Использование элементов музейной педагогике в формировании экологического сознания дошкольников.
консультация

Светлана Вячеславовна Герасина

Тема консультации для родителей:

 Использование элементов музейной педагогике в формировании экологического сознания дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема консультации для родителей:

 Использование элементов музейной педагогике в формировании экологического сознания дошкольников.

В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников стоит очень остро. Именно на этом возрастном этапе у детей формируются основы экологического сознания. И очень важно, чтобы дети получили достоверные знания и представления о природе, приобретали навыки бережного и созидательного отношения к природе.

Для эффективного решения задач экологического воспитания детей я слала использовать в образовательном процессе музейную практику.

Мини – музей стал одной из ведущих форм работы с детьми и родителями по экологическому воспитанию, и благодаря ему появились возможность для:

  • «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду;
  • Сопереживание общих впечатлений с родителями и другими детьми;
  • Отражения полученных детьми представлений, впечатлений, переживаний в совместно с родителями, воспитателями деятельности (продуктивной, познавательно – иследовательской, коммуникативной);
  • Накопления детьми опыта планирования, анализа источников информации, поиска решения проблемы, умения рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики стали мини – музеи экологического содержания, созданные в старших дошкольных группах. Один из таких мини – музеев – «Растения – легкие Земли».

Цель работы данного музея – показать детям разнообразие и красоту растений, их значение в жизни животных и человека, воспитывать бережное отношение к миру растений.

Работа по созданию мини – музея включала в себя несколько этапов:

  • Обогащение предметно – пространственной среды группы;
  • Организация познавательно – исследовательской деятельности детей;
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность по экологическому воспитанию (подборка информации оп теме, экспонатов).

Предметно – развивающая среда – неотъемлемая часть образовательно – воспитательного процесса в ДОУ. Для формирования экологического сознания детей мини – музей был наполнен: наглядным пособиями, иллюстративным материалом (альбомы, коллекции, наборы картин, м почвы, муляжи, дидактические игры и пр.); макетами, моделями (экологической тропы, почвы и биоценоза водоем и леса, жизни растений и др.),   комнатными растениями; подборка детской художественной литературы о природе.

Был создан уголок добрых дел в мире природы. Хотеться обратить ваше внимание на созданный в группе «Дерево добрых дел» насыщение этого дерева фотографиями очень с подвигло детей к трудовой деятельности дома; поиграть с щенком, положить корм кошке, налить воды попугаю, протирать листья у цветов, помогать собирать урожай бабушке, поливать грядки в огороде. Родители делились своими впечатлениями: они не узнавали своих детей. Дети проявляли уход и заботу за растениями, осознавали свою ответственность за растениями, за животными. В группе с гордостью рассказывали о своих добрых делах друг другу.

Одним из составляющих компонентов создания нашего мини – музея стала познавательно- исследовательская деятельность детей. Дети брали на себя роли «ученых», изучающих различные природные объекты, взаимосвязи в природе. Мальчики и девочки не только создавали экспозиции для мини – музея, но и проводили эксперименты («Вода в жизни растений», «Дышат ли растения?», «Влияние музыки на рост растений», «Реагируют ли растения на ласку?», «Растения меняют цвет», «Свет в жизни растений», «Чудесный полив», «Что у нас под ногами?», «Где растение быстрее получит воду?»), делали свои научные выводы, так же проводили экскурсии для детей из других групп нашего детского сада.

Особенностью экологического воспитания является не возможность достижения эффективных результатов деятельности, организуемой в данном направлении, без наличия положительного приема взрослых по отношению к природе. Именно поэтому особое внимание нами уделялось организации работы с родителями. Общими усилиями педагогов и родителей были подобраны лекарственные травы для оформления блока музея «Полезные растения». В домашних условиях родителя выращивали цветы и растения, которые затем приносили для экспозиции их музей. Для представления каждого экспоната дети совместно с родителями готовили красочные мини – сообщения о растениях. Таким образом, совместно с семьей накапливалась информация о растительном мире.

Работа по созданию мини – музеев дает свои ощутимые результаты, поскольку данная деятельность пронизана доброжелательной атмосферой общности интересов детей, родителей и педагогов по вопросам познания и охраны нашей природы. У детей появилось желание создавать условия для каждодневного ухода за растениями, за живыми объектами в целом, желание сохранять окружающий мир природы, чувство ответственности за состояние окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...

«Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в формировании информационной культуры дошкольников»

Введение в образовательный процесс нетрадиционной технологии – музейной педагогики как условие  просвещения воспитанников в области развития вычислительной техники, эволюции материальн...

статья по теме "Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры. "

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.Основной целью музейной педаго...

Музейная педагогика как способ формирования экологического сознания дошкольников

Одним из способов в процессе формирования экологической культуры дошкольников может стать музейная педагогика. Именно она является одной из самых доступных и наглядных форм для изучения воспитанниками...

Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры.

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Основной целью музейной ...

Памятка для педагогов дошкольных образовательных организаций "Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников"

   В детских садах создаются «мини-музеи».     В слове « мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозици...