Организация работы по речевому развитию детей
консультация

Великородная Галина Владимировна

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. Целью работы по речевому развитию детей дошкольного возраста является овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 комбинированного вида п. Вейделевка

Учитель-логопед Великородная Галина Владимировна

Консультация для педагогов

«Организация работы по речевому развитию детей»

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения встает вопрос о создании оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Период от рождения до 5 лет является определяющим для становления речи ребёнка. Этот возрастной промежуток времени называют «годами чудес».  Первые три года жизни ребёнка являются важными для развития функции речетворчества, потому что к этому сроку заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребёнок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой словарный запас. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми нерешительными.

Целью работы по речевому развитию детей дошкольного возраста является овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одной  из задач  дошкольного учреждения является формирование правильной речи ребенка.

Цель педагогов ДОУ: обеспечить процесс речевого развития дошкольников на всех возрастных этапах и обеспечить готовность детей к дальнейшему школьному обучению.

Достижение цели обеспечивается следующими подходами к образовательному процессу:

1. Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:

- понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

- развитие связной диалогической и монологической речи;

- обогащение и уточнение словаря;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие речевого аппарата, звукопроизношения;

- развитие мелкой моторики

2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.

3. Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.

Работа по данному направлению строится на основе принципов системности, последовательности и преемственности.

Создавая условия для полноценного развития речи детей, необходимо предусматривать:

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;

- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

- изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;

- участие родителей в речевом воспитании детей.   

Речевое развитие дошкольников осуществляется в различных формах: в форме занятия, совместно-познавательной речевой игры, непосредственного общения с взрослыми.

Развитие речи детей осуществляется не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и в ходе повседневного общения с взрослыми и сверстниками в быту, в играх, при  самообслуживании, в ходе режимных моментов, на игровой площадке во время прогулки.

            В ходе режимных моментов в младшем возрасте наиболее оптимальным является общение с взрослым, воспитатель дает образец правильной речи при проговаривании потешек, поговорок во время проведения культурно-гигиенических процедур, в процессе приучения детей к самообслуживанию. При проведении культурно-гигиенических процедур воспитатель организует рассматривание предметов: при накрывании на стол – предметов посуды, при умывании – предметов гигиены, при одевании на прогулку и подготовке ко сну – предметов одежды.     

В младшем и среднем возрасте преобладают игровые ситуации: рассматривание игрушек, картинок и даже чтение литературных произведений лучше организовывать с использованием игрового персонажа.    

В младшем возрасте дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнером, дети учатся вступать в контакт с окружающими, выражают свои мысли, чувства, впечатления.   

          Рекомендуется подбирать естественно окрашенные игрушки, так как у детей формируются первичные преставления об окружающем, стимулирование речевой активности.  В группе необходимо размещать большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики. Особое  значение уделяется играм-драматизациям и театрализованным играм.

В среднем возрасте воспитатель обращает внимание детей на свойства и качества предметов, с которыми они действуют. В этом возрасте появляется инициатива в разговоре. Дети проявляют интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Самостоятельно решают бытовые и игровые задачи посредством общения с взрослыми и сверстниками.     

В среднем возрасте, удовлетворяя потребности в движении, важно научить детей работать по заданным схемам, моделям, "алгоритмам".  Это обеспечивает развитие самостоятельности и инициативности детей. Особое внимание в  среднем возрасте уделяется развитию мелкой моторики, которое непосредственным образом связано с развитием речи. Для этого в группе располагается достаточное количество мозаик среднего размера, пазлы, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования. В центре  книги размещаются первые детские энциклопедии и журналы, книжки-самоделки, книжки- раскраски.  

           В старшем возрасте характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих, у детей развивается контроль за точностью своего высказывания, поэтому в ходе режимных моментов дети устанавливают и проговаривают следственные связи в  необходимости умывания, последовательности чистки зубов, последовательности и  одевания, для чего проводится утренняя гимнастика, зачем мыть руки перед едой, что нужно делать, что бы быть здоровым и т.д.

В старшем возрасте в процессе игры возникают ситуации, в которых ребенку необходимо задавать вопросы, интересоваться мнением других, расспрашивать об их деятельности и событиях их жизни.

Важное место в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста занимает эффективная организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Во всех возрастных группах ДОУ должны быть оформлены речевые уголки, в котором должны присутствовать практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы по лексическим темам, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые игры. Развивающую среду каждой возрастной группы необходимо дополнять разными видами театров, которые имеют немаловажное значение в речевом развитии детей.

Организация воспитательно - образовательной работы по развитию речи в ДОУ осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Необходимо использовать разнообразные формы работы в течение дня: образовательную деятельность, беседы, словесные, дидактические игры, индивидуальную работу, элементы театрализованной деятельности. При организации режимных моментов необходимо использовать художественное слово, предлагать детям для самостоятельного рассматривания предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи.

В ходе ОД большое внимание необходимо уделять развитию словаря, проводить систематическую работу по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, вести работу над развитием звуковой культурой речи. В ходе образовательной деятельности для создания интереса к занятиям использовать опыт детей, создавать проблемные ситуации, обращать внимание на качество ответов детей, исправлять грамматические неточности.

Совместная деятельность ДОУ и семьи является одной из главных ступеней реализации по речевому развитию детей.

  Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе педагогу необходимо убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком– это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса.

Можно предлагать родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки  дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам,  выставки поделок, которые были сделаны детьми дома, сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Организация работы по речевому развитию детей в ДОУ»

Сценарий педагогического совета. Будет полезен тем коллективам ДОУ, которые реализуют годовую задачу по развитию речи, а также  всем кто интересуется данным разделом работы с детьми....

Организация работы по речевому развитию детей в ДОУ

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...

Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста

В работе представлены материалы из личного опыта работы по речевому развитию детей раннего возраста....

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ»

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ»    Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонети...

Организация работы по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Речь - это основа человеческого разума, венец творения природы, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком.Ребенку еще нет года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни...

«Содержание и организация работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в ДОО»

Одной из основных задач дошкольного образования - формирование правильной речи ребенка....

Организация работы по речевому развитию детей в ДОУ

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмо...