которых дети учились бы размышлять над нравственной сутью каждого поступка, иначе говоря, занятия, развивающие душу ребёнка.  Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 666, одной из задач ДОУ является воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (разд. 1, п. 5).

Цель интеграции – развитие личности дошкольника в разных видах деятельности, которые не существуют автономно, а взаимодополняют друг друга, объединяются в единый целостный процесс.  

Методический эффект – расширение возможностей в решении познавательных задач восхождение к высшим ценностям.

На интегрированных занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также культурным наследием человечества (литература, живопись, музыка). В результате расширяется круг понимаемых нравственно-духовных понятий и ценностей, дети становятся способными к более глубокому пониманию себя и других людей, у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Работа с детьми по формированию духовно-нравственных качеств личности очень важно, чтобы нравственное становление ребенка предполагало не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила и воспитание нравственных чувств, но и происходило освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во всех аспектах его проявления.

Воспитательно-образовательный процесс по развитию духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников в ДОУ строится, учитывая требования ФГОС:

  • комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
  • недопустимость перегрузки детей;
  • использование необходимого и достаточного материала, максимально приближенного к «разумному» минимуму;
  • введение культурных и региональных компонентов;
  • двухнедельный (и более) период, посвященный одной теме;
  • развивающую среду (тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе в уголках развития);
  • Участие родителей в образовательной деятельности.

Интегрированный подход к организации занятий способствует формированию совокупности способов познания и познавательной мотивации, перенос способов познания из одной предметной области и из одного вида деятельности в другие. Интегрирование содержания образования способствует эффективному развитию детей, одновременно уменьшая их психическое напряжение. При этом взаимодействие элементов содержания образования обеспечивает его системность и усиливает развивающий эффект.

Реализация нравственно-духовного курса по областям в старшей группе.

Более пристальное внимание должно быть уделено в области «Социально-коммуникативное развитие». Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых различных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. Отсюда и наиболее распространённый метод формирования социальных и нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств».

Основной метод воспитания: подвести ребёнка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Вот почему его учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием, настроением. Предполагается: уверенный в себе ребёнок легко встанет на позицию другого, разделит его переживания. Основная стратегия воспитания должна сводиться к снятию фиксации ребёнка на собственном «Я» за счёт развития внимания и сопричастности к партнёру.

В области «Познание» Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе, то есть экологическое воспитание. Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» – говорит С.Н. Николаева, автор многих программ по экологии. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания.

Работу по экологическому воспитанию мы строим следующим образом:

  • Через занятия -  формирование у детей представлений о природе;
  • Наблюдение –  возможность чувственного познания, накопление конкретных сведений;
  • Словесный метод –  различные формы речевой деятельности, позволяющие ребенку понять новую информацию, которая чаще всего не доступна для наблюдения;
  • Практическая самостоятельная и совместная деятельность дошкольников – индивидуальные проявления детей в этой деятельности, являющиеся показателем степени их экологической культуры;
  • Природоохранительные акции – комплексные мероприятия, не выходящие за пределы жизни детского сада;
  • Экспериментирование в природе - формирование начальных естественнонаучных представлений;

В процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой (Образовательная область «Речевое развитие») на материале сказок, рассказов или драматизаций педагоги учат их оценивать характеры героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Художественная литература заставляет детей волноваться, сопереживать персонажам и событиям, сочувствовать, что постепенно формирует определённые моральные оценки, имеющие несравненно большую воздействующую силу, чем оценки, сообщаемые педагогом и усваиваемые детьми на уровне рассудка. Из рассказов и особенно из сказок ребёнок постигает красоту благородных поступков и низость коварства, злобы и предательства, испытывает радость любви и силу ненависти; черпает первые представления о справедливости и несправедливости. Они заставляют ребёнка задуматься над тем, что он сам может или не может сделать в повседневной реальной жизни.

Особое место в формировании и развитии способности понимать другого человека (сверстника, взрослого) занимают разные виды продуктивной деятельности: «Конструирование» (Образовательная область «Познавательное развитие»), «Рисование», «Лепка», «Аппликация» (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»); выполнение элементарных трудовых обязанностей и поручений. Дети учатся согласовывать свои действия, приобретают навыки сотрудничества, общения. Способы организации совместной продуктивной деятельности могут быть самыми различными – например, изготовление аппликации по образцу, или такая форма деятельности, при которой выполненная первым ребёнком часть работы становится исходным материалом для второго.

Чтобы совместная деятельность наиболее эффективно способствовала формированию положительных взаимоотношений между детьми, чтобы ребёнок видел сверстника, понимал его интересы и потребности и откликался на них, очень важно задать детям конкретную форму взаимосвязи отдельных предметных действий, которая способствовала бы развёртыванию активного общения по поводу работы (обсуждение социального смысла деятельности, её назначения, вклада отдельных участников, условий её успешного осуществления).

Смена видов практической деятельности позволяет педагогу наглядно убедиться, насколько тесно связаны особенности того или иного вида деятельности и эмоциональные проявления детей: каждая ситуация создаёт особый эмоциональный фон  как общей атмосферы, так и индивидуальных проявления.

Практическая продуктивная деятельность влияет на формирование эмоциональной отзывчивости, эмоции вообще, причём как положительных, так и отрицательных. Следовательно, педагогу не следует самоустраняться от участия в подобной деятельности, а, наоборот, прилагать максимум воздействий, чтобы, прежде всего, сформировать ориентацию ребёнка на сверстника.

Большой силой воздействия на чувства обладает музыка. Умелое использование педагогами музыкальных произведений вызывает у детей эмоциональный отклик, помогает донести до них своеобразие национальной песни, мелодии, знакомит с особенностями искусства разных народов. Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, эмоционально-динамическому осмыслению движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребёнка радостью. Музыка открывает для ребёнка богатый мир добра, света, красоты, учит творческой преобразовательной деятельности. Коллективное исполнение песен, плясок создаёт эмоциональную близость, объединяет дошкольников общими переживаниями.

   

Физкультура (Образовательная область «Физическое развитие»), укрепляя здоровье детей, призвано решать и воспитательные задачи. Занятия физической культурой положительно влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием весёлых, комичных ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста можно и нужно осуществлять в процессе использования различных форм и методов работы: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

          В двигательной деятельности нравственные качества формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением. Высокое эмоциональное напряжение, которое сопровождает занятия физическими упражнениями, содействует закреплению нравственных представлений в чувствах, переживаниях, привычках.

Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребёнку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Педагогам стараться выстраивать занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и её участникам, причём не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, весёлым событиям. Содержание проводимых занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание нравственно-духовных ценностей. В ходе занятий педагоги стремятся подвести детей к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников.  На занятиях дети, как правило, выполняют игровые задания, поэтому целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться, «выпустить пар».

Реализация принципа интеграции образования способствует проектная форма организации обучения. Результатом деятельности по проекту будет конкретный продукт: коллекция, постройка, альбом, выставка, творческий отчёт.  

Один из способов подобного воздействия – специально организованные беседы-общения. Их цель – выявить особенности понимания детьми социально приемлемых норм взаимоотношений со сверстниками и особенности их эмоциональных переживаний во взаимоотношениях, возникающих в ходе практической деятельности. Подобные беседы помогают готовить детей к неоднозначным ситуациям общения, дают представления о формах взаимоотношений сверстников, вариантах эмоциональных проявлений, способах разрешения сложных ситуаций.

            Подготовка к тематическим педсоветам: «Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста» и «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольной организации» способствовали проявлению творческой инициативы педагогов,  их профессиональному росту, так как в ходе открытых просмотров они демонстрировали не только умение преподнести программный материал из какой-то конкретной области, но и решить задачи по  образовательной области «Социум», предмету «Самопознание».

Итак, интегрированные занятия помогают сформировать у детей:

  1. Коммуникативные способности и качества;
  2. Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;
  3. Умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
  4. Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
  5. Умение взаимодействовать и сотрудничать.

Главная задача – научить детей любить жизнь, мир, всех людей, прежде всего себя. Любовь к себе – это способность принять себя таким, какой ты есть, со всеми нерешёнными проблемами и безграничными возможностями, это любовь, основывающаяся на уважении к себе как к личности.

Самым слабым местом в воспитании духовно-нравственной личности ребенка является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.  Поэтому для повышения компетентности родителей в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников используем следующие формы работы:

  1. Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
  2. Открытые показы воспитательно-образовательного процесса.
  3. Анкетирование и тестирование родителей с целью оказания консультативной помощи по духовно-нравственному воспитанию;
  4. Вернисажи совместного творчества детей и родителей.
  5. Участие родителей в проектной деятельности.
  6. Театрализованные представления.
  7. Фотовыставки.
  8. Экскурсии.
  9. Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки и т. д.
  10. Проведение совместных развивающих мероприятий (выставки, конкурсы)
  11. совместные с родителями праздники, спектакли, Дни рождения;

Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. Именно поэтому педагогам необходимо продолжать работу по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей и ознакомлению дошкольников с историей, культурой и традициями родного края, привлекая к этой проблеме родителей.

Мы – педагоги закладываем духовно-нравственные основы личности, даем жизненные ориентиры, формируем совестливого и неравнодушного человека, и рано или поздно посеянные зерна дадут о себе знать! Ведь все лучшее, что начёт формироваться в детском саду, найдёт свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и достижения ребенка.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...

БЫЛИНЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассказывается о былинах как средстве воспитания патриотических и нравственных качеств старших дошкольников....