Наблюдение на прогулке как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Никерина Виктория Андреевна

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем в детской психологии. Так как взаимодействие человека с окружающим его миром возможно при условии активности и деятельности самого человека. Активность в дошкольном возрасте является непременным толчком к формированию умственных качеств личности, самостоятельности, инициативности. Современными программами предусмотрено формирование у детей дошкольного возраста достоверных элементарных систем знаний об окружающем мире, о различных отношениях и свойствах предметов и явлений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем в детской психологии. Так как взаимодействие человека с окружающим его миром возможно при условии активности и деятельности самого человека. Активность в дошкольном возрасте является непременным толчком к формированию умственных качеств личности, самостоятельности, инициативности. Современными программами предусмотрено формирование у детей дошкольного возраста достоверных элементарных систем знаний об окружающем мире, о различных отношениях и свойствах предметов и явлений.

Таким образом, развитию познавательного интереса способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Таким видом деятельности ребенка является наблюдение на прогулке, так как это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы, опирающийся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка.

Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М Фридмана, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А. Серебряковой, С.П. Чумаковой.

Актуальность проблемы доказывают и существующие противоречия. Понимая необходимость развития познавательной активности дошкольников, педагоги иногда недостаточное внимание уделяют совершенствованию данного процесса в дошкольной организации. Кроме этого, именно наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром, но иногда взрослые предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя непосредственные наблюдения рассматриваем картин, иллюстраций, просмотром телепередач и т.д.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: поиск наиболее эффективного средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

В педагогическом словаре познание, по определению Г.М. Коджаспировой: «Это процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его сущности специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями. Специально организованное познание составляет сущность учебно-воспитательного процесса». С целью более глубокого понимания сущности понятия «познавательная активность» обратимся к анализу категории «активность».

Учитывая мнение М.И. Лисиной, считаем, что понятие «активность» примерно одинаково часто применяется в психологии и смежных науках для обозначения трех неодинаковых явлений: 1) определенной, конкретной деятельности индивида, в романских и англо-германских языках для двух разных русских терминов – деятельность и активность – существует только один термин (например, в английском языке – activity); 2) состояния, противоположного пассивности; 3) для обозначения инициативности или явления противоположного реактивности. В этом случае подчеркивается тот факт, что субъект действовал по своему почину, внутренне вовлечено, а не реагировал бездумно.

Итак, по мнению М.И. Лисиной можно сделать вывод, что активность можно понимать как деятельность, готовность к деятельности и инициативность.

В выделенных трех вариантах (а их, бесспорно, намного больше) при существенных различиях есть и общая часть: та, где они взаимно перекрываются. Общим, совпадающим является указание на наличие энергии, и ее мобилизованность.

Несмотря на распространенное использование в психолого-педагогической теории и практике термина «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в трактовке. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

Теоретические проблемы активности даны в трудах Л.С. Выготского [8], А.В. Запорожца [21], А.Н. Леонтьева [29], С.Л. Рубинштейна [60], Н.Н. Поддъякова [53] и др. В них обосновывается неразрывная связь активности и деятельности человека. Раскрывая понятие «детская активность», обратимся к статье И.В. Веснина и Л.В. Шинкаревой «Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления», в которой сказано, что на основе анализа целого ряда работ Н.Н. Поддъяков выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым. [55, с 189].

К первому типу относится собственная активность ребенка, в которой специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризуется многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной. Ко второму типу относится активность ребенка, стимулируемая взрослым, которая характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой деятельности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм [55, с 189].

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, и он действует с ними как со своими собственными [55, с 189].

Рассмотрев основные подходы к наиболее общей категории «активность», остановимся на более конкретном понятии «познавательная активность». Познавательная активность тесно связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. В словаре С.И. Ожегова нам предлагают такую трактовку определения познания: «познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» [49, с. 485].

Феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что среди исследователей нет единого определения понятия «познавательная активность».

И.В. Веснин, Л.В. Шинкарева дают трактовку познавательной активности, используя для этого современный педагогический словарь. Понятие познавательной активности трактуется в нем, как «…свойство личности, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» [55, с. 188].

Е.И. Щербакова характеризует познавательную активность как «…проявление самостоятельности, инициативы, творчества в процессе деятельности, а так же стремление узнать, постичь, понять, найти, испытать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения познавательной активности» [80, с. 42].

По мнению В. В. Щетининой, «познавательная активность - это черта личности, которая проявляется в отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленная на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая появление в познавательной деятельности» [83, с. 31].

 Исследованием познавательной активности у дошкольников занимались такие педагоги, как С. А. Козлова и Т. А. Куликова. Они изучали познавательную активность, как деятельность, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир, учится анализировать и сравнивать предметы ближайшего окружения, начинает устанавливать взаимосвязи. Проблема развития этой деятельности заключалась в развитии мышления, внимания и речи. Результатом познавательной активности независимо от того, в какой форме познания она осуществляется, являются знания. Значит, одной из проблем развития познавательной активности является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира, о взаимоотношениях взрослого и ребенка, об явлениях природы и их причинах [27].

Принимая во внимание особенности развития детей дошкольного возраста, С.А. Козлова отмечает, что под познавательной активностью следует понимать: «… активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале» [27 с. 42].

Особый интерес для нашего исследования представляют уровни проявления познавательной активности, которые направлены на активизацию обучения. Они также были рассмотрены в этой статье [43].

Первый уровень – воспроизводящая активность: стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса «Почему?» Второй уровень – интерпретирующая активность: стремление ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремление познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Показателем интерпретирующей активности, по мнению Т.И. Шамовой, может выступать большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ребенок стремится довести до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения [78].

Третий уровень – творческая активность: интерес и стремление ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ребенок знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новым явлением [43].

И.С. Морозова и И.С. Штепина считают, что в основу познавательной активности дошкольников младшего возраста входит стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а также законы их функционирования. Они выявили наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности дошкольников 3-5 лет, которые можно идентифицировать по следующим показателям [43, с. 164].

Рассмотрим позицию Д.Б. Годовиковой, которая считает, что «познавательная активность» - это стремление получить знания о явлениях окружающего мира, это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность [12,с.15].

Познавательная активность, по ее мнению, имеет отчетливые внешние проявления, опираясь на которые можно судить и о характере ее организации. Чем заинтересован ребенок, какова интенсивность его стремлений к знакомству с определенными явлениями. А.М. Матюшкин утверждает: «Понятие «познавательная активность» используется в тех случаях, когда помимо собственно интеллектуального имеется и ярко выраженный, личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности» [39, с. 5].

М.И. Лисина подтверждает: «Познавательная активность занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности» [31, с. 234].

Отсюда ясно, что познавательной активности близки понятия любознательность, любопытство. Г.Н. Щукина рассматривает любознательность как стадию развития познавательного интереса, на которой обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности [85].

Дети по своей природе очень любопытны и любознательны. Они проявляют устойчивый интерес к тем объектам, которые вызывают у детей непроизвольное внимание. Как отмечает Е.А. Меньшикова: «Любопытный – тот, кто любит допытываться, дознаваться до всего без надобности и пользы, старается узнать и увидеть все без иной цели. Любопытствовать – желать узнать или увидеть что-либо. Любопытничать – быть любопытным, дознаваться и доискиваться до того, до чего нет дела» [41, с. 87].

Следует выделить из этого два аспекта данного явления: стремление, желание узнавать, «доискиваться», допытываться до чего-нибудь и стихийность процесса, отсутствие цели познания. «Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, пытливость, определенная разновидность любопытства – «дельное любопытство» - говорит ЕА. Меньщикова [41, с. 87].

 По мнению Т. А. Хабаровой, «Поощряя детское любопытство, педагог порождает потребность в исследовании. У ребенка появляется возможность действовать с разными предметами и материалами; формируется мотив, связанный с внутренними желаниями, узнавать новое неизвестное. Дошкольник учится сам исследовать различные проблемы и открывать для себя новые знания» [47, с 7].

Рассматривая и делая анализ двух данных понятий, можно сделать вывод о том, что любопытство это начальный этап проявления познавательной активности, чаще всего не имеющий определенной цели, а любознательность мы можем охарактеризовать как стремление к познанию, любовь к знаниям. Т.А. Хабарова говорит, что любопытство побуждает к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивая умственную деятельность на интересующей области, и постепенно перерастает в любознательность» [47, с. 5].

Автор Т.А. Хабарова в методическом пособии «Познавательное развитие детей дошкольного возраста», ссылаясь на С.Л. Рубинштейна, пишет, что он под любопытством понимал тягу ко всему новому и связывал сущность любопытства с тем, что ребенок обращает внимание на новизну предмета [54, с. 5]. Используя определение Б.Г. Ананьева, пишет, что любознательность и пытливость являются чертами характера, которые выражают отношение человека к действительности [54, с. 6].

Она отмечает, ссылаясь на М.Н. Полякову, что любознательность – это постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, а жажда новых впечатлений традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения [54, с. 6].

Компоненты познавательной активности могут находиться на различных уровнях развития, но при этом они, как части системы, находятся в сложных отношениях взаимовлияния и взаимозависимости [39].

Для того чтобы раскрыть и понять структуру познавательной активности, обратимся к работам Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, Г.И. Щукиной, которые выделяют следующие компоненты структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно-процессуальный и компонент социальной ориентации.

Итак, изложенное в данном параграфе позволяет сформулировать рабочее определение познавательной активности, которым мы будем пользоваться в дальнейшей работе. Наиболее близким нам является определение познавательной активности, которое приводит С.А. Козлова. Она отмечает, что  это активность, возникающая по поводу познания и в его процессе, которая выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

В отечественной возрастной психологии дошкольный возраст – это период от трех до семи лет. «Возрастным периодом, или психологическим возрастом, называют относительно замкнутый период, который характеризуется следующими показателями: определенной социальной ситуацией развития, конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок с взрослыми в данный период, основным или ведущим типом деятельности, основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности)» [66].

Проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале [15].

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, в том числе и познавательной.

Самая ранняя форма познавательной активности - любознательность. Внешне она проявляется в следующем:

- непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым;

- позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.

В этом проявляется ориентированность дошкольников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности. Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, - насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта [22].

Первая особенность развития познавательной активности в старшем  дошкольном возрасте заключается в том, что экспериментирование – это практический способ познания окружающего мира, в результате которого дети получают реальные представления об изучаемом объекте с разных сторон, раскрывают его взаимосвязи с другими объектами. Дошкольники во время проведения эксперимента находятся в активном действии (слышат, видят, делают), что позволяет им лучше осмыслить, понять, ощутить, усвоить и закрепить изучаемый материал.

Второй особенностью развития познавательной активности старших дошкольников является поэтапность этого процесса. На протяжении дошкольного возраста познавательная активность проходит сложный путь развития от простых ориентировок, вызванных новизной предмета, к стремлению разрешить противоречия между полученными знаниями и возникшими в процессе деятельности навыками.

ФГОС ДО трактует этот путь «как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой» [19].

К этим этапам относят:

1. Любопытство, проявление которого на этом этапе определяется избирательным отношением к любому предмету, обусловленное внешними признаками, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами.

2. Любознательность характеризуется на этом этапе активным видением мира, проявляющимся в стремлении ребенка проникнуть за пределы увиденного и познанного. Именно в дошкольном возрасте любознательность становится устойчивой чертой характера и имеет значительную ценность в развитии личности в целом. Эта стадия отличается проявлением сильных эмоций: удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности от деятельности. Примерами проявления любознательности являются детские вопросы: «Почему трава зеленая?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.

3. Познавательный интерес, возникшем на этом этапе характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной направленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением такого интереса считают стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, интересоваться причинно-следственными связями.

4. Познавательная активность проявляется на этом этапе на самом высоком уровне познавательного развития.

В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение).

Третья особенность – поскольку познавательная активность старших дошкольников не является врожденной, для ее формирования и развития необходимо создание специальных психолого-педагогических условий в процессе экспериментирования [19]:

1. Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы ребенок мог вовлекаться в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. В ходе экспериментирования старшие дошкольники могут самостоятельно: выделить проблему, поставить цель, решить выявленные проблемы, проанализировать предмет или явление, выделить их существенные признаки и связи, сопоставить различные факты, выдвинуть предположения, отобрать необходимые средства и материалы для самостоятельной деятельности, провести эксперимент, сделать выводы, графически отобразить этапы действий и результаты эксперимента. В ходе экспериментальных действий дошкольники изменяют предметы с целью выявления скрытых связей с явлениями природы.

В ходе наблюдения за опытами, проводимыми педагогом, дошкольники познают физические законы и явления в наглядно-образной форме, далее – в понятийной, в в конечном итоге дети самостоятельно проводят опыты и эксперименты. Опыты и эксперименты раскрывают детям начальные знания об окружающем мире, его законах и явлениях, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Так детское экспериментирование открывает дополнительные возможности для воспитания разносторонней творческой личности, развивает креативность и нестандартное мышление, сенсомоторные координации. В ходе элементарных экспериментов и опытов дети непосредственно взаимодействуют с предметами и материалами, проявляя свою любознательность и желание узнать как можно больше. Педагог должен не просто научить старших дошкольников правильному способу действий, показать правильное решение, он должен заинтересовать их, побудить к самостоятельному экспериментированию. В связи с этим главной задачей педагога является создание условий для самостоятельного поиска детьми информации и поддерживание познавательной активности в процессе обучения.

2. Занятие должно включать разнообразные методы обучения: наблюдение, игру, беседу, рассказ, чтение художественных произведений, поскольку однообразие информации и способов действий снижает познавательную активность.

3. Содержание занятий должно соответствовать возрастным возможностям детей. Оно должно носить посильный характер, поскольку слишком простой или сложный материал не вызывает интереса, не создает ощущение радости при решении проблемы. Ребенок активен и проявляет любознательность, стремится выполнить задание только в том случае, когда понимает и принимает преподносимую ему информацию. Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности. Вначале детям предлагаются простые задачи, в которых следствие вытекает из причины. После того, как будут установлены общие закономерности явлений, необходимо показать детям частные случаи ее проявления. После этого можно подводить детей к пониманию более сложных связей и отношений.

4. Создание соответствующей предметно-развивающей среды/

5. Субъект-субъектное взаимодействие педагога и детей [23].

Отечественный психолог Н. Н. Поддъяков выделяет две формы детской активности:

1)  Собственная активность – эта форма активности, которая в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Ребенок выступает полноценным субъектом деятельности, является инициатором исследования различных объектов и сам выступает в роли экспериментатора, пытающегося понять сложные зависимости в окружающем мире. Он самостоятельно выстраивает свою деятельность: ставит цель, определяет пути, методы и способы ее достижения. В результате чего ребенок сам удовлетворяет свои интересы и потребности.

2)  Активность ребенка, стимулируемая взрослым, характеризуется тем, что деятельность дошкольников организуется педагогом. Педагог показывает и рассказывает, что и как нужно делать, обучает детей определенному алгоритму действий. В результате такой активности дошкольники получают результаты, которые были определены педагогом. В этом случае знания и действия формируются в соответствии с заранее спланированными параметрами. Следует отметить, что эти два типа активности никогда не проявляются в чистом виде, а носят фазовый характер. Так собственная активность дошкольника сменяется совместной активностью со взрослым: получив от взрослого необходимые знания, умения и навыки, ребенок принимает их и затем вновь выступает как субъект собственной активности и т.д. Поэтому можно предположить, что познавательная активность «инициируется ребенком и продиктована его внутренним состоянием» [20].

Таким образом познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.

По мнению Г.А. Айдашева, наблюдение – целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной, конституирующий компонент наблюдения [1].

В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Целью наблюдения может быть усвоение разных представлений – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов.

Г.В. Бурменская отмечала, что наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы. Широкие сенсорные основы деятельности наблюдения делают ее доступной детям дошкольного возраста [6].

С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдений. Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений - это результат непроизвольных наблюдений детей [12].

С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому объекту.

Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Для ребенка во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у ребенка обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого [19].

Н.С. Денисенкова отмечала, что по мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность - это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений [14].

Наблюдения способствуют развитию познавательной активности детей, если педагог предлагает детям сравнить предметы, объединять их в группы по схожим признакам, классифицировать и анализировать увиденное. Важным условием, повышающим результативность наблюдения, является участие в восприятии одновременно большего числа органов чувств. Важно опираться не только на зрение ребенка, но и на слух, обоняние, осязание ребенка. Активные действия, включенные в процесс восприятия, обеспечивают развитие познавательных процессов ребенка, способствуют лучшему запоминанию материала. Результативность наблюдения обеспечивается использованием приема сравнения. К.Д. Ушинский писал: "Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней природы был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами, только тогда вы выясните себе все существенные признаки предмета, а это значит и понять предмет" [5].

При организации наблюдения педагог задает вопросы, направляющие внимание ребенка к наиболее характерным особенностям внешнего вида и поведения наблюдаемого объекта. При этом не следует отвлекать внимание детей вопросами, которые непосредственно не связаны с наблюдением. Во время наблюдения все внимание детей должно быть сосредоточено на объекте.

В зависимости от поставленных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. По этапам усвоения знаний наблюдения бывают первичные, повторные, сравнительные и итоговые.

Первичные наблюдения проводятся с целью ознакомления с новым объектом) растениями, животными, явлениями неживой природы), формирования представлений о названии, отдельных особенностях внешнего вида и поведения. Повторные наблюдения проводятся для уточнения, дополнения, расширения представлений детей о животных, растениях, явлениях неживой природы [14].

Обобщающие наблюдения проводятся для систематизации, обобщения представлений детей, полученных в процессе прежних наблюдений.

Классификация наблюдений [4]:

  • по продолжительности наблюдения могут быть: кратковременные (в течение нескольких минут) и длительные (от нескольких дней до нескольких месяцев);
  • по форме организации детей наблюдения бываю индивидуальные, подгрупповые и фронтальные;
  • по степени активности детей: по инициативе воспитателя и по инициативе детей;
  • по характеру познавательных задач: распознающие и воссоздающие.

Распознающие наблюдения- это наблюдения для формирования у детей представлений о разнообразии растений, животных, объектов неживой природы, представлений детей о свойствах и качествах предметов и объектов природы (величина, форма и т.д.), а также о связях наблюдаемых объектов с другими. Воссоздающие – это восстановление картины целого по отдельным признакам [1].

Ряд взаимосвязанных наблюдений за определенным объектом природы в течение недели, месяца – циклические наблюдения. Это наблюдения за явлениями неживой природы, за объектами растительного и животного мира. Каждое новое наблюдение помогает детям узнавать новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы.

Наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы, а А.А. Петрикевич утверждает, что это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий или поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления о процесса и их специфических изменений [26]. Восприятие рассматривается как основной компонент наблюдения. Наблюдение как познавательная деятельность, считает П.Г. Саморукова  - это продукт длительного развития в процессе воспитания и обучения ребенка и формируется уже в дошкольном возрасте [30]. Наблюдение играет важную роль в разностороннем развитии ребенка.

У дошкольников, метод наблюдения, является важнейшим "проводником" в природу и ее явлений. Наблюдения расширяют кругозор детей, обогащают их мышление множеством конкретных сведений о секретах жизни природы. Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, взрослые сознательно развивают различные стороны его личности, пробуждают интерес и желание познавать природу, интерес к жизни животных, желание им помочь, показывают уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, указывают на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно относиться к природе [19].

Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о ней [24].

Вопрос о том, каким образом человек познает, мир имеет сложный ответ. По крайней мере, три источника познания определяют исследователи:

- это ощущения, продукты органов чувств, которыми наделила нас природа, они сообщают нам наиболее доступные сведения об окружающем мире;

- это разум и мышление, которые помогают познавать то, что органам чувств недоступно;

- это, наконец, "интуитивное прозрение. Его существование часто ставится под сомнение. Но никому не известно, насколько это справедливо. И вполне допустить. Что существует какой-то особый орган внутреннего постижения, раскрывающий перед нами сущность бытия [30].

Таким образом, для того чтобы у ребенка сформировались достоверные представления об окружающем мире необходимо организовывать разные виды наблюдений с детьми за природой. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают у детей наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об окружающем мире.


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:

1. Познавательная активность – стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Под познавательной активностью детей старшего дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

2. Характерная особенность старшего дошкольного  возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в

Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды -в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

Таким образом, развитию познавательного интереса способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Таким видом деятельности ребенка является наблюдение на прогулке, так как это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы, опирающийся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка. Использование наблюдения как метода познания является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема представлений, умений и навыков. В детских наблюдениях проявляется активность детей, направленная на получение новых сведений, новых представлений. Таким образом, наблюдение является одним из видов познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста». Дошкольники прирожденные исследователи. Тому подтвержден...

Презентация Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Сегодня большое внимание и важная роль в образовании  в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способст...

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития ...

«Компьютерная игра как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"

Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерн...

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня большое внимание и важная роль в образовании  в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способст...