материалы на тему недели Моя малая родина
материал (средняя группа)

Алена Алексеевна Поленок

Загадки, пословицы, игры, стихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina.docx169.27 КБ

Предварительный просмотр:

"Наш родной край"

Мой город

Я по городу хожу, Ходьба на месте

Я про город расскажу.

Поликлинники, аптеки, (Сгибают пальцы на обеих руках)

Магазины, заводы и библиотеки.

Много здесь жилых домов (Разжимать по очереди пальцы)

И деревьев, и цветов.

ЦУП, ракета и музей, (Стучать пальчиком о пальчик)

Город нужен для людей. (Хлопки)

«Моя страна»

Посмотрю на карту я(вытягивают вперед прямые ладони)

Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)

Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)

Край родной.

Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)

Здравствуй, небо голубое! (Помахать «небу»)

Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)

Здравствуй, маленький дубок! (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую! («Обнимашки»)

«Родная земля

(Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем.)

Холмы, перелески, (правой рукой)

Луга и поля —

Родная, зелёная (левой рукой)

Наша земля.

Земля, где я сделал (правой рукой)

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то (левой рукой)

К развилке дорог.

И понял, что это (правой рукой)

Раздолье полей —

Частица великой (левой рукой)

Отчизны моей.

«Родина»

(Поочерёдное загибаем пальчики начиная с большого и заканчивая мизинцем. Сначала правой рукой, затем левой рукой.)

Вешняя, бодрая,

Вечная, добрая,

Трактором вспахана

Счастьем засеяна —

Вся на глазах она

С юга до севера!

Родина милая,

Родина русая,

Мирная-мирная

Русская-русская.

Город – это улицы, проспекты и дома, Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.

Площади, музеи, парков тишина, Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.

Блеск огромных стекол,

Праздничных витрин, Разводить пальцы в стороны и соединять.

Быстрое движенье Круговые движения руками, согнутыми в локтях.

Прохожих и машин Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.

Мой дом, мой город, моя республика

Люблю по городу гулять,

(дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Люблю смотреть,

Люблю считать

(на каждое название достопримечательности)

Космонавтов - раз, Ленина - два,

(загибают по одному пальчики)

Улица Победы – три.

А четыре - я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке я опять.

Шесть – на Белую схожу

И на волны погляжу.

Семь – Дворец культуры,

Красив и огромен

И стоит на площади он.

Восемь – ёлка в Новый год.

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – наш кинотеатр Октябрь.

В магазине хлеб куплю.

Очень город я люблю!

Лексическая тема «Мой город»

Новая лексика:

Существительные: город, село, адрес, улица, переулок, проспект, площадь, мост, река, парк, театр, балкон, витрина, библиотека, памятник, киоск, газон, подъезд, вокзал, фонтан, сад, фабрика, завод, сквер, стадион, шоссе, тротуар, район, музей, кинотеатр, дворец культуры.

Прилагательные: жить, строить, перестраивать, переезжать, ездить, смотреть, расти,  расширяться.

Глаголы: городской, сельский, широкий, узкий, просторный, прямой, многоэтажный, старый, тихий, шумный, зеленый, каменный, парковый.

Рекомендуется:

- Рассказать ребенку, как называется город, где он живёт, историю названия, чем он знаменит;

- Рассмотреть иллюстрации, фотографии, открытки с изображением родного города;

- Во время прогулки обращать внимание на различные  строения, памятники архитектуры, дома (одноэтажные, многоэтажные, кирпичные, деревянные);

- Объяснить ребенку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом – свой номер:

- Выучить с ребенком свой домашний адрес;

- Помочь составить рассказ «Дом, в котором я живу»

- Помочь вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением родного города.

Загадайте ребенку загадки

В городе деревьев мало

И гулять стремятся все,

Уходя на два квартала

От проспектов и шоссе.

Тут прохладно средь аллей

И зеленых тополей.      Парк

Сидим, пока над нами ночь,

Как рассветет — уходим прочь.     Кинотеатр

 

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, —

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в…          Магазин

Шагаешь — впереди лежит,

Оглянешься — домой бежит.

В два ряда дома стоят –

Десять, двадцать, сто подряд,

И квадратными глазами

Друг на друга глядят.  Улица

Посреди зеленой зоны

там и сям аттракционы.    Парк

Постоянно то да се

Из него домой несем,

Но уходим налегке,

Если пусто в кошельке.   Магазин

В нем предметы старины

До сих пор сохранены,

Любознательный народ

Посмотреть на них идет.

                                     Музей

  

Если мы посетим

Заведение это,

Два часа посидим

В темном зале без света.

                      Кинотеатр

  

По ней в торжественные даты

Парадом шествуют солдаты,

И елкой самою большой

Она украшена зимой.    Площадь

Поиграйте с ребенком

«Назови ласково»

Бросьте ребёнку мяч и назовите  предмет; ребёнок возвращает мяч обратно, называет предмет «ласково». Например, дом – домик, дорога – дорожка, фонтан - фонтанчик, дерево – деревце и т. д.

 

 «Один — много»

Вы называете предмет в единственном числе и бросаете ребенку мяч, ребенок ловит мяч и называет этот же предмет во множественном числе:

Например: город–города, улица–улицы, парк–парки т.д.

 «Мой, моя»

Помогите ребенку согласовать существительные с притяжательными местоимениями

Мой –  город, памятник, тротуар, стадион и т.д. 

Моя – машина, дорога, река, площадь  и т.д.

Мои – скверы, фонари, магазины, мосты и т.д.  

«Какой, какая, какие?»

Предложите ребенку подобрать как можно больше признаков разных предметов.

дом (какой?)-большой, красивый, кирпичный  и т.д. Например, магазин, парк, мост, дорога...

«Продолжи предложение»

В нашем городе много улиц (домов, площадей, людей, парков и т.д.)

В нашем городе много деревьев. (Каких?) В нашем городе много зеленых, красивых, высоких, старых, деревьев. и т. д.

Пальчиковая гимнастика  «Город»

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

(«шагают» пальчиками по столу)

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

(загибают поочередно пальчики, начиная с большого)

Артикуляционные упражнения

Сегодня в город приехал зоопарк, и Язычок очень захотел навестить животных.

 Он взял с собой морковку для слона (упражнение «Хоботок»: губы вытянуть вперед трубочкой и удерживать под счет до 5; повторить 5 раз),

орешков для обезьян (попеременно упираться языком во внутреннюю сторону щек),

спелый банан для жирафа (язык свернуть трубочкой и удержать между губами; повторить 5 раз), а еще фотоаппарат.

Язычок сел в синий автомобиль и поехал в зоопарк. Быстро летела машина по дороге (вдохнуть носом и коротко, резко выдохнуть через рот, произнося: «Ш-ш-ш-ш»; повторить 3 раза).

За окошком ярко светило солнце (вращать языком слева направо, потом - справа налево, по 3 раза в каждую сторону).

«Как много животных приехало к нам из далеких стран!» - думал Язычок и весело улыбался весеннему солнышку (улыбнуться, обнажив зубы; повторить 5 раз)

Пальчиковые игры

Тема: «Наш город. Моя улица».

«Я ПО ГОРОДУ ХОЖУ»

Я по городу хожу, Ходьба на месте

Я про город расскажу.

Поликлинника, аптека, Сгибают пальцы на обеих руках

Магазин, библиотека.

Много здесь жилых домов Разжимать по очереди пальцы

И деревьев, и цветов.

Школа, детский сад, музей, Стучать пальчиком о пальчик

Город нужен для людей. Хлопки

«Город» Город – это не только улицы (Сжимают, разжимают кулачки)

 И небо, что сильно хмурится. 

Город – это ещё и прогулки, (Поочерёдно загибают по одному пальцу.) 

Домики, скверы и переулки. 

В городе украшенье двора- 

Громкая шумная детвора! 

Занятие детям найдётся всегда, (Сжимают, разжимают кулачки) 

Ведь много таят в себе города! 

Кто на самокате прокатится чуток, (Поочерёдно загибают по одному пальцу.)

 А кто- то рассматривать будет песок.

 Город для всех развлечение, 

Одна прогулка – уже приключение! (Сжимают, разжимают кулачки)


Координация речи с движением

«Наша улица»
Словно улей, наша улица с утра,
 (Разводят руки перед собой.)
И летит пчелиным роем детвора, 

(Локти прижимают к туловищу, делают частые махи ладонями.)
Скачет мяч, взлетает с крыши вертолёт — 

(«Ударяют мячом» об пол, руки разводят в стороны, делают поворот вокруг себя.)
Наша улица от нас не отстаёт: 

(Каждый палец «здоровается» с большим пальцем с нажимом на подушечку на каждое действие, на обеих руках одновременно.)
То на речку 
 - за околицу бежит,  
То на солнышке  с ребятами лежит.
А под вечер,  лишь утихнет шум и гам 

(Правую руку вытягивают вверх, делают ритмичные махи ладонью с пружинкой.)
Всех ребят она  проводит по домам.

И доносится из каждого двора:
До свиданья! До свиданья!

До утра! Доброй ночи! —

говорит она в ответ 

 (Приседают и кладут руки под щёку.)
И сама во всех окошках гасит свет.
Р. 
Сарби

Край родной.
Здравствуй, солнце золотое! (
Потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое! (
Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок! (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую
! («Обнимашки»)

«Дом»

Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём,
 (Руки перед глазами "окошко»)
Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты.)
Рядом чтоб сосна росла 
(Пальцы растопырены, руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял,
 (Руки перед собой кольцом).
Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс".)
Солнце было, 
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл. (Пальцы-лепестки смотрят вверх).

«Строим дом» Целый день тук да тук (Ударять кулачками в ладошку) Раздается звонкий стукМолоточки стучат, (Стучать кулачками друг о друга) Строим домик без бельчат: Этот дом для белочек, (Загибать указательный палец) Этот дом для зайчиков, (Загибать средний палец)Этот дом для девочек, (Загибать безымянный палец) Этот дом для мальчиков. (Загибать мизинец) Вот такой хороший дом, (Строят дом -руки над головой) В нем мы славно заживем.

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/95/952/95952947_31.jpg

Дидактические игры по лексической теме "Мой город"

Дидактические игры

«ГЕРБ НАШЕГО ГОРОДА»

Цель. Закреплять знания детей о гербе родного города. Активизировать словарь.

Как ты думаешь, что означает герб нашего города?

Как бы ты назвал форму герба?

Какие цвета присутствуют на гербе?

Что изображено на гербе?

Подумай, зачем городу нужен герб?

 

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель. Развивать речь детей, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова. Воспитывать любовь к родному городу.

Город,

улица,

флаг,

проспект,

дом,
лес,

сад,

завод,

сквер,

магазин.

 

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗЫ»

Цель. Развивать умение завершать предложения, подбирая слова подходящие по смыслу. Закреплять знания о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу.

Наш город называется…

Жителей нашего города называют…

Наш город расположен возле Национального парка…

Зимой в нашем городе…

Больше всего я люблю в нашем городе…

«СЛОВА ПРИЗНАКИ. СКАЖИ КАКОЙ? КАКАЯ?»

Цель. Активизировать в речи детей прилагательные. Развивать память, мышление.

Королёв (родной, любимый, славный, красивый и др.) .

Клязьма (глубокая, холодная, широкая и др.).

Центральный парк (зеленый, чистый, красивый и др.) .

Мост (длинный, новый, шумный и др.)

 «КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ДЕРЕВЬЕВ НЕ РАСТЁТ В НАШЕМ ГОРОДЕ? »

Цель. Закреплять знания о деревьях родного города.

Берёза, ель, сосна, туя. акация, черёмуха, каштан, тополь, клён, пальма, лиственница.

«КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ И ПОЧЕМУ? »

Цель. Развивать логическое мышление, речь.

Флаг, герб, знамя.

Парк, бор, лес.

Королёв, ракета, спутник, машина.

Дом, улица, проспект, переулок.

ЦУП, «Энергия», музей.

«Восток», «Энергия», комета.

«ИСПРАВЬ ОШИБКИ»

Цель. Развивать логическое мышление.

Королёв — столица России.

Мы живем на домах.

На гербе Королёва изображена берёза.

На флаге родного города есть изображение планеты Марс.

Самая длинная улица нашего города – улица Мичурина.

С первого этажа видно дальше, чем с последнего.

Королёв расположен на берегу реки  Яуза.

Город Королёв больше по площади города Москвы.

Жителей города Королёв называют королями.

«ОДИН – МНОГО»

Цель. Совершенствовать умение детей образовывать слова во множественном числе.

Дом, улица, житель, музей, спутник, ракета, герб, флаг, магазин, детский сад и др.

«ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА К СЛОВУ «РОДИНА»»

Родина — родной, народ, родители, родиться, родня, родительский и др.

11.«СОСЧИТАЙ ЭТАЖИ»

«Назови дом, в котором 1, 2, 3, 4, 5 этажей».

Образование сложных прилагательных. Можно назвать начало слова, а ребенок продолжает и называет слово целиком.

Дом с одним этажом, – какой? - одноэтажный дом

дом с двумя этажами, - какой?- двухэтажный дом

дом с тремя этажами, – какой? - трехэтажный дом

дом с четырьмя этажами, – какой?- четырехэтажный дом

дом с пятью этажами, – какой? - пятиэтажный дом

дом со многими этажами, – какой? – многоэтажный дом.

Варианты игры «Один – много», «Составь предложение», «Нет чего?»

ПОСЧИТАЙ

Согласование существительных и прилагательных с числительными

Посчитай от 1 до 5 (10), от 5 (10) до 1.

Улица, широкая улица, красивая улица.

Дом, новый дом, высокий дом, многоэтажный дом.

Дорога, широкая дорога, ровная дорога, длинная дорога.
Магазин, детский магазин, большой магазин.

Памятник, красивый памятник, большой памятник, бронзовый памятник.

Музей, краеведческий музей, исторический музей, музей космонавтики.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОТВЕТИВ НА ВОПРОС

Образование сравнительной степени прилагательных. Игра с мячом или любым другим предметом.

Этот проспект широкий, а другой ещё … (шире).

Этот переулок тихий, а тот ещё … (тише).

Эта дорога узкая, а рядом ещё … (уже).

Этот дом старый, а другой ещё (старее).

Эта площадь большая, а рядом ещё (больше).

Этот памятник высокий, а другой ещё … (выше).

13.ПРИДУМАЙ НАЗВАНИЕ УЛИЦЫ
Образование прилагательных от существительных. Можно предложить придумать самим и назвать производное слово.

В нашем городе много улиц. Появляются новые дома, улицы, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили.

На этой улице стоит завод. Назовем ее (Заводская).

На этой улице много цветов. Назовем ее (Цветочная).

На этой улице много школ. Назовем ее (Школьная).

Возле этой улицы рядом находится Национальный парк «Лосиный остров». Назовем ее (Лосиноостровская).

На этой улице много берез. Назовем ее (Березовая).

На этой улице много садовых деревьев. Назовем ее (Садовая).

На этой улице находится аптека. Назовем ее (Аптечная).

Придумай ещё несколько названий улиц сам.

ЭКСКУРСИЯ

Цель: Способствовать развитию умения ориентироваться в родном городе. Закреплять знания о его достопримечательностях.

Дети садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчике сидит «водитель». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюм светофора.

Дети: Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

Дети ритмично покачиваются, водитель «крутит руль».

Светофор:

Стоп! Машинам красный свет.

Дальше вам дороги нет.

Посмотрите-ка в окошки

И подумайте немножко:

Что за здание перед вами?

Отвечайте быстро сами.

Ребенок в костюме светофора задает вопросы, показывая детям фотографии улиц, памятников, достопримечательностей:

Что за улица перед вами?

Что за памятник перед вами?

Что за предприятие перед вами?

Что за здание перед вами? И т.д.

(Ответы детей)

Светофор: Свет зеленый зажигаю

И вас дальше отправляю.

Так дети путешествуют по родному городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ.

Обратите внимание!

Рассказ взрослого является образцом для детей, поэтому необходимо:

сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками; обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому; не называть дат: они затрудняют восприятие материала; использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов объяснять, не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе на декабрь тема недели Моя малая родина

Задачи: Уточнить понятия «Родина», «Малая родина», расширить знания детей о родном городе Нефтеюганск, его особенностях, достопримечательностях, его прошлом, истории его образо...

Тематическая неделя "Моя малая Родина"

Тематическая неделя "Моя малая Родина" Цель: - воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю- Формировать представления об истории города, его достопримечательност...

Календарно-тематическое планирование по теме недели "Моя малая Родина - мое село Ветлянка

Материал будет полезен для знакомства с родным краем(селом), есть видео-презентация, отчет о работе над проектом....

карточка утренний круг к теме недели "Моя мала родина"

карточка для утреннегокруга по теме недели "Моя малая родина2...

Календарно - тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. Тема недели: «Человек без Родины - что соловей без песни».

Календарно - тематическое  планирование воспитательно-образовательной работы  на неделю. Тема недели:   «Человек без Родины - что соловей без песни»....

Тема недели: «Моя малая Родина»

Тема недели: «Моя малая Родина» 04.12 - 08.12Цель: продолжать развитие элементарных представлений о родном городе и стране. Воспитывать  любовь к родному городу, расскажем детям...