Презентация
презентация

Елена Геннадьевна Волкова

Презентация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Презентация на тему:

Слайд 2

Речь — это важнейшее достижение человека , которое позволяет общаться с помощью слов , звуков и других элементов языка . Культура речи — это умение правильно , т. е. в соответствии с содержанием излагаемого , с учетом условий речевого общения и цели высказывания , пользоваться всеми языковыми средствами ( звуковыми средствами , в том числе интонацией , лексическим запасом , грамматическими формами ). Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры , она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом .

Слайд 3

Работая над звуковой культурой речи мы формируем фонетико-фонетическую систему языка дошкольника. Фонетико-фонематическая система человека – это система восприятия, анализа и воспроизведения звуков речи. Фонетическая система речи включает многообразие звуков, обладающих характерными фонематическими признаками, имеющими значение для определенной языковой системы. Кроме того, в фонетическую систему входят ритмико-интонационные (просодические) компоненты – слог, ударение, интонация. Фонематическая система («речевой слух», «квалифицированный слух») – это сложное психическое образование, обеспечивающее синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его элементов. Фонематическая система является основным инструментом понимания слышимой речи. Фонематическая система состоит и минимальных лингвистических единиц – фонем.

Слайд 4

К функциям фонетико-фонематической системы относятся: - слухопроизносительная дифференциация фонем Способность классифицировать звуки речи по акустико-артикуляционным признакам. В русском языке звуки разграничиваются на 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. - фонематический анализ и синтез; Функция предполагает фонематический анализ : простая форма анализа– это определять наличие заданного звука в слове, и способность выделять звук из слова, т.е. распознавать фонематический состав слова; сложная форма анализа– определение количества фонем в слове; определение последовательности фонем в слове и определение места фонемы в слове. Фонематический синтез направлен воссоздание слова из разрозненных фонем, прежде всего способность к слогообразованию . - функция смыслоразличения – это результат сопоставления фонематического состава слов и их лексического значения.

Слайд 5

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи

Слайд 6

Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников Основная форма целенаправленного обучения – это индивидуальные и фронтальные занятия с детьми , где большую часть занимают игры и игровые упражнения Включение различных разделов звуковой культуры речи в содержание занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим Включение различных разделов звуковой культуры речи в музыкальные и физкультурные занятия Работа над различными разделами звуковой культуры речи вне занятий : утренняя гимнастика , упражнения с элементами логоритмики , прогулки , утренние и вечерние режимные моменты , дидактические , словесные , подвижные игры

Слайд 7

Применяются разнообразные приемы , непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей :

Слайд 8

Учитывая физиологические и психологические особенности детей , задачи воспитания звуковой культуры речи в разных возрастных группах усложняются . Так в младшем дошкольном возрасте работа больше направлена на формирование навыков правильного произношения звуков , развитие речевого слуха ; в старшем возрасте больше внимание обращается на выработке четкой дикции , развитию интонационных средств выразительности , совершенствованию фонематического восприятия .

Слайд 9

Этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи I этап – от 1года 6 месяцев до 3 лет Задачи: Развитие понимания речи взрослых Развитие слухового внимания Развитие артикуляционного и голосового аппаратов Развитие умения точно подражать словам Развитие умения различать речевые интонации Развитие умения производить длительный протяжный выдох через рот; Поддержание стремления малышей разговаривать с окружающими, выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений; Знакомство их с названиями предметов и явлений Методические приемы Повторение по речевому образцу Использование дидактического материала – игрушек, картинок

Слайд 10

Этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи II этап – от 3 до 5 лет Задачи: Развитие фонематического слуха Правильное произношение всех звуков родного языка Воспитывать умение соизмерять громкость голоса в зависимости от ситуации Говорить в размеренном темпе Правильно произносить слова с точным употреблением в них ударения Методические приемы Речевой образец Заучивание наизусть (стихотворений, потешек, загадок, чистоговорок) Беседы Дидактические игры

Слайд 11

Этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи III этап – от 5 до 7 лет Задачи : Дальнейшее совершенствование речевого слуха Закрепление навыков четкой , правильной , интонационно-выразительной речи Дифференциация звуков

Слайд 12

Среди задач ведущими являются формирование навыков правильного произношения и выработка хорошей дикции. Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения: Благоприятная речевая среда Хорошо поставленное речевое дыхание Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия Развитие артикуляционной моторики Развитие мелкой моторики

Слайд 13

Благоприятная речевая среда Речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и сверстники, с которыми постоянно общается ребёнок. Естественная речевая среда может быть благоприятной для речевого, а следовательно, и для общего психического развития в случае : если с ребенком общаются люди с правильной речью; если окружающие постоянно реагируют на детскую «речь»; если уже в раннем возрасте окружающие поддерживают попытки малыша говорить; если взрослые всегда отвечают на вопросы ребёнка

Слайд 14

Развитие речевого дыхания Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Игровые упражнения для развития речевого дыхания ЗАДУЙ УПРЯМУЮ СВЕЧУ - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу». КАША - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз. ШИНУ ПРОКОЛОЛИ - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш». ШАРИК - представить себя воздушным шариком; на счет 1,2,3,4, сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.

Слайд 15

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить, т.к. они чётко воспринимают все звуки нашей речи — фонемы. У других детей фонематическое восприятие надо развивать. Сформированность фонематического восприятия является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения. Фонематическое восприятие представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова».

Слайд 16

В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия дошкольников принято выделять следующие этапы: • упражнения в различении неречевых звуков; • упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом; • упражнения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком; • упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Слайд 17

Игровые упражнения для развития фонематического слуха Первый этап - узнавание неречевых звуков Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Игра "Угадай, что звучало" Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало. Игра "Шумящие мешочки" Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри. Игра "Волшебная палочка« Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал. Игра "Жмурки" Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка. Игра "Похлопаем" Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Слайд 18

Игровые упражнения для развития фонематического слуха Второй этап – узнавание речевых звуков Игра «Угадай чей голос?» Ребёнок с закрытыми глазами отгадывает по голосу, кто из членов семьи его позвал. Игра «Скажи, как я» Ребёнку предлагается внимательно слушать, как взрослый произносит слова, и произносить (повторять) их так же (отчетливо, с соответствующей степенью громкости). Игра « Рифмочки » Ребёнку предлагается подобрать слово похожее на то, которое назвал взрослый ( мишка - мышка, подушка - лягушка и т. д.). Игра «Громко-тихо» Ребёнку предлагается повторить слово, которое назвал взрослый, изменяя громкость звучания: громко или тихо .

Слайд 19

Игровые упражнения для развития фонематического восприятия Поймай звук Игра на выделение звука в ряде звуков, слогов, словах. Охотники Поймать звук. Деи делают вид, что спят, необходимо проснуться, услышав нужный звук в ряду других звуков. Какой звук есть во всех словах? Воспитатель произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Педагог следит, чтобы звуки произносились четко. Волшебники Задание: Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: КИТ-КОТ

Слайд 20

Развитие артикуляционной моторики Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Артикуляционная гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям и научиться говорить правильно, чётко и красиво. Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики Пароход Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу. Окошко Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу. Забор Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Слайд 21

Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики Чашечка Поднять язык вверх, загибая боковые края. Следить, чтобы кончик языка не загибался вглубь рта, чтобы язык не лежал на нижней губе, а боковые края находились у верхних зубов. Удерживать под счет до 10. Парус Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, поставить его за верхние зубы, крепко прижать. Удерживать под счет до 5-10.

Слайд 22

Ёжик Рот закрыт. Совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую стороны. Выполнять по 5 раз в каждую сторону. Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики (динамические) Маляр Улыбнуться, открыть рот, и погладить кончиком языка твердое небо, делая движение языком вперед-назад. Выполнить 3-4 раза.

Слайд 23

Развитие мелкой моторики Мелкая моторика – движения и действия кистями и пальцами рук. Средства развития мелкой моторики

Слайд 24

Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Говорить о выработке четкости дикции можно только тогда, когда все звуки родного языка правильно произносятся ребенком. Для совершенствования дикции используются чисто- и скороговорки. Чистоговорки — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста больше всего подходят небольшие шутки-чистоговорки с применением игрушек, картинок.

Слайд 25

Спаси б о за внимание!

Слайд 26

ЭТАПЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ Осуществляя работу по этому направлению, логопед должен уточнить и закрепить у детей произношение сохранных звуков, сформировать правильные артикуляционные уклады звуков, произношение которых нарушено, автоматизировать эти звуки в речи, развить фонематический слух и фонематическое восприятие и на основе этого — дифференциацию поставленных звуков в речи, сформировать и развить навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. В логопедической группе работа по этому направлению начинается с развития фонематического слуха и фонематического восприятия дошкольников. Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического и является его составной частью. Фонематическое восприятие представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (Т. Б. Филичева). В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия дошкольников принято выделять следующие этапы: • упражнения в различении неречевых звуков; • упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом; • упражнения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком; • упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...

Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"

10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...