Праздник валенка
проект (старшая, подготовительная группа)

Лемке Лариса Николаевна

Проект для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_valenka_proekt.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №44»

Проект

«Праздник валенка».

Автор проекта:
музыкальный руководитель

I квалификационной категории

Л.Н. Лемке

г. Ачинск, 2021год

Обоснование проекта.

 Родителям и педагогам нужно чаще вспоминать, какими они были в детстве, а еще лучше сохранить в себе черты детскости – доверие к людям, радостное восприятие жизни. Если помнить детское восприятие мира, то можно реагировать на все синхронно с ребенком, а это и есть самое важное для контакта. Создавая совместный проект, мы повысим психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Выстроим духовно-нравственные отношения между ребенком и родителем.

Ход проекта построен на играх, хороводах, на знаниях истории и традиций русского народа. Родители и дети активно включены в совместную деятельность, обогащать отношения через эмоциональное общение. 

Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидят, что дети гордятся ими, им захочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Дети в своей памяти навсегда сохранят тепло общения со своими родителями, радость сопереживания. Взрослые и дети творчески подойдут к выполнению заданий: придумают поделки для конкурса, приготовят костюмы, испекут сладкое угощение и поделятся рецептами, примут участие в выставке, составят книжки-малышки  про валенки.

Дети, родители, бабушки и дедушки примут активное участие в играх, конкурсах,  расскажут много стихов, узнают историю возникновения валенка.

В рамках проекта пройдёт семейный праздник, который станет итоговым событием и  доставит много радостных, волнующих минут.
Мамы и папы будут гордиться своими детьми, а внуки и внучки – бабушками и дедушками, а я – творческой фантазией всех участников проекта и плодотворным

сотрудничеством семьи и детского сада. Конкурсы и мероприятия,  проведенные  в рамках проекта, расширят границы общения взрослого и ребенка, укрепят связь между поколениями.

Наименование проекта: «Праздник валенка».

Вид проекта: творческий, групповой.

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Сроки реализации: краткосрочный.

Цель проекта:  активизирование творческого потенциала детей, родителей, педагогов и  развитие интереса у детей к русскому быту, ремёслам, культуре своего народа.

Задачи проекта:

  1. Раскрыть творческие способности детей и взрослых;
  2. Создать условия и привлечь детей и взрослых к продуктивной деятельности;
  3. Познакомить детей с историей возникновения валенка;
  4. Воспитать уважение к традициям и обычаям своего народа, чувство ответственности за порученное дело.

Актуальность:

У детей праздники пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Каким бы ни был повод для проведения праздника, всегда найдется возможность познакомить детей с новыми фактами, помочь им проявить свои знания, умение думать.

Реализация проекта «Праздник валенка» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.

Социальная значимость проекта: направлен на расширение духовно – нравственного опыта детей

Гипотеза проекта: если создать соответствующую развивающую среду в группе, помочь ребенку накопить необходимые знания по выбранной теме, то можно заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддержать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности. Дети и родители получат знания о русском валенке, захотят носить эту обувь, расширится сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.

1 этап – подготовительный: 

 В течение первой недели участники образовательных отношений:

  • подбирают информацию о валенках в книгах, журналах, в интернете
  • рассказывают истории о валенках из своего детства, жизни;
  • разработка макетов валенок, рисунков и других творческих работ родителей и детей;

II этап – реализация: 

  • выставка, посвященная истории русского валенка (войлочный валенок, книжка «валенок», валенок - «домик», валенок «самовар», новогодняя открытка в форме валенка.)
  • занятия по изо деятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).
  • украшение войлочных валенок детьми совместно с родителями.
  • составление и отгадывание загадок, разучивание потешок, прибауток.
  • дефиле войлочного валенка, украшенный детьми совместно с родителями.

В педагогическом процессе используются следующие методы, оперируя собранным материалом:

  • беседа, рассматривание разных видов валенок;
  • чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;
  • разучивание песен, стихов;
  • прослушивание аудио записи русской народной песни “валенки”
  • использование дидактических и подвижных русских народных игр;
  • решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению”.

III этап – подведение итогов:

  • проведение праздника «Праздник валенка»;
  • оформление альбома “Русский валенок”
  • анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями.

 Ожидаемые результаты: Работа над проектом позволит достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Данный проект даст ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.

Литература:

1.Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.  

2.М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. Детство-Пресс,2004.

4.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н, Корепанова и др. –СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5.Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7.Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Приложение1

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«Праздник валенка»

Звучит русская народная музыка – дети входят в музыкальный зал. На экране появляется иллюстрация «Валенки». Под яркую музыку вбегает скоморошка.

Скоморошка:

К Вам на праздник по дорожке

Прибежала Скоморошка.

Пришла вас позабавить,

С праздником поздравить!

Выходите поплясать,

Свою удаль показать!

Танец под песню «Валенки» (Л. Руслановой)

Скоморошка: Ребята, а вы знаете, что валенки – самая удобная обувь. Испокон веков они являются неотъемлемой частью русского костюма, зимы и даже характера.

(На экране появляется иллюстрация  «Старинный зимний наряд»)

Скоморошка: Раньше валенки стоили довольно дорого. Семья, в которой были хотя бы одни валенки, считалась богатой, их передавали по наследству. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом. Вот мы и проверим, кто из наших мальчиков самый завидный жених.

Игра «Передай валенок»

(Под музыку мальчики передают валенок по кругу. У кого с окончанием музыки окажется в руках валенок, тот жених. Он выбирает девочку, и они танцуют. Остальные хлопают.)

Скоморошка: Валенки, катанки, чёсанки – вот сколько ласковых названий придумали люди. Но изначально валенками назывались вовсе не сапоги, а мужские головные уборы. Валенки появились на Руси во времена Золотой Орды. «Законодателями мод» здесь стали татары-кочевники, которые зимой щеголяли в войлочных сапогах. Главное сырьё для валенок – овечья шерсть.

(На экране появляется иллюстрация «Овечка»)

Скоморошка: Правда, могут быть и варианты: например, в Казахстане самыми престижными считаются верблюжьи валенки.

(На экране появляется иллюстрация «Верблюд»)

Скоморошка: Среди пары новых валенок нет отличия между «левым» и «правым», каждый из них формируется при носке, принимая форму стопы хозяина. Валенки помогают справиться с простудой. Раньше в деревнях старики не снимали валенок даже летом. В валенках не страшны любые морозы.

Музыкальная игра «Ой, мороз», муз. и сл. Г.Вихаревой)

Скоморошка: В играх валенки помогали узнать, кто самый умный, сильный, ловкий, быстрый. Наши ребята приготовили стихи о валенках:

Дети читают стихи.

Раз, два, три и мы обуты.

Это даже не сапожки!

Хватит нам и полминуты –

Можно мчаться по дорожке.

Их зимою дружно носят –

Спрос приличный у народа,

И продать на рынке поросят,

Говорят: «Вернулась мода!».

И у Дедушки Мороза

Никогда не мёрзнут ноги –

Не страшны Зимы угрозы,

Заметает пусть дороги,

Ничего в них не боимся,

Разве что проталинки.

От души зимой резвимся,

Ведь на ножках валенки!

(Н.Родивилина)

Своей дочке маленькой,

Купила мама валенки.

По дорожке топ, топ, топ.

На дорожку попой – хлоп.

Плачет горько Варенька –

Не нужны ей валенки….

Мама за руку берёт,

Мама за руку ведёт….

«Верю, больно, Варенька.

Не виновны валенки.

Не виновны валенки,

Просто ножки маленьки.

Вот немного подрастёшь

И одна гулять пойдёшь»

(С.Хохлова)

Скоморошка: Вам грустить не разрешаю, на игру вас приглашаю.

Игра «Бой валенками»

(Играют два мальчика, два папы. Участники получают по валенку. Встают в обруч напротив друг друга. Стараются валенком вытолкнуть противника из обруча)

Игра «Бег в валенках»

(Дети делятся на две команды. Участники обувают валенок на одну ногу и бегут до стульчиков и обратно. Выигрывает команда, участники которой первыми выполнят задание. К аттракциону можно привлечь и родителей)

Скоморошка: А сейчас мы с вами гадать будем. Но для этого придётся потрудиться.

Забава «Гадание на валенках»

(Вызывают два ребёнка. Нужно сначала на скорость закрутить валенок. Потом найти в валенке предмет и узнать, что ждёт вас в Новом году. Примеры предсказаний: колокольчик – будет звонко весь год песни петь, платочек – танцевать и т.д.)

Мимо бежит Ваня и падает.

Скоморошка: Ванюша, ты не ушибся?

Ваня: Нет, я падал понарошку,

        Посмешить хотел немножко!

Скоморошка: Вот Ванюша наш – герой,

                        Только валенки с дырой.

Ваня: Пойду, валенки отнесу дедушке, пусть подошьёт. А чтоб веселее ждать было, мы песню споём.

Р.н.м. «Как на тоненький ледок» (в обработке М.Иорданского)

Скоморошка: Ну  вот, принимайте работу, валенки на вырост. Валенки- это не просто тёплая обувь, но и, как утверждают модельеры, «XXI век – век валенка!».

(На экране появляется иллюстрация «Современные модели валенка»)

Скоморошка: Смотрите!

Под музыку дети демонстрируют валенки, подготовленные вместе с родителями дома.

Скоморошка: А теперь я предлагаю вам с мамами, папами, бабушками украсить валенки.

Дети и родители проходят в группу и выполняют аппликацию «Валенки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник русского валенка

Русский народный фольклор...

Сценарий праздника для старшей группы «Что за прелесть эти валенки!»

Праздник для детей направлен  на формирование представления  детей о народных промыслах,  о русских валенках, что они часть русской истории и культуры, герой фольклора и песен. Валенки ...

Презентация праздника "Валенки, валенки - красивые да ладненькие!"

Презентация праздника  о валенках, выставку поделок из валенок . Направлен на формирование  представления детей с бытом и традициями русского народа на развитие творческой и познавательной а...

Конспект праздника совместно с родителями "Ах валенки, да валенки..."

От праздника получили огромный "мешок" эмоций, впечатлений,  знаний, умений и похвал!...

"Праздник валенка"

Сценарий интегрированного развлечения для детей и родителей....