Проект "Этот загадочный космос"
проект

Михайлова Юлия Александровна

Формирование  у  детей представлений о космическом пространстве. Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_etot_zagadochnyy_kosmos.docx360.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3

«Родничок» с. Правда муниципального образования «Холмский городской округ»

_____________________________________________________________________________

694615, Сахалинская область, Холмский район, с. Правда ул. Речная д. 48 А, телефон 93-2-96

ПРОЕКТ

 «ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»

старшая группа

                                                                           Воспитатель: Михайлова      

                                                                           Юлия Александровна                                                                                                                                                

                                                                 2022 г.

Тип проекта: информационно-познавательный, игровой, творческий.

Участники проекта: дети  группы, родители, воспитатель.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Срок реализации проекта: с 4.04.2022г.  по 15.04.2022г.

Актуальность проекта: несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей.

В процессе общения с детьми было выявлено, что дети владеют скудной и большей частью неточной информацией, но есть желание узнать о космосе  больше

Цель: Формирование  у  детей представлений о космическом пространстве. Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи:

Образовательные: способствовать расширению представлений детей о многообразии космоса; рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса; познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным;

Развивающие: способствовать развитию творческого воображения, фантазии, умения импровизировать;

Воспитательные: содействовать воспитанию взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии, к своей Родине.

Этапы реализации проекта:

1 этап

  • Изучение методической литературы.
  • Составление плана работы.
  • Выявление первоначальных представлений  детей о космосе.
  • Подбор презентаций для просмотра «Все о космосе».
  • Информирование родителей о предстоящей деятельности.
    Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов, раскрасок, музыки.

2 этап

  • Проведение недели космоса в группе.
  • Организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.

3 этап

  • Организация выставки работ о космосе.
  • Участие во всероссийском конкурсе «Космос глазами ребенка».

План реализации проекта:

Образователь

ная область

Задачи

Методические приемы

Ответственные

Вводный этап

1

Познавательное развитие (расширение кругозора детей).

Тема: беседа «Что такое космос?»

Систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос; способствовать закреплению полученных представлений, расширить кругозор детей;

способствовать развитию памяти, внимания, стремления узнать новое.

Рассказ воспитателя «Что такое космос»,  физминутка, просмотр слайдов о космосе,

ответы на вопросы,

итог.

Дети, воспитатель

2

Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.

Создание условий для реализации проекта.

Воспитатель

3

Подбор познавательной и методической литературы.

Анализ литературы для организации осуществления исследования

Дети, воспитатель, родители

Основной этап

1

Познавательное развитие (расширение кругозора детей).

Тема: беседа «Голубая планета – Земля»

Образовательные: способствовать углублению представлений о том, что планета Земля – это огромная планета, большая часть которой покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша.

Развивающие: содействовать развитию воображения, ассоциативного и творческого мышления.

Воспитательные: способствовать воспитанию у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе.

Загадывание загадок, рассказ воспитателя о Земле,

просмотр слайдов с фотографиями нашей планеты из космоса, глобуса, физминутка «Космонавт», чтение стихотворения В. Орловой «Дом под крышей голубой!».

Дети, воспитатель

2

Познавательное развитие (расширение кругозора детей).

Тема: беседа «Семья планет»

Образовательные: способствовать углублению представлений о планетах.

Развивающие: содействовать развитию воображения, ассоциативного и творческого мышления.

Воспитательные:

Рассказ воспитателя о планетах, рассматривание картинок беседа о планетах, подвижная игра «Планеты, стройся!», разучивание «Астрономической считалки».

Дети, воспитатель

3

Познавательное развитие (расширение кругозора детей).

Тема: беседа «О полёте Юрия Гагарина»

Образовательные: способствовать формированию представлений детей о том, что такое космодром, космические корабли, ракеты, спутники, представления о первооткрывателях космоса.

Развивающие: содействовать расширению интереса к профессии космонавта.

Воспитательные: способствовать воспитанию уважения к героям  космоса, желание быть похожими на них, способствовать развитию познавательного  интереса у детей.

Рассказ воспитателя,

физминутка «Космонавт» просмотр слайдов, итог.

Дети, воспитатель

4

Художественно-эстетическое развитие (рисование). Тема  «Космические просторы»

Образовательные: уточнить представления детей о космосе: о планетах Солнечной системы, ближайших звездах, первом космонавте.

Развивающие: способствовать развитию у детей художественного восприятия космического пространства, умения самостоятельно составлять сюжет рисунка, в заданной теме; способствовать развитию фантазии, воображения, творческих способностей детей.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к творчеству, желание передавать свои впечатления.

Сюрпризный момент, чтение письма Инопланетянина 

    Галактикуса, просмотр слайдов, беседа, физминутка, беседа по предстоящей работе, самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, итог.

Дети, воспитатель

5

Художественно-эстетическое развитие (аппликация). Тема «Космос»

Образовательные: способствовать формированию умения детей вырезать пятилучевые звёзды. Вызвать интерес к созданию образа «космос».

Развивающие: способствовать развитию внимания, чувства формы.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса детей к космосу и космическим полётам.

Рассматривание фотографий ночного неба, беседа, показ образца вырезания пятиконечной звезды, ракеты, физминутка. самостоятельная работа  детей под руководством воспитателя, выставка и анализ детских работ.

Дети, воспитатель

6

Художественно-эстетическое развитие (лепка). Тема «Ракета»

Образовательные: расширить представление детей о космосе и о космических полётах

Развивающие: способствовать развитию мелкой моторики рук,  творческого воображения;  способствовать совершенствовать умение пользоваться различными приёмами лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание.

Воспитательные: воспитывать уважение к героям  космоса, желание быть похожими на них.

Загадывание загадок;  рассматривание портрета Ю.Гагарина и беседа о Гагарине,  чтение стиха «Космонавт» В. Степанова, физминутка, самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, итог занятия.

Дети, воспитатель

7

Физическое развитие (развитие физических качеств).

Совершенствовать координационные способности, содействовать развитию ловкости, быстроты,  внимательности; закреплять умение выполнять игровые действия в соответствиями с правилами.

Подвижные игры «Ждут нас быстрые ракеты», «Космическая эстафета», «Ракетодром», «Невесомость», «Солнышко и дождик»,  «Солнце – чемпион».

Дети, воспитатель

8

Познавательное развитие (развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации). ракеты».

Способствовать  развитию познавательных и умственных способностей, развитию речи детей, пополнению и активизации словаря, способствовать   социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника.

Дидактические игры «Восстанови порядок в солнечной системе», «Найди лишнее», «Подбери созвездие», «Найди недостающую ракету», «Добавь словечко», «Куда летят

Дети, воспитатель

9

Речевое развитие (понимание на слух текстов различных жанров детской литературы). Чтение художественной литературы.

Способствовать обучению детей воспринимать образное содержание произведения, внимательно слушать и беседовать по содержанию.

«Незнайка на Луне» Н. Носова,

Дубкова С.И. «Сказки звёздного неба», Левитан Е.П. «Звёздные сказки», энциклопедии: Гуричева Е. «Космос. Самая первая энциклопедия», «Космос»

Дети, воспитатель

10

 Художественно – эстетическое развитие (реализация самостоятельной творческой деятельности детей).

палочек.

Способствовать развитию мелкой моторики, развитию внимания, логического мышления, умения собирать целое из частей.

Раскрашивание картинок о космосе, собирание пазлов, выкладывание картинок из счетных

Дети, воспитатель, родители

11

Социально-коммуникативное развитие (развитие социального и эмоционального интеллекта).

Способствовать расширению представлений детей о многообразии космоса.

Способствовать развитию творческого воображения, фантазии

Просмотр мультфильмов Мультфильм "Незнайка на Луне»,  "Мурзилка на спутнике"

Дети, воспитатель, родители

Итоговый этап

1

Изготовление макета Солнечной системы.

Способствовать расширению представлений детей о многообразии космоса.

способствовать развитию творческого воображения, фантазии, умения импровизировать.

Дети, воспитатель, родители

2

Презентация проекта «Космос»

Прививать детям стремление узнавать новое, осуществлять поиск информации самостоятельно и с помощью взрослых.

Дети, воспитатель

                                                                                             Приложение 1

Тема: «Космические просторы» (рисование)

Задачи:

Образовательные: уточнить представления детей о космосе: о планетах Солнечной системы, ближайших звездах, первом космонавте.

Развивающие: способствовать развитию у детей художественного восприятия космического пространства, умения самостоятельно составлять сюжет рисунка, в заданной теме; способствовать развитию фантазии, воображения, творческих способностей детей.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к творчеству, желание передавать свои впечатления.

Ход НОД:

1.    Создание игровой ситуации.

Дети входят в комнату, звучит музыка, по центру ковра стоит робот и держит конверт с письмом.

Воспитатель: Дети,  у нас сегодня в гостях необычный гость. Обратите внимание у него для нас послание. (Воспитатель берет в руки письмо и читает).

«Дети, приглашаю вас совершить путешествие за пределы вашей планеты в далёкий и необъятный космос. Во время путешествия вы увидите много интересного, вам будет, о чем рассказать землянам, а еще лучше будет, если вы нарисуете космос. Для этого нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова.

Если очень постараться, если очень захотеть, 
        Можно на небо подняться и до Солнца долететь

И робот вас приведет  на мой космический корабль, следуйте за ним. 

Инопланетянин  Галактикус.

Воспитатель: Ну что, дети, хотите отправиться в путешествие? Ну, тогда закрывайте глаза и повторяйте за мной:

Если очень постараться, если очень захотеть, 
Можно на небо подняться и до Солнца долететь

Дети произносят слова, и робот начинает движение в сторону доски. На доске изображение (слайд 1) кабины управления космического корабль.

 Воспитатель: Дети, посмотрите, мы действительно оказались на космическом корабле. Давайте, займем места. (Дети садятся на стулья)

Слайд 2 На экране появляется Галактикус и приветствует  детей.

Слайд 3 Галактикус предлагает проверить, представления детей о космосе.

Задает 1 вопрос: «Назовите название вашей планеты?» (Земля).

Слайд 4 Вопрос 2 «Кто был первым космонавтом?» (Юрий Алексеевич Гагарин).

Слайд 5 Вопрос 3 «Как называется специальная одежда для полетов в космос?» (Скафандр).

Слайд 6 Вопрос 4 «Как называется спутник Земли?» (Луна).

Слайд 7 Вопрос 5 «Солнце это звезда или планета?» (Самая близкая звезда).

Слайд 8 Вопрос 6 «Сколько известных людям планет вращается вокруг солнца?» (9: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

Слайд 9 Вопрос 7 «Как называется это космическое тело?» (Комета).

Слайд 10 Галактик поздравляет детей с пройденным испытанием.

ВоспитательГалактик, мы знаем, что во время полета космонавты испытывают сильные перегрузки, чтоб от этого не пострадать детям, просто необходимо сделать зарядку.

3.    Физминутка «Улетаем на ракете"

Воспитатель: Ну, вот вы и готовы! Сделайте глубокий вдох, выдох, успокойте свое дыхание.

Усаживайтесь поудобнее, во время путешествия, будьте внимательны, запоминайте самые ярки и  красивые моменты, медленно начинайте отчет: 5,4,3,2,1 пуск.

Дети прощаются и возвращаются в комнату.

5.    Беседа о предстоящей работе

Воспитатель: Вот мы с вами немного попутешествовали.

Что запомнилось больше всего? Какие планеты вы узнали?

А сейчас нам пора выполнить задание Галактика нарисовать космические пейзажи. Но сначала подумайте, в какой технике рисования вы бы хотели изобразить космос. Ведь работы у нас должны получить разнообразными.

Какие материалы вам понадобятся? Ответы 2-3 детей.

(На предварительных занятиях дети выбрали техники рисования и подготовили подмалевки).

 Воспитатель предлагает детям рассказать о технике рисования, которую они выбрали, и объяснить выбор материалов. Дети организуют рабочее место и приступают к выполнению работ.                  

Воспитатель: Закройте глаза и еще раз вспомните, самые красивые моменты из нашего путешествия.

- Предложить детям подумайте, что они нарисуют  на переднем плане, а что будет вдалеке…

-Маша, что у тебя будет на переднем плане, а что будет вдалеке? (спросить 2-детей)

 6. Самостоятельная работа

Во время рисования звучит спокойная, тихая музыка.

После того как все ребята приступили к работе воспитатель определяет, кто в данный момент нуждается в помощи, кто затрудняется начать работу. С этими детьми воспитатель выясняет этапы  работы. Оказывает советы по составлению композиции. Проводится индивидуальная работа

  7. Анализ детских работ

По окончанию работы дети устраивают выставку и рассказывают о своих путешествиях.

ВоспитательРебята, посмотрите, наша доска превратилась в огромный космос.

- Рассмотрите внимательно все работы. Какая из работ вам кажется интересной, и почему?

- На какой картине художнику удалось более выразительно передать глубину космического пространства.

- Вы настоящие художники, и вам удалось передать красоту космического пространства, в котором светят многочисленные звезды, пролетают мимо планет быстрые кометы, и не спеша, плывут космические корабли.

8. Сюрпризный момент

Воспитатель: Настало время открыть колбу.

На память о космическом путешествии Галактик дарит вам раскраски о космосе.


Тема: «Космос» (аппликация)

 Задачи:

Образовательные: способствовать формированию умения детей вырезать пятилучевые звёзды. Вызвать интерес к созданию образа «космос».

Развивающие: способствовать развитию внимания, чувства формы.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса детей к космосу и космическим полётам.

Средства: Цветная бумага, ножницы, клей, простые карандаши; схема изготовления пятилучевой звезды; контурные схемы созвездий.

Формы работы: рассматривание фотографий ночного неба, беседа, показ образца вырезания пятиконечной звезды, ракеты, физминутка. самостоятельная работа  детей под руководством воспитателя, выставка и анализ детских работ.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята посмотрите на фотографии ночного неба.

Сверкают звёзды необыкновенной красоты, мчится комета - хвост по небу разметала.

А вот планеты кружатся в хороводе.

Воспитатель: что вам удалось увидеть в далёком космосе? (Звезды, планеты, кометы).

Воспитатель: давайте мы с вами вместе создадим космическую картину. Воспитатель показывает изображение ракеты.

Воспитатель показывает способ вырезания пятилучевой звезды и выставляет схему. Дети пробуют вырезать на черновых листочках. Воспитатель помогает детям освоить сложный способ, учит пользоваться схемой или технологической картой.

Раскладываем на космической картине и передвигаем в поисках наиболее удачной композиции: самые крупные и тяжёлые на вид космические фигурки помещаем внизу самые мелкие и лёгкие - вверху или равномерно по всему фону. Всё на месте? Ничего не потеряли? Никто никому не мешает? Красиво? Тогда прикрепляем.

Физминутка «Космос»

Самостоятельная работа  детей под руководством воспитателя.

Выставка и анализ детских работ.

        


Тема: «Ракета» (лепка)

Интегрированные области: познавательное развитие, речевое развитие.

Интегрированные задачи:

Образовательные: способствовать расширению представлений детей о космосе и о космических полётах. 

Развивающие: способствовать развитию мелкой моторики рук,  творческого воображения;  способствовать совершенствовать умение пользоваться различными приёмами лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание.

Воспитательные: способствовать воспитанию уважения к героям  космоса, желание быть похожими на них,

Средства: иллюстрации о космонавтах, фотографии Ю.А.Гагарина и космического корабля «Восток»

Формы работы: загадывание загадок;  рассматривание портрета Ю.Гагарина и беседа о Гагарине,  чтение стиха «Космонавт» В. Степанова, физминутка, самостоятельная работа детей под руководством воспитателя, итог занятия.

Ход НОД:

Воспитатель: Какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики).

Воспитатель: А почему именно 12 апреля? (В этот день впервые человек полетел в космос).

        Воспитатель: В космической ракете

        С названием «Восток»

        Он первый на планете

        Подняться к звёздам смог.

        Поёт об этом песни

        Весенняя капель:

        Навеки будут вместе

        Гагарин и апрель.

Воспитатель показывает портрет Ю.А.Гагарина.

Воспитатель: Знаете ли Вы, кто изображен на портрете? (Да. Гагарин).

Воспитатель: Люди каких профессий  побывали в космосе? (Врачи, инженеры - конструкторы, исследователи).

Воспитатель: Ученые каких стран изучают тайны космоса? (Россия, Франция, Германия и другие).

        Воспитатель: Космонавт должен быть мужественным и смелым человеком, принимать правильные решения, здоровым и образованным. Должны пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами? Тогда давайте потренируемся.

Дети встают.      

        Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

        Влево – вправо наклоняться, даже боксом заниматься.

        И зарядку по утрам очень нужно делать нам.

Чтение стиха «Космонавт» В. Степанова

 Воспитатель: Мы сегодня с вами говорили о космосе и космонавтах. 12 апреля каждый год наша страна Родина Россия отмечает День космонавтики и чествует героев космоса.

- Ребята, давайте представим, что мы на космодроме и создадим  космические ракеты.  

Самостоятельная работа детей под руководством воспитателя.

Итог занятия. После лепки провести упражнение « Ракета».

Беседа на тему «Что такое космос?»

Интегрированные задачи: Образовательные: систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос; способствовать закреплению полученных представлений, расширить кругозор детей.

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, стремления узнать новое.

Средства: иллюстрации о космосе.

Формы работы: рассказ воспитателя «Что такое космос»,  физминутка, просмотр слайдов о космосе, ответы на вопросы, итог.

Воспитатель: Любой космонавт должен знать, что такое космос.  Слово «космос» пришло к нам от древних греков. У них это слово обозначало «мир». Космос – то же самое, что и Вселенная. Это пространство, которое мы видим вокруг нашей Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, разными частицами и излучением. Стройная система планет, которая вращается вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космос. 12 апреля 1961 года в космос поднялся первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор 12 апреля – День космонавтики.

– У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.

Воспитатель проверяет детей на усвоение материала:

  1. Как называется дом космонавтов?
  2. Зачем он нужен?
  3. На что похож космический дом?
  4. Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин).
  5. Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).
  6. Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? (Ракета).
  7. Как называется костюм космонавта? (Скафандр).
  8. Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).
  9. Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? (Белка и Стрелка).
  10. Какие планеты вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон).

11.Самая большая и горячая звезда во Вселенной? (Солнце).


Беседа на тему «Голубая планета – Земля»

Интегрированные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Интегрированные задачи:

Образовательные: способствовать углублению представлений о том, что планета Земля – это огромная планета, большая часть которой покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша.

Развивающие: содействовать развитию воображения, ассоциативного и творческого мышления.

Воспитательные:  способствовать формированию у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе.

        Средства: картотека загадок, глобус, слайды с фотографиями планеты Земли из космоса, музыкальное оформление.

Формы работы: загадывание загадок, рассказ воспитателя о Земле, прослушивание музыки «Космическая музыка» в исполнении группы «Спейс», просмотр слайдов с фотографиями нашей планеты из космоса, глобуса, физминутка «Космонавт», чтение стихотворения В. Орловой «Дом под крышей голубой!».

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем, что такое наша планета. Увидим, как она выглядит. Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, её название!

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар

Что наш дом – большущий шар.

Дети: земля!

Воспитатель: - Наша планета – это огромный шар. Он вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды. Вокруг Солнца вращаются планеты – твердые холодные шары. Наша Земля уникальна – на ней есть жизнь, растения, животные, человек. Это потому, что на нашей планете есть вода, воздух, тепло – эти условия нужны всем живым существам (воспитатель показывает макет земли).

Воспитатель: Что это, как вы думаете?

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус).

Воспитатель: - Правильно, молодцы! (Звучит музыка, показываются слайды с фотографиями нашей планеты из космоса)

- Дети, наша планета Земля – такая разная и красивая, потому что она живая: на ней живут растения, животные, люди! Послушайте замечательное стихотворение В. Орловой «Дом под крышей голубой!» Словно крыша над землею, голубые небеса.

А под крышей голубою, реки, горы и леса.

Океаны, пароходы, и поляны, и цветы,

Страны все и все народы, и, конечно, я и ты.

Вместе мы с тобой в ответе за чудесное жилье,

Потому что на планете все твое и все мое.

И пушистые снежинки, и река, и облака,

И травинки, и тропинки, и вода из родника.

Дом кружится возле Солнца, чтобы было нам тепло,

Чтобы в каждое оконце заглянуть оно могло.

Чтобы жили мы на свете, не ругались, не грозя,

Как хорошие соседи или добрые друзья.

Кружит в небе голубом наш огромный круглый дом.

Воспитатель: Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (Вода!)

Воспитатель: Это означает, что на земле много воды, рек, морей и океанов.

- Кому в природе нужна вода?

Человеку, деревьям, животным….

Воспитатель: - На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода проделывает большой путь, прежде чем попасть к нам. Для того чтобы вода стала безопасной, ее специально очищают. Иногда нам кажется, что вода сама течет из крана и поэтому ее можно не экономить, пусть льется. Но это не так. Мы с вами знаем, что вода в кран поступает из реки, представьте, что случиться с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде, будут засорять наши реки? (Реки высохнут, обмелеют, засорятся, будет катастрофа…)

Воспитатель: Давайте представим на время, что мы с вами космонавты. И перенесемся немного в будущее, лет на 20 и посмотрим, что станет с реками?

Физкультминутка: «Космонавт»

А сейчас мы с вами, дети, – Маршируют на месте.

Улетаем на ракете. – Руки вверх, ладони образуют

«купол ракеты».

На носки поднимись, – Стойка на носках.

А потом – руки вниз! – Опускают руки – основная стойка.

Раз, два, три, четыре! – Маршируют на месте.

Вот летит ракета ввысь. – Руки вверх, образуют ракету.

В небе ясном солнце светит, – Показывают «солнышко» – руки скрестить,

Космонавт летит в ракете, пальцы – лучики, раздвинуть, потом показать опять ракету, поднимаясь на носки.

А внизу леса, поля –  Низкий наклон вперед,

Расстилается земля. – Руки разводятся в стороны,

выпрямляются и «летят» на места.

Воспитатель: Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери, и, конечно же, люди, то есть мы с вами. Сколько всего замечательного на нашей планете - Земля! На которой человек – хозяин, который должен быть заботливым и добрым! Земля – это дом для всех людей, его надо любить и не разрушать, содержать в чистоте! А вам еще одно задание: сделайте на память о нашем путешествии, рисунки на тему «Земля – живая планета».

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица — с небом, как поле — с плугом,

Как ветер — с морем, трава — с дождями,

Как кружит солнце со всеми нами.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям.

Давайте будем беречь планету -

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она…


Беседа на тему «Семья планет»

Интегрированные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Интегрированные задачи:

Образовательные: способствовать углублению представлений о планетах.

Развивающие: содействовать развитию воображения, ассоциативного и творческого мышления.

Средства: картотека подвижных игр, картинки с изображением планет.

Формы работы: рассказ воспитателя о планетах, рассматривание картинок беседа о планетах, подвижная игра «Планеты, стройся!», разучивание «Астрономической считалки».

Воспитатель: Вокруг нашей звезды — Солнца — вращаются девять планет, входящих в Солнечную систему. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лед. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Ответы детей.)

Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты — из твердых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают определенного места как звезда, а двигаются по своей орбите. По размеру планеты меньше, чем звезды.

Воспитатель спрашивает, знают ли дети какие-нибудь планеты Солнечной системы.

В Солнечной системе девять планет. Большинство их астрономы назвали в честь греческих или римских богов.

Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Названа в честь крылатого бога — Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.

Воспитатель помещает на магнитную доску изображение Меркурия. В последующем выставляет изображения планет на их орбиту.

Венера — вторая от Солнца планета. Названа в честь богини любви и красоты — Венеры. Покрыта Венера толстыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — самая яркая планета на небе.

Земля — третья от Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.

Марс — четвертая планета Солнечной системы. Названа именем бога войны — Марса. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того как ученые узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа — марсиане.

Юпитер — пятая планета от Солнца, названная в честь самого главного римского бога — Юпитера. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер — гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Названа в честь бога Сатурна, отца Юпитера. Сатурн — это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

Уран — седьмая планета от Солнца. Названа в честь отца Сатурна — Урана. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».

Нептун — восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря — Нептуна, потому что она холодная и синяя. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.

Плутон — девятая (самая удаленная) планета от Солнца. Названа в честь бога подземного мира. Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

Подвижная игра «Планеты, стройся!»

Воспитатель: Вот мы и узнали, что вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой свой путь, называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет вам поможет «Астрономическая считалка»:

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий — раз,

Венера — два-с,

Три — Земля, четыре — Марс.

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, восьмой — Нептун,

Девять — дальше всех — Плутон.

Кто не видит — выйди вон.

                           (А. Усачев)

Ученые предполагают, что за Плутоном есть десятая планета. Но она еще не найдена.

В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.

Астероид — небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.

Комета — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.

Изучением космоса занимается наука астрономия. Первая часть слова «астрономия» — «астра». Всем вам знаком цветок астра, на древнем языке «астра» означает «звезда». С помощью этой части образованы и другие слова. Например, астронавт. Кто это? (Это человек, который летит к звезде, путешественник в космосе).

Воспитатель: Что такое метеор? (Камни, летающие в космосе).

Воспитатель: Метеоры — явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц (например, осколков комет или астероидов). Метеоры еще называют падающими звездами.

Воспитатель: А что означает слово «астроном»? Как вы думаете, кто это?  (Человек, изучающий звезды).

Воспитатель: Это человек, занимающийся астрономией. А что такое астролёт? (Корабль для полета на звезды).

Воспитатель: Воздушный корабль для межпланетных сообщений.

Беседа на тему «О полёте Юрия Гагарина»

Интегрированные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Интегрированные задачи:

Образовательные: способствовать формированию представлений детей о том, что такое космодром, космические корабли, ракеты, спутники, представления о первооткрывателях космоса, содействовать расширению интереса к профессии космонавта.

Воспитательные: воспитывать уважение к героям  космоса, желание быть похожими на них, развивать познавательные интересы у детей.

Средства: фотографии Ю.А.Гагарина и космического корабля «Восток».

Формы работы: рассказ воспитателя, физминутка «Космонавт» просмотр слайдов, итог.

Воспитатель: Событие века – человек в космосе – эта весть заставила весь мир 12 апреля 1961 года смотреть на небо, усыпанное звёздами, покрытое облаками, или сияющее в лучах солнца по-особенному. Именно в этот день гражданин нашей страны, Юрий Алексеевич Гагарин, на космическом корабле «Восток-1» совершил первый в истории человечества полёт в космос. Время полёта 1 час 48 мин, высота 181-327 км, расстояние 41 тыс.км.

Победитель космоса – советский человек. Сила земного тяготения преодолена.

Многие поколения людей давно уже мечтали проникнуть в заоблачные высоты, в далёкие миры, чтобы увидеть и познать их. Эта мечта находила отражение в увлекательных книгах, называющихся фантастическими. Но вот наступило время, когда межпланетные полёты из области фантастики перешли в область реального.

«Вижу Землю…»

…Журнал визуальных наблюдений – это солидная пачка плотных листов в голубом переплёте с тисненым золотом гербом. У журнала есть оригинал и копии. Оригинал первые космонавты брали с собой на борт орбитальной станции. В нём несколько разделов: геология, вулканология, сельское хозяйство, наблюдения лесов, денников, пустынь, Мирового океана…Разнообразные задания, методики наблюдений, карты и схемы, советы и рекомендации, бланки для записи результатов.

А начиналось всё с восхищённых возгласов Юрия Гагарина: «Вижу Землю!.. Различаю складки местности, снег, лес… Наблюдаю облака… Красиво. Красота!». В дальнейшем были новые полёты, и космонавты в свободную минуту проводили время у иллюминаторов. С течением времени обычное наблюдение Земли превратилось в обязательную часть программы действий каждого экипажа – визуальные наблюдения.

Первый полёт в космос – событие века

Газеты того времени писали:

«Беспрецедентный подвиг во имя мира и прогресса человечества. Космонавт Гагарин в течение короткого промежутка времени стал героем нашего поколения. Вот это день! Вот это время!»

«Начало эры полёта человека в космос является результатом грандиозных достижений учёных, инженеров, космонавтов, всего советского народа».

«Весь мир переполняет гордость. Речь идёт о великом событии – первом полете Человека в космос».

«Жители планеты Земля потрясены известием о новом достижении русских учёных в области космонавтики. Это достижение доказывает, что человеческий ум не имеет преград».

«Хочу быть космонавтом…»

…В 1963 году на стол Юрия Гагарина легло заявление: «Прошу зачислить меня в группу космонавтов. Готов на любую работу, связанную с полётами в космос. Валентин Лебедев, студент Московского авиационного института». По логике кандидата, это был единственный прямой путь к космической цели…Новые претенденты рвались в космос. В космическую бездну…

Заключение

Космонавтика несёт гигантские перемены сформировавшемуся столетиями укладу жизни. А у истоков стояли великие учёные и, конечно же, историческая личность — Юрий Алексеевич Гагарин, обычный человек из города Гжатска.

Приложение 2

Картотека подвижных игр

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

Цель: способствовать развитию физических качеств детей: ловкости, силы, выносливости, координации движений.

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

Подвижная игра «Невесомость»

Цель: способствовать развитию координации движений и выносливости.

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу садятся, на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

Подвижная игра «Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: способствовать развитию подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы  «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На  заправку полетели: присели -  руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

Подвижная игра «Ракетодром»

Цель: способствовать развитию двигательной активности.

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: способствовать обучению детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко», дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.

Подвижная игра «Солнце – чемпион».

Цель: способствовать закреплению представлений детей названий планет солнечной системы.

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.

Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

Картотека дидактических игр

Дидактическая игра «Восстанови порядок в солнечной системе»

Цель: способствовать закреплению представлений детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету. 

По порядку все планеты 

 Назовёт любой из нас:    

 Раз Меркурий,  Два … Венера,                                                                                      
Три … Земля, Четыре … Марс.

Пять … Юпитер,  Шесть … Сатурн, 

Семь … Уран,    За ним … Нептун.                                                                                        
Он восьмым идёт по счёту.

 А за ним уже, потом,

 И девятая планета .

Под названием Плутон

Дидактическая игра «Куда летит ракета?», «Сосчитай ракеты»

Цель: способствовать развитию умения ориентироваться в пространстве.

C:\Users\Пользователь\Desktop\фото космос\IMG_20150325_112435.jpg

Дидактическая игра «Добавь словечко»

Цель: способствовать развитию речи и памяти.

Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая …(Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопаем в ладоши)

планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий,

(загибаем пальцы на каждое название планеты)

На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Вот Нептун,

А вот Плутон,

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши,

(хлопаем в ладоши)

полетали от души!

(пальцы сжаты, большой палец вверх)


Физкультминутки

 «Улетаем на ракете"

1,2,3,4 мы на месте походили,

А теперь мы  с вами дети,

Улетаем на ракете.

На носочки поднялись,

Быстро, быстро, руки вниз,

1,2,3,4 вот летит ракета ввысь!

А внизу леса, поля –

Расстилается земля.

Физкультминутка «Космонавт»

Я хочу стать космонавтом,

(поднять руки вверх)

Надеваю я скафандр,

(присесть и постепенно вставать)

Полечу я на ракете

(соединить руки над головой)

И открою все планеты!

(обвести руками большой круг)

Физкультминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять,

(ходьба на месте)

В космос мы летим опять.

(соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли,

(подпрыгнуть)

долетаю до Луны.

(руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим,

(покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим.

(ходьба на месте)

Список использованной литературы

  1. Гонтарук Т.И./ «Я познаю мир»/ Т.И. Гонтарук - Москва, изд. АСТ: Транзиткнига, 2006.
  2. Гуричева Е.А./ Космос. Самая первая энциклопедия/ Е.А. Гуричева - Москва, изд. Росмэн, 2014.
  3. Дубкова С.И./ Сказки звёздного неба/ С.И. Дубкова - Москва, изд. Белый город, 2006.
  4. Левитан Е.П./ Звёздные сказки/ Е.П. Левитан – Ростов-на-Дону, изд. Феникс, 2015.
  5. Левитан Е.П./ Малышам о звездах и планетах/ Е.П. Левитан. - Москва, изд. Педагогика-Пресс, 1993.
  6. Майорова Г./ Игры и рассказы о космосе./ Г. Майорова– Москва, изд. Лист Нью, 1999.
  7. Носов Н.Н./ Большая книга Незнайки. Незнайка на Луне/ Н.Н. Носов– Москва, изд. Махаон, 2015.
  8. Парамонова Ж./ Забавная астрономия для малышей/ Ж. Парамонова //Журнал Дошкольное образование, № 9/2004.
  9. Скоролупова О.А./ Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса»/ О.А. Скоролупова. – Москва, изд. Скрипторий, 2003.
  10.  Порцевский К.А./ Моя первая книга о Космосе/ К.А. Порцевский– Москва, изд. Росмэн-Пресс, 2007.
  11.  Талимонова Л.А./ Сказки о созвездиях/ Л.А Талимонова. – Москва, изд. Машиностроение, 1993.

Интернет-ресурсы

  1. Презентация для детей старшего дошкольного возраста «Как человек осваивал космос» http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,38458/
  2. Раскраски «Космос» http://raskraski.vscolu.ru/raskraski-kosmos
  3. Мультфильм «Мурзилка на спутнике» http://mults.spb.ru/mults/?id=1375

Мультфильм «Незнайка на Луне» http://mults.spb.ru/mults/?id=230 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-тематический праздник «Загадочный космос» в старшем дошкольном возрасте.

Развлечение посвящёное 12 апреля "День космонавтики". Развлечение проводилось с эстафетами, опытами и играми цель которого: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, героями космо...

Олимпиада для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, посвященная 55-летию первого полета человека в космос «Этот загадочный космос».

Основной целью викторины является формирование осознанного отношения к празднику День космонавтики, закрепление и расширение знаний детей о космических первопроходцах, о людях, благодаря которым наш м...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос» в средней группе «Любознайки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №57» городского округа Самара   Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос  Ю. А. Гагарина «Это...

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...