Включение воспитанников дошкольного образовательного учреждения в современное культурное пространство как средство самореализации и формирования у них мотивации к развитию
методическая разработка (старшая группа)

Аткач Анна Александровна

«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости

от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы.».

Е. И. Тихеева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл net_takoy_storony_vospitaniya.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Включение воспитанников дошкольного образовательного учреждения в современное культурное пространство как средство самореализации и формирования у них мотивации к развитию.

«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости

от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы.».

Е. И. Тихеева.

«Включение воспитанников дошкольного образовательного учреждения в современное культурное пространство как средство самореализации и формирования у них мотивации к развитию».

Приоритетным направлением Стратегии модернизации российского образования является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих потенциальных возможностей, открытой для восприятия нового социокультурного опыта, готовой осуществить сознательный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. В соответствии с этим Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) ставят перед педагогами новую задачу – создание условий для всемерной поддержки детской инициативы и самостоятельности, для развития позитивной познавательной мотивации и способности реализовывать себя в различных видах специфической для дошкольника деятельности. Развитие мотивационной сферы дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Психологи и педагоги констатируют, что у нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией. Мотивация многих современных воспитанников ДОУ отличается неустойчивостью (постоянно требуется внешнее поддержание мотивов деятельности со стороны воспитывающих взрослых), внесистемностью (мотивы не вытроены в минимальную систему соподчинения, ребенок действует из сиюминутных личных побуждений). Проблема развития позитивной мотивации дошкольников к развитию и самореализации значима для современной России. Неполноценное развитие мотивационной сферы в дошкольном возрасте дошкольника неизбежно отразится на его дальнейшем образовании.

Существует множество путей и способов формирования мотивационной сферы дошкольников. Один из них заключается в том, что становление у воспитанников ДОУ мотивации к развитию и самореализации будет проходить успешнее, если будут пересмотрены используемые образовательные ресурсы и технологии организации образовательного процесса в ДОУ.

 Я считаю, что важнейшим образовательным ресурсом в данной концепции признается современная культурная (социокультурная) среда, окружающая ребенка. Многочисленные материальные объекты культурного окружения – видимый, обоняемый, осязаемый, звучащий мир, сотворенный гением и трудом человека: являются идеальным пространством, в котором индивидуальное личностное; становление ребенка находит и реальные стимулы, и безграничные возможности. Комплексное и непосредственное деятельностное освоение культурного наследия – это сложное переплетение зрительной информации с эмоциями; логического и рационального с памятью и воображением; фантазии со здравым смыслом; проблем общих для всех с выбором индивидуальных путей их разрешения; версий, гипотез, предположений с аргументированным их обоснованием; значимости собственного опыта с ценностью опыта других.

Использование ресурсов современной культурной (социокультурной) среды в образовательном процессе заставляет пересмотреть границы образовательного пространства ДОУ, включив в него городское пространство микрорайона (района, города) расположения детского сада.

Однако само по себе даже самое богатое и насыщенное культурное пространство не гарантирует развитие. Превратить окружающую ребенка среду в среду его личностного становления можно лишь при условии трансформации форм   организации   педагогического   процесса.   Необходимо   перейти   от«изучения»   культурного   наследия   к   личному   и   непосредственному   его

«освоению» дошкольником в различных видах деятельности (исследовательской, игровой, коммуникационной, творческой и пр.). Одной из наиболее эффективных форм организации педагогического процесса в данной концепции являются культурные практики.

Для реализации культурных (культурно-образовательных) практик дошкольников необходимо взаимодействие с объектами культурного наследия – произведениями живописи, скульптуры, предметным миром. Следовательно, необходимо создание такого пространства, в котором были бы собраны необходимые для организации практик объекты культурного наследия и в котором дети могли бы безопасно и эффективно с ними взаимодействовать. Данный тезис обуславливает необходимость организации в ДОУ дополнительных образовательных пространств, обеспечивающих взаимодействие дошкольников с культурным пространством.

 Обеспечение доступности культурного наследия (текстов культуры) для организации культурных (культурно-образовательных) практик дошкольников, ориентированных на развитие образовательной мотивации.

Создание единого музейно-выставочного пространства ДОУ для проведения исследований предметного мира, презентации личных коллекций детей, организации познавательной и творческой деятельности. Предполагается, что в разных пространствах детского сада будут созданы музейно-выставочные зоны (музыкальный зал, коридоры, часть групп ДОУ и пр.), объединенные между собой единой темой «Мир культуры» и нацеленные на самоопределение и самореализацию дошкольника в процессе взаимодействия с миром культуры.

Создание медиатеки, включающей различные книги, записи фильмов и мультфильмов, аудиозаписи, мультимедийные презентации, сборники компьютерных развивающих игры и пр., необходимые для организации культурных (культурно-образовательных) практик.

Учитывая вышеизложенное, включение воспитанников дошкольного образовательного учреждения в современное культурное пространство будет способствовать самореализации и формированию у них мотивации к развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы включения педагогов дошкольного образовательного учреждения в подготовку и проведение педагогических советов"

Анализ современных исследований по проблеме организации педагогических советов показал, что остается мало изученным вопрос выбора методов включения педагогов в подготовку и проведение педагогиче...

Характеристика современного воспитанника дошкольного образовательного учреждения

Дети не рождаются добрыми или злыми, смелыми или трусами, любознательными или индифферентными ко всему, что их окружает. В наследство от родителей они получают определенные анатомо-биологические задат...

Формирование ценностей здорового образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что формирование здорового образа жизни у дошкольников является серьезной проблемой, решение которой находится в сфере педагогики...

Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия...

Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

1.Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учрежденийПрежде чем раскрыть содержание современных инновационных форм работы ДОУ с семьями воспитанников, ...

Городской 14 фестиваль детского творчества «Солнечный лучик» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, посвященного году театра («Волшебный мир театра»).

Четырнадцатый раз на сцене  ДДТ город  Донской проходит детский фестиваль  «Солнечный лучик». В этот раз все увидели  инсценировку, музыкальной сказки  «Дюйм...

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Раннее детство - важный этап в жизни человека. Именно в этом возрасте начинают формироваться моральные качества, закладываются нравственные основы будущей личности. Дошкольные образовательные учрежден...