Программа дополнительного образования "Читай-ка"
рабочая программа

Чупина Надежда Леонидовна

Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку, осваивать ее курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По-другому чувствует себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый из них хорошо по- своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка. Большая роль отводится на развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставление звуков по их артикуляторным и акустическим признакам. Дети углубленно знакомятся с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие.

Происходит поэтапная работа над каждым звуком, она строится следующим образом:

- выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;

- выделение звука в звуковом ряду, в слогах и словах, установление количества повторяющихся звуков;

- определение положения звука в слове (в начале, в середине и в конце);

- сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками;

- сравнение слогов, а затем слов по звуковому (и слоговому) составу;

- изменение слов путем замены одних звуков (и слогов) другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение;

- образование новых слов посредством выделения звуковых и слоговых фрагментов из других слов;

- знакомство с буквой;

- формирование опыта чтения слогов.

Программа предусматривает использование эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.

Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи,

сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка. У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат детей, целесообразно начинать занятия с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных

скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр. этот материал представлен в каждом конспекте.

В программу занятий включено множество загадок. Все они на занятиях сопровождаются иллюстративным или игровым материалом – муляжами, игрушками и др.

Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу, поскольку на начальных стадиях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. И здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Поэтому всегда пополняется словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико – грамматических игр и пр.

Для отдыха и снятия напряжения подобраны небольшие физкультминутки. Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не повторяются, при этом многие из них соответствуют теме занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chitay-ka_pravilnyy_varian.docx74.98 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Аленка»

филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Банниковская средняя общеобразовательная школа

Дополнительная образовательная программа

«ЧИТАЙ-КА»

для детей от 5 до 7 лет

Срок реализации программы: 2 года

п.Майский

СОДЕРЖАНИЕ:

Актуальность

2

Отличительные особенности программы

3

Цели программы

3

Основные задачи

3

Ключевые понятия

6

Особенности возрастной группы детей

10

Вид детской группы

10

Особенности набора детей

10

Количество детей по годам обучения

10

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

11

Особенности организации практической деятельности детей

17

Ознакомление детей со знаковой системой письма

17

Требования к результатам освоения и способы их проверки к программе

19

Уровни освоения программы

20

Учебно-тематический план

23

первый год обучения

23

второй год обучения

24

Содержание программы

25

первый год обучения

25

второй год обучения

26

Порядок введения звуков и букв

28

Тематическое содержание

29

первый год обучения

29

второй год обучения

29

Формы организации образовательного процесса

30

Методические материалы программы

30

Список литературы для организации образовательного процесса

31

Информационная карта

32

Календарный учебный график

33

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:

В настоящее время возраст поступления детей в школу снизился, и вполне понятно нетерпение родителей побыстрее научить ребенка читать и писать. Большинство из них полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений.

Актуальность

Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку, осваивать ее курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По-другому чувствует себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый из них хорошо по- своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка. Большая роль отводится на развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставление звуков по их артикуляторным и акустическим признакам. Дети углубленно знакомятся с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие.

Происходит поэтапная работа над каждым звуком, она строится следующим образом:

- выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;

- выделение звука в звуковом ряду, в слогах и словах, установление количества повторяющихся звуков;

- определение положения звука в слове (в начале, в середине и в конце);

- сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками;

- сравнение слогов, а затем слов по звуковому (и слоговому) составу;

- изменение слов путем замены одних звуков (и слогов) другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение;

- образование новых слов посредством выделения звуковых и слоговых фрагментов из других слов;

- знакомство с буквой;

- формирование опыта чтения слогов.

Программа предусматривает использование эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.

Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи,

сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка. У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат детей, целесообразно начинать занятия с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных

скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр. этот материал представлен в каждом конспекте.

В программу занятий включено множество загадок. Все они на занятиях сопровождаются иллюстративным или игровым материалом – муляжами, игрушками и др.

Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу, поскольку на начальных стадиях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. И здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Поэтому всегда пополняется словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико – грамматических игр и пр.

Для отдыха и снятия напряжения подобраны небольшие физкультминутки. Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не повторяются, при этом многие из них соответствуют теме занятия.

Связь программы с уже существующей по данному направлению

Программа «Как хорошо уметь читать» разработана на основе программы Д.Г. Шумаевой , СПб, «Акцидент», 1997 и Т.Р. Кисловой «По дороге к Азбуке». – М., «Баласс», 1999, для детей 5-7 лет.

Отличительные особенности программы

Программа разработана на основе программ: Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» по принципу развивающего обучения. Учебный материал подобран таким образом, что дети постоянно рассуждают, анализируют, делают собственные выводы и учатся их обосновывать.

Цели программы:

Цель модифицированной программы предполагает - не только обучить ребенка чтению, а и развитие его, создание необходимой базы для обучения грамоте в первом классе, предупреждение ошибок в чтении.

В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности. Предполагается и групповая работа, игры, и самостоятельное выполнение заданий. Достаточно большой объем материала предоставляет педагогу возможность при необходимости воспользоваться им избирательно, исходя из индивидуальных возможностей детей.

Основными задачами являются:

5-6 лет

1. Развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов;

2. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

3. Обогащение активного и пассивного словаря; развитие грамматического строя речи.

4. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;

5. Обучение звуко-слоговому анализу слов;

6. Дифференциация понятий «звук» и «буква».

7. Соотнесение букв и звуков.

8. Обучать детей сознательному, правильному слоговому чтению в первый год обучения.

9. На втором году обучения с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.

6-7 лет

1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями.

2. Учить читать без утомления и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей.

3. Работать по трем единицам речи: звуку, слову, предложению.

4. Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения.

5. Развивать у детей фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка.

6. Обучать звуковому анализу слов. Учить определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова).

7. Ознакомить с гласными, твердыми и мягкими согласными, Ъ и Ь знаками, их значением.

8. Учить читать прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные, односложные, двухсложные и трехсложные слова, слова с двумя рядом стоящими согласными.

9. Много внимания уделять работе с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы, слоги через пальцы.

10. Отметить, что речь наша делится на предложения и слова. Обращать внимание детей на смысловую и интонационную законченность предложений (точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения).

11. Совершенствовать речевой аппарат детей, систематически включая в занятия артикуляционную гимнастику или разминку (чтение скороговорок, потешек, чистоговорок, стихов и четверостиший).

12. Обязательно учитывать индивидуальные особенности и потенциальные возможности каждого ребенка.

В соответствии с поставленными задачами определены следующие принципы обучения:

• принцип коммуникативной направленности, выдвигающий мысль о том, что овладеть каким-либо видом речевой деятельности можно лишь выполняя этот вид деятельности, т.е. научиться говорить - говоря, слушать - слушая, читать - читая, писать - выполняя письменные задания;

• принцип интеграции, заключающийся в том, что в процессе обучения какому-либо одному аспекту или виду речевой деятельности мы задействуем (интегрируем) и формируем все остальные аспекты и виды деятельности;

• принцип дифференциации, определяющийся тем, что при формировании каждого отдельно взятого вида деятельности и аспекта языка мы используем особые технологии, построенные с учетом специфических механизмов, лежащих в основе формирования каждого отдельного языкового и речевого навыка;

• принцип коллективно-индивидуального взаимодействия;

• принцип игровой основы обучения.

Необходимо также учитывать психологию возрастной категории детей, опираясь на принцип коммуникативности, функциональности мышления детей. На основе данного принципа в программе подобраны темы занятий, совпадающие с интересами детей данной возрастной группы, что способствует более раннему осознанию ими социальных процессов и подключению личности к этим процессам. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, совершенствуется грамматический строй речи.

У детей седьмого года жизни продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным.

Содержание программы, учебные и дополнительные материалы программы призваны:

  • способствовать дальнейшему развитию способностей личности ребенка: мышления, памяти, внимания, восприятия, языковой догадки, эрудиции, дисциплины;
  • развивать его речевые способности;
  • развивать мотивацию, волю и активность детей;
  • приучать дошкольников к коллективной и самостоятельной работе;
  • развивать любознательность, артистизм и др.

Активно используются вариативные формы обучения:

Фронтальная - подача учебного материала всему коллективу детей, на этих занятиях важен «эффект эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению (интегрированные и итоговые занятия, интеллектуальные игры).

Индивидуальная - используется при возникновении затруднения, не уменьшая активности детей и содействуя выработке навыков самостоятельной работы. В индивидуальных занятиях нуждаются дети с явно выраженными способностями к той или иной деятельности, дети с доминирующим познавательным интересом. Подгрупповая - предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа индивидуализации и сознательности и активности, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому выполнению задания. Особым приёмом при организации этой формы работы служит использование ориентировки детей на создание подгрупп с учётом их личных отношений и опыта работы. Для этого группа распределяется на более маленькие подгруппы. Основанием для комплектования могут быть личные

симпатии детей, общность их интересов, но, ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.

В процессе обучения детей согласно программе используются следующие основные методы:

коммуникативный,

  • наглядный,
  • проектный.

Коммуникативный метод является верховным, доминирующим.

Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности воспитанников.

Проектный метод позволяет реализовать межпредметные связи в обучении, расширить «узкое пространство» общения в группе, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для детей указанного возраста.

Ключевые понятия:

В Программе применяются следующие понятии и термины с соответствующими определениями (в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»):

воспитание–деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

воспитанник – ребенок дошкольного возраста, участвующий в образовательном процессе.

дошкольное образование – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и

воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечивающий полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования Российской Федерации.

дополнительное образование –вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно- нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

качество образования –комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых

результатов образовательной программы;

здоровье – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.

игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.

интеграция содержания дошкольного образования – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

качество

1) системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту;

2) интегральная единица измерения результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

коммуникация – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

развитие активной речи детей в различных видах деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами русской речи;

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие интеллектуальных и личностных качеств.

кругозор – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

формирование целостной картины мира;

развитие интеллектуальных и личностных качеств.

образование –единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека,

удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

образовательная область – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.

образовательная программа дошкольного образовательного учреждения - нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

образовательный процесс – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиями.

обучение –целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

общение ребенка – коммуникативная активность ребенка, проявляющаяся в вербальной и невербальной форме. Невербальное общение осуществляется паралингвистическими средствами (мимикой, жестами и др.). Вербальное общение проявляется в установлении контактов речевым способом. Различают общение ребенка со взрослым и с другими детьми.

основные направления развития ребенка – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

платные образовательные услуги – осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при

приеме на обучение.

познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.

познание – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

- развитие познавательно-исследовательской деятельности;

- формирование сенсорных, элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира;

- расширение кругозора детей;

- развитие интеллектуальных и личностных качеств.

преемственность – объективная необходимая связь: 1) между новым и старым в процессе развития, когда новое возникает на основе старого: отрицая старое, сохраняет в себе его некоторые, целесообразные элементы; 2) между компонентами, этапами, стадиями одной системы с осуществлением последовательного перехода от одного к другому, базирующаяся на сохранении, обогащении общих традиций и позитивного опыта, а также на их систематическом качественном обновлении с учетом изменений, происходящих внутри и вне системы.

психологическая готовность к школе – необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.

развитие – процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений интеллектуальных, личностных и физических характеристик ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент и целевой ориентир процесса образования детей дошкольного возраста.

самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Различают:

- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

социализация – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

- личностное развитие;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу;

- приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- развитие интеллектуальных и личностных качеств.

труд – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

- формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников;

- воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;

- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.

художественное творчество – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие творчества;

- приобщение к изобразительному искусству;

- развитие интеллектуальных, личностных и физических (мелкой моторики рук) качеств.

чтение художественной литературы – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству;

- развитие интеллектуальных и личностных качеств.

Особенности возрастной группы детей

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Первый год обучения: дети 5–6 лет (старший дошкольный возраст)

Второй год обучения: дети 6–7 лет (подготовительная к школе группа)

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Данная образовательная программа рассчитана на два учебных года, что составляет 16 календарных месяцев.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:

Первый год обучения

дети 5–6 лет

Старший дошкольный возраст

25 минут (один академический час)

Второй год обучения

дети 6–7 лет

Подготовительная к школе группа

30 минут (один академический час)

Вид детской группы

Группа детей профильная, имеет постоянный состав.

Особенности набора детей

Набор детей производится в свободном порядке.

Количество детей по годам обучения

Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 10 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Программа «Читай-ка» предназначена для занятий с детьми в возрасте от 5 до 7 лет.

Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Несмотря на то, что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-оценки «хороший» - «плохой», «добрый» - «злой», значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий – «вежливый», «честный», «заботливый» и др.

Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления

начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть» и т.п.) или его положительными качествами («она хорошая», «он не дерется» и пр.).

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга –указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно рассказывают о том, что с

ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков –более порывистые, у девочек –мягкие, плавные, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной и

систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребенком небольших по величине усилий на протяжении достаточно длительного времени). Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребенка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые дети могут обращаться со шнурками –продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формы и цвета, отыскать на картинке изображение предметов и заштриховать их определенным образом).

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки).

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам

языка. Способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения. Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе

связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно «чтение с продолжением». Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика «анализа» текстов, работа с иллюстрациями способствует углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

Развитие звуковой стороны речи.

Дети работают со звучащим словом, определяют его протяженность. Вводится (закрепляется) термин «слог» и графическая запись слогового деления. Интонационно выделяют заданный звук в словах, подбирают слова на определенный звук, определяют место звука в словах. Звуковой анализ предполагает различение звуков по их качественной характеристике: гласные, твердые и мягкие согласные. Вводится (закрепляется) термин «гласный звук» и его обозначение – красная фишка. Чуть позже детей знакомят с согласными звуками, вводятся понятия «твердые» и «мягкие» согласные и их обозначения –синие и зеленые фишки. Дети учатся самостоятельно строить условно-символические модели различной сложности.

Ознакомление детей со знаковой системой письма.

Детей продолжают знакомить с буквами русского алфавита.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек –это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Социально-

нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приема пищи; одевается в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Старший дошкольник уже может объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий) и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы.

Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные

эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения –ребенок не только может отказаться от нежелательных действий или вести себя «хорошо», но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т.п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника

становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т.п. Развитие общения детей со взрослыми к концу 7-го года жизни создает отчасти парадоксальную

ситуацию. С одной стороны, ребенок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения –в общении и взаимодействии стремятся, в первую очередь, проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер, и избегать негативных форм поведения. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.

В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания –повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шепотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребенок может

использовать более сложный способ –логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство ─ слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства –картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной

категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать

грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи –монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С

тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. В условиях общения и взаимодействия со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Ребенок знаком и ориентируется в разных родах и жанрах фольклора и художественной литературы. Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбирать книгу по вкусу, из числа предложенных. Достаточно просто

узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого инсценируют отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Дети способны сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Они сравнивают себя с положительными героями произведений, отдавая предпочтение добрым, умным, сильным, смелым. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками. К концу дошкольного детства ребенок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге, ее

содержательной, эстетической и формальной сторонам –важнейший итог развития дошкольника- читателя. Место и значение книги в его жизни –главный показатель общекультурного состояния и роста ребенка 7 лет.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).

Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь

становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес.

Подготовка руки к письму

Дети осваивают написание печатных букв и основных элементов письменных. Учатся вписывать их в рабочую строку в соответствии с заданными условиями.

Особенности организации практической деятельности детей

 Ознакомление детей со знаковой системой письма.

Существует множество приемов закрепления образа буквы:

  • «напишите» букву пальчиком в воздухе, на столе;
  • Выложите печатную букву из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;
  • «напишите» букву пальчиком на манке, другой мелкой крупе, предварительно насыпав тонкий слой крупы в коробку из-под конфет;
  • Выложите букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;
  • Положите пластмассовые или магнитные буквы в мешочек. Предложите ребенку доставать буквы из мешочка и называть их. Вы можете предложить ребенку предварительно ощупывать буквы в мешочке, называть их, а потом доставать;
  • Пальчиком «напишите» букву на тыльной стороне ладони ребенка, попросите его назвать эту букву.
  • Потом дети пишут букву по образцу по клеточкам в тетради.

Развитие звуковой стороны речи.

Опираясь на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы ребенок самостоятельно перечисляет все характеристики звука, используя следующие приемы:

  • при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» - ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию.
  • При произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта  либо губы, либо губы и зубы, либо язык ( воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).
  • Чтобы определить звонкость-глухость согласного звука используется тот же прием с горлышком –если горлышко «гудит», значит , звук звонкий, если не «гудит» - глухой.
  • Можно прижать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» - глухой.
  • Чтобы определить твердость-мягкость звука, ребенок обращает внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются» (можно воспользоваться зеркалом).
  • Можно помочь кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.

Подготовка руки к письму.

Развить мелкую моторику, внимание и память, зрительно-пространственную координацию, воображение ребенка, закрепить образ звука и буквы (каждый рисунок обозначает в сказке предмет, со звучанием которого связаны изучаемый звук и буква) помогут рисунки по клеткам.

Для выполнения рисунков вам понадобятся:

  • хорошо освещенный, удобный стол, соответствующий росту ребенка (свет должен падать с левой стороны);
  • простые мягкие карандаши;
  • тетрадь в крупную и мелкую клетку.

При выполнении рисунка нельзя поворачивать тетрадь, проводить линии несколько раз. Взрослому необходимо следить за тем, как ребенок держит карандаш. Словесные рекомендации взрослого должны быть четкими, ясными и краткими. Нельзя ругать ребенка, повышать на него голос. Необходимо часто хвалить ребенка, даже когда его успехи невелики.

После того как ребенок научится видеть клеточку, определять ее центр, проводить горизонтальные и вертикальные палочки, палочки с наклоном, можно переходить к выполнению рисунков.

Рисунки можно выполнять:

  • по словесной инструкции, с опорой на зрительный образ;
  • по словесной инструкции, без опоры на зрительный образ (слуховой диктант);
  • с опорой на зрительный образ, без словесной инструкции (срисовывание).

Перед началом работы ребенок находит верхний левый угол страницы, отступает на 2 клеточки сверху, на 2 клеточки слева, ставит точку. Эта точка будет началом рисунка.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «ЧИТАЙ-КА»

Первый год обучения

(5-6 лет)

По окончанию первого курса обучения дети овладевают знаниями и умениями:

1. Дифференциация понятий «звук» и «буква».

2. Соотнесение букв и звуков.

3. Слышит звук, выделяет его в начале, в средине и в конце слова

4. Различает гласные и согласные звуки

5. Различает твердые, мягкие звуки

6. Владеет звукобуквенным анализом слов

7. Работает по трем единицам речи: звуку, слову, предложению

8. Правильно артикулирует звуки

9. Складывает слоги

10. Складывает слоги в простейшие слова

11. Проявляет любовь и интерес к чтению, родному языку.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯИ СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «ЧИТАЙ-КА»

Второй год обучения

(6-7 лет)

По окончанию второго курса обучения дети овладевают знаниями и умениями:

1. Дифференциация понятий «звук» и «буква».

2. Соотнесение букв и звуков.

3. Слышит звук, выделяет его в начале, в средине и в конце слова

4. Различает гласные и согласные звуки

5. Различает твердые, мягкие звуки

6. Владеет звукобуквенным анализом слов

7. Работает по трем единицам речи: звуку, слову, предложению

8. Правильно артикулирует звуки

9. Складывает слоги

10. Складывает слоги в простейшие слова

11. Проявляет любовь и интерес к чтению, родному языку.

Для контроля знаний воспитанников предусмотрены следующие мероприятия:

- открытые итоговые занятия для родителей;

- праздник – развлечение для детей.

Способы проверки на:

  • Выявление уровня подготовки детей на начало года;
  • Выявление уровня подготовки детей на конец года.

Педагог проводит консультирование родителей по итогам диагностики (по запросу родителя).

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами. Путает буквы и звуки.

Средний. Ребенок допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков. Медленно читает по слогам, с ошибками составляет слова простой структуры.

Высокий. Ребенок проявляет интерес к языку, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении слогов, правильно, плавно читает по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами. Правильно составляет из букв разрезной азбуки слоги и слова простой структуры.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОСВОЕНИИ ПРОГРАММЫ «КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ»

Первый год обучения (5-6 лет)

Дата проведения _______________________

Педагог ___________________________

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Дифференциация понятий «звук» и

«буква».

Соотнесение  букв и звуков.

Слышит звук, выделяет его в начале, в средине и в конце слова

Различает гласные и согласные звуки

Различает твердые, мягкие звуки

Владеет звукобуквенным анализом

слов

Работает по трем единицам речи:

звуку, слову, предложению

Правильно артикулирует звуки

Складывает слоги

Складывает слоги в простейшие слова

Проявляет любовь и интерес к чтению, родному языку.

1

2

3

Оценка уровня развития:

0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);

1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);

2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий).

ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОСВОЕНИИ ПРОГРАММЫ «ЧИТАЙ-КА»

Второй год обучения (6-7 лет)

Дата проведения _______________________

Педагог ___________________________

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Дифференциация понятий «звук» и «буква».

Соотнесение букв и звуков.

Слышит звук, выделяет его в начале, в средине и в конце слова

Различает гласные и согласные звуки

Различает твердые, мягкие звуки

Владеет звукобуквенным анализом слов

Работает по трем единицам речи: звуку, слову, предложению

Правильно артикулирует звуки

Складывает слоги

Складывает слоги в простейшие слова

Проявляет любовь и интерес к чтению, родному языку.

1

2

3

Оценка уровня развития:

0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);

1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);

2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ЧИТАЙ-КА»

Первый год обучения

5-6 лет

Дата

Темы

Общее количество часов

Общее количество часов

Теория

Практика

Январь

Тема №1 Звуки. Буквы. Слова.

1

0,5

0,5

Тема № 2 Гласный звук [А]. Буква А.

1

0,5

0,5

Тема № 3 Гласный звук [О]. Буква О.

1

0,5

0,5

Тема № 4 Гласный звук [Э]. Буква Э

1

0,5

0,5

Февраль

Тема № 5 Гласный звук [И]. Буква И.

1

0,5

0,5

Тема № 6 Гласный звук [Ы]. Буква Ы.

1

0,5

0,5

Тема № 7 Гласный звук [У]. Буква У.

1

0,5

0,5

Тема № 8 Закрепление звуков [А], [У].

1

0,5

0,5

Март

Тема № 9 Твердый звук [М]. Бука М.

1

0,5

0,5

Тема № 10 Мягкий звук [Мь]. Буква М.

1

0,5

0,5

Тема № 11 Закрепление звуков [А], [У], [О], [М].

1

0,5

0,5

Тема № 12 Твердый звук [Н]. Буква Н.

1

0,5

0,5

Апрель

Тема № 13 Мягкий звук [Нь]. Буква Н.

1

0,5

0,5

Тема № 14 Твердый звук [П.] Буква П.

1

0,5

0,5

Тема № 15 Мягкий звук [Пь] Буква П.

1

0,5

0,5

Тема № 16 Твердый звук [Т]. Буква Т.

1

0,5

0,5

Май

Тема № 17 Мягкий звук [Ть]. Буква Т.

1

0,5

0,5

Тема № 18 Твердый звук [К]. Буква К.

1

0,5

0,5

Тема № 19 Мягкий звук [Кь]. Буква К.

1

0,5

0,5

Тема № 20 Ударный слог.

1

0,5

0,5

ИТОГО

20

10

10

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ЧИТАЙ-КА»

Второй год обучения

6-7 лет

Дата

Темы

Общее количество часов

Общее количество часов

Теория

Практика

Январь

Тема №1 Согласный твердый звук [Л]. Буква Л.

1

0,5

0,5

Тема № 2 Согласный мягкий звук [Ль]. Буква Л

1

0,5

0,5

Тема № 3 Согласный твердый звук [В]. Буква В.

1

0,5

0,5

Тема № 4 Согласный мягкий звук [Вь]. Буква В.

1

0,5

0,5

Февраль

Тема № 5 Согласный звук [Ч]. Буква Ч.

1

0,5

0,5

Тема № 6 Согласный звук [Щ]. Буква Щ.

1

0,5

0,5

Тема № 7 Согласный твердый звук [Б]. Буква Б.

1

0,5

0,5

Тема № 8 Согласный мягкий звук [Бь]. Буква Б.

1

0,5

0,5

Март

Тема № 9 Звуки [Б] –[П]. [Бь] – [Пь].

1

0,5

0,5

Тема № 10 Согласный твердый звук [Д]. Буква Д.

1

0,5

0,5

Тема № 11 Согласный мягкий звук [Дь]. Буква Д.

1

0,5

0,5

Тема № 12 Согласный твердый звук [С]. Буква С.

1

0,5

0,5

Апрель

Тема № 13 Мягкий звук [Сь]. Буква С.

1

0,5

0,5

Тема № 14 Согласный звук [Ц]. Буква Ц.

1

0,5

0,5

Тема № 15 Звуки [Ч]- [Ц].

1

0,5

0,5

Тема № 16 Согласный твердый звук [Г]. Буква Г.

1

0,5

0,5

Май

Тема № 17 Согласный мягкий звук [Гь]. Буква Г.

1

0,5

0,5

Тема № 18 Звуки [Г] –[К]. [Гь] – [Кь].

1

0,5

0,5

Тема № 19 Согласный твердый звук [З]. Буква З.

1

0,5

0,5

Тема № 20 Согласный мягкий звук [Зь]. Буква З.

1

0,5

0,5

ИТОГО

20

10

10

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЧИТАЙ-КА»

Первый год обучения

5-6 лет

Занятие №

Тема занятия

Содержание занятия

№ 1

Звуки. Буквы. Слова

Знакомство с понятием «звук», «буква», «слово». Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 2

Гласный звук А, буква А.

Знакомство со звуком. Определение места звука в словах. Деление слов на слоги. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 3

Гласный звук О, буква О.

Характеристика звука, буквы. Определение на слух места звука в словах. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 4

Гласный звук Э, буква Э.

Характеристика звука, буквы. Определение на слух места звука в словах. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 5

Гласный звук И, буква И.

Характеристика звука, буквы. Определение на слух места звука в словах. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 6

Гласный звук Ы, буква Ы.

Место звука в двух позициях – в середине слова и на конце. В русском языке нет слов, которые начинались бы с буквы Ы. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 7

Гласный звук У, буква У, у.

Место звука в словах. Методика составления слова АУ. Развитие внимания у детей.

Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 8

Закрепление звуков А, У

Дать понятие, что гласный, когда он один, образует слог. Развитие внимания у детей.

Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 9

Согласный твердый звук М, буква М.

Определение места звука в словах. Анализ, составление из разрезной азбуки и чтение слогов и слов. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 10

Согласный мягкий звук М, буква М.

Методика знакомства – согласный твердый; согласный мягкий. При чтении слогов учить детей, передвигать палец, читать слева направо. Развитие внимания у детей.

Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 11

Закрепление звуков А, У, О, М.

Чтение и составление слогов по разрезной азбуке и слоговым таблицам. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 12

Согласный твердый звук Н. Буква Н.

Характеристика звука Н, буквы Н. Звуковой анализ слова. Развитие внимания у детей.

Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 13

Согласный мягкий звук Н. Буква Н.

Анализ звука Нь; Сравнение со звуком Н. Чтение слогов. Развитие внимания у детей.

Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 14

Согласный твердый звук П. буква П.

Определение места звука в словах. Анализ звука П. Звук тихий. Составление слова из слогов. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 15

Согласный мягкий звук П. буква П.

Анализ звука Пь. Чем отличаются звуки П и Пь. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 16

Согласный твердый звук Т. Буква Т.

Характеристика звука Т. Звук глухой, произносится без голоса – согласный, твердый.

Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 17

Согласный мягкий звук Т. Буква Т.

Характеристика звука. Чем отличаются звуки Т и Ть. Упражнять детей в умении отвечать на вопрос полным предложением Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 18

Согласный твердый звук К. Буква К.

Анализ звука К. Звук произносится тихо и называется глухим. Учить детей говорить ясно, четко; закреплять умение вычленять и произносить первый звук слова. Развитие внимания у детей.

№ 19

Согласный мягкий звук К. Буква К

Анализ звука Кь. Чем отличаются звуки К и Кь. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 20

Ударный слог.

Работа над ударным слогом (методика). Работа над предложением. Отрабатывать различные интонации для передачи своих чувств Развитие памяти и слуховых навыков детей.

.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЧИТАЙ-КА»

Второй год обучения

6-7 лет

№ 1

Согласный твердый звук Л. Буква Л.

Анализ звука, буквы. Определение на слух места твердого звук Л в трех позициях.

Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 2

Согласный мягкий звук Л. Буква Л.

Анализ звука Ль. Сравнение звуков Л и Ль. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 3

Согласный твердый звук В. Буква В.

Характеристика звука В. В – звонкий согласный звук. Анализ буквы. Учить подбирать пары рифмующихся слов. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 4

Согласный мягкий звук В. Буква В.

Анализ звука Вь. Сравнение звуков В и Вь. Анализ предложения. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 5

Согласный мягкий звук Ч. Буква Ч

Характеристика звука, буквы. В русском языке звук Ч произносится мягко. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова. Развитие внимания у детей.

Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 6

Согласный мягкий звук Щ. Буква Щ.

Характеристика звука. Щ – глухой согласный звук, всегда произносится мягко.

Чтение слогов и слов. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 7

Согласный твердый звук Б. Буква Б.

Характеристика звука. Звук Б - согласный, твердый, звонкий. Анализ буквы. Пополнять активный словарь детей, развивать сообразительность. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 8

Согласный мягкий звук Б. Буква Б.

Анализ звука Бь. Сравнение звуков Б и Бь. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 9

Сопоставление звуков Б-П. Бь-Пь.

Анализ звуков Б, П и букв, обозначающих эти звуки. Составление слогов и слов.

Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 10

Согласный твердый звук Д. Буква Д.

Характеристика звука. Звонкий твердый согласный. Анализ буквы. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 11

Согласный мягкий звук Д. Буква Д.

Анализ звука Дь. Сравнение звуков Д и Дь. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 12

Согласный твердый звук С. Буква С.

Характеристика звука С. Анализ буквы С. Развитие внимание, фонетического слуха.

Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 13

Согласный мягкий звук С. Буква С.

Характеристика звука Сь. Сопоставление звуков С и Сь. Развитие внимания у детей.

Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 14

Согласный глухой твердый звук

Ц. Буква Ц.

Характеристика звука Ц, буквы Ц. Произносится всегда твердо. Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме; быстро и правильно подбирать нужные слова. Развитие внимания у детей.

№ 15

Сопоставление звуков Ч и Ц.

Анализ слов в сравнении (на основе загадок). Развивать связную устную речь; выявлять активный словарь детей. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 16

Согласный твердый звук Г. Буква Г.

Характеристика звука, буквы. Учить подбирать пары рифмующихся слов; развивать

поэтический слух. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 17

Согласный мягкий звук Г. Буква Г.

Характеристика звука Гь. Что общего у звуков Г и Гь. Составление слов. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 18

Сопоставление звуков Г и К.

Сравнение звуков: звонкий – глухой. Обогащать речь детей словами с оттенками ласкательности, уменьшения, увеличения. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 19

Согласный твердый звук З. Буква З.

Анализ звука, буквы. Пополнять активный словарь детей, развивать сообразительность. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

№ 20

Характеристика звука Зь.

Звукобуквенный анализ слова. Развитие внимания у детей. Развитие памяти и слуховых навыков детей.

ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ЗВУКОВ И БУКВ «ЧИТАЙ-КА»

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

5-6 лет

Гласный звук А.

Гласный звук О

Гласный звук Э

Гласный звук И

Гласный звук Ы

Гласный звук У

Согласный звук М, Мь

Согласный звук Н, Нь

Согласный звук П, Пь

Согласный звук Т, Ть

Согласный звук К, Кь

ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ЗВУКОВ И БУКВ «ЧИТАЙ-КА»

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

6-7 лет

Согласный звук Л,Ль

Согласный звук В,Вь

Согласный звук Ч

Согласный звук Щ

Согласный звук Б,Бь

Согласный звук Д,Дь

Согласный звук С,Сь

Согласный звук Ц

Согласный звук Г,Гь

Согласный звук З,Зь

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЧИТАЙ-КА»

Первый год обучения

5-6 лет

Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями,

представляет собой занятия.

Занятия строятся по схеме:

1.Артикуляционная гимнастика или разминка.

2. Фронтальная работа на магнитно-маркерной с азбукой большого формата и магнитной азбукой.

3. Сюрпризные моменты, элементы игры или словесные игры.

4. Физкультминутка.

5. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками (работа с загадками).

6. Всевозможные игры и упражнения.

7. Рабочая тетрадь

8. Творческие занятия (рисование, лепка)

9. Итоги.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЧИТАЙ-КА»

Второй год обучения

6-7 лет

1.Артикуляционная гимнастика или разминка.

2. Фронтальная работа на магнитно-маркерной доске с азбукой большого формата и магнитной азбукой.

3. Сюрпризные моменты, элементы игры или словесные игры.

4. Физкультминутка.

5. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками (работа с загадками).

6. Всевозможные игры и упражнения.

7. Рабочая тетрадь

8. Элементы письма.

9. Итоги

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В качестве форм организации образовательного процесса применяются:

  • Дидактическая игра
  • Игры-задания
  • Создание игровых ситуаций
  • Сюрпризные моменты
  • Использование аудио техники, компьютерных презентаций и программы «Баба-Яга учится читать»
  • Творческая работа (рисование, лепка)
  • Работа в тетрадях
  • Открытые занятия для родителей

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ

Стол детский -4

Стул детский -8

Магнитно-маркерные доски – 2

Шкаф для пособий (закрытый) -1

Мультимедийная установка, ноутбук

Развивающие игры.

Обучающие настольно-печатные игры.

Раздаточный материал по темам.

Демонстрационный материал к изучаемым темам.

«Волшебный мешочек».

Игрушки.

Наборное полотно с ячейками для тридцати трех букв.

Таблица с буквами-картинками.

Картинка «Ушко», «Глазок».

Буквы в различных вариантах: на картинках, кубиках, карточках

Куклы, игрушки, пластилин, цветные карандаши, бумага и т.д.

Магнитная азбука

Азбука – мозаика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.

2. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983

3. Ушинский К.Д. Для детей. Сказки и рассказы, М., 1974.

4. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. М., 2010.

5. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1991

6. Жукова Н.С. Букварь М., 2012

7. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению. Программа-конспект, Д. Г.Шумаева, И.В.Баранников, Л.А.Варковицкая,

8. Чтение без принуждения, Е.А.Бугрименко, Г.А. Цукерман М, 1983г.

9. Помогайка, О.В, Джежелей, М, 1994г.

10. Читалочка, Л.Ф.Климанова, М, 1994г.

11. Учите, играя, А.И.Максаков, Г.А.Туманова, М, 1983г.

12. Игры и упражнения в обучении шестилеток, Н.В.Седж , Минск, 1985

13. Ознакомление дошкольников со звучащим словом, Г.А. Тумакова , М, 1991

14. Игры-шутки, игры-минутки, С.А. Шмаков, М, 1993

15. Букварь. Пособие по обучению дошкольников правильному чтению, Н.С. Жукова, М, 2007г

16. Живые звуки или фонетика для дошкольников, Т.В.Александрова, СПб, 2005г.

17. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников, Е.В.Колесникова, М, 1996 г.

18. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.

19. Волина В. В. Учимся, играя. М., 1991.

20. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.. 1989.

21. Развитие речи детей дошкольного возраста/ под редакцией Сохиа Ф.А./-М., Просвещение 1984

22. Воспитание у дошкольников правильной речи/ Генинг М.Г., Герман Н.А. –Чебоксары, 1971

23. Ознакомление дошкольника со звучащим словом Тумакова Г.А. –М., Просвещение, 1983

24. Учите детей отгадывать загадки –М, Просвещение,1976

25.Логопедический букварь, Е.Косинова - М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2013

26. Мой любимый букварь, И.Б.Голуб - М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2013

27. Энциклопедия развития и обучения дошкольника А.С.Герасимова, О.С.Жукова, В.Г.Кузнецова – М, ЗАО «олимп Медиа Групп», 2010

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

1. Жукова Н.С. Букварь М., 2012

2. Богданова О.А. Скороговорки. Л.,1989

3. Учите детей отгадывать загадки –М, Просвещение,1976

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Образовательная область (направленность программы)

Социально-педагогическая

Направление образовательной деятельности

Обучению чтению

Название программы

Читай-ка

Аннотация на программу

1. Возраст детей и сроки реализации программы:

5 - 7 лет - 2 года;

6-7 лет - 1 год

2. Основная цель: обучение грамоте.

Задачи: развитие фонематического слуха, развитие звуковой культуры речи: знакомство с классификацией звуков; обучение звуко - слоговому анализу; обучение сознательному правильному плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями.

3. Краткое содержание образовательной деятельности:

Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладевать навыками чтения

4.Основной образовательный результат – осознанное овладение детьми навыками чтения, комплексное развитие познавательно-речевой деятельностью.

5.Кадровое обеспечение программы:

Крапивина О.Г. – заведующий д/с «Аленка» ФМАОУ Банниковская СОШ

Статус программы

модифицированная

Сведения о разработчике(ах)

Крапивина О.Г. – заведующий д/с «Аленка» ФМАОУ Банниковская СОШ

Серия и № сертификата на программу (если есть)

нет

Детский сад «Аленка»

филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Банниковская средняя общеобразовательная школа

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

к программе

дополнительного образования детей

«ЧИТАЙ-КА»

для детей от 5 до 7 лет

Срок реализации программы: 2 года

п.Майский

Продолжительность учебного года по дополнительному образованию детей:

Начало учебных занятий по дополнительному образованию детей– 09 января 2017

Окончание учебных занятий – 31 мая 2017

«Читай-ка» для детей от 5-7 лет.

Реализуется по Программе дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Читай-ка»

Комплектование групп дополнительного образования детей:

01 декабря 2016 по 30 декабря 2016

Каникулы зимние:

31 декабря 2016 по 09 января 2017

Каникулы летние:

01 июня 2017по31августа 2017

Регламент образовательного процесса дополнительного образования детей:

Понедельник - пятница: с 15.15 по 16.30

Продолжительность учебной недели:

Пятидневная учебная неделя

Режим занятий:

Занятия проводятся по расписанию, утвержденному заведующим детский сад «Аленка» ФМАОУ Банниковская СОШ

Количество часов, отведённых на освоение воспитанниками учебного плана в неделю составляет:

• Дети от 5 до 6 лет- 25 минут,- непрерывная непосредственно образовательная деятельность

• Дети от 6 до 7 лет- 30 минут,- непрерывная непосредственно образовательная деятельность

Перерыв для отдыха между каждым занятием 10-15 минут.

Родительские собрания по дополнительному образованию детей проводятся на начало учебного года (сентябрь)

Консультации для родителей по дополнительному образованию детей проводятся согласно утвержденного графика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...