Консультации для педагогов ДОО
материал


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развиваем речь детей с

помощью ТРИЗ-игр»

Подготовила: воспитатель

Галиакбарова А.Р.

Пыть-Ях

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.  Всё грандиозное начинается с малого.  А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере  развития его речи. Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.

Пособие «Гусеничка»

Формирует  умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

«Волшебная дорожка». 

В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.

"Дидактический мяч» 

Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы.     Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах.    Задания для детей 4-х лет.   Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.

Пособие «Часы»  

Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.  

«Вертолина»

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют  слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок,  дать  им шуточные имена-дразнилки.

 Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза

 Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

  Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.

Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.

Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая».  Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает  по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

Игра «Превращения»

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).

Игра «Исправь ошибку»

 Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

   внучка маленькая, а бабушка старенькая;

      Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

  Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

     Заяц серый, а петушок смелый;

      Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

    У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развиваем мелкую моторику - развиваем речь»

Подготовила:  Галиакбарова А.Р.

  Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук, – бусы и шнуровки, кукольная одежда на липучках, пуговицах, молниях и кнопках и др. Полезно использовать и различные материалы, развивающие моторику рук, – пластичные (тесто, пластилин, глину), сыпучие (крупы и бобовые, песок) и др.

   Предлагаем Вам возможные варианты действий с предметами, игрушками и материалами.

  Развитие силы рук. Очень полезно использовать пластичные материалы. Когда малыш разминает тесто, пластилин или глину, происходит самомассаж ладоней и пальцев, развиваются мышцы рук. Такое упражнение может стать частью занятия лепкой. Можно предложить ребенку сделать «ямки» в тесте (глине, пластилине), надавливая на него прямым указательным пальцем (можно надавливать всеми пальцами одновременно).

Мять бумагу

Развитие силы рук. Предложите ребенку смять в комки ненужные листы бумаги или старые газеты (следует объяснить, что мять можно только ненужную бумагу). Используя полученные бумажные комки, можно поиграть в «снежки».

Рвать бумагу

Развитие соотносящих движений рук, развитие хватания. Предложите ребенку разорвать на кусочки или полосы листы бумаги или старые газеты (следует объяснить, что рвать можно только ненужную бумагу). Покажите, как следует захватывать пальцами обеих рук бумажный лист, а затем рвать его, потянув руки в разные стороны. Используя полученные бумажные кусочки, можно поиграть в «Осенние листья». Не забудьте все убрать по окончании игры вместе с малышом.

Нанизывать кольца (шарики, кубики и т. п.) на стержень.

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Упражнение подразумевает наличие специальных дидактических игрушек – разнообразных деревянных и пластмассовых пирамидок и сборно-разборных игрушек. Необходимо знать, что легче разобрать такую игрушку, чем собрать. Поэтому в начале работы лучше предлагать ребенку разбирать собранную игрушку, снимая по одной детали. Кроме этого, можно варьировать уровень сложности задания, подбирая разные игрушки: сначала те, которые состоят из одинаковых элементов (одинаковых фигур равного размера), затем те игрушки, в основе которых лежит более сложный принцип – сборка разных деталей в определенном порядке.

Изготавливать поделки из различных материалов

Развитие разнообразных движений рук и пальцев. Используются пластичные материалы (пластилин, глина), природные материалы, бумага, различные инструменты (ножницы) и проч. Помимо развития движений рук изготовление поделок развивает мышление и воображение ребенка.

Наматывать на клубок (на катушку) толстую нитку или шнур

Развитие движений кистей и пальцев рук. Можно предложить разматывать нитку, а затем наматывать – сначала на толстую палку или катушку, затем сматывать нитку в клубок.

Открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками, спичечные коробки. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интересные предметы.

Показывать театр на пальчиках

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Для игры в театр на пальчиках необходимо приобрести тряпичные или деревянные фигурки, которые надеваются на пальцы. При помощи этих фигурок можно разыгрывать небольшие сюжеты. При игре с пальчиковыми куклами дети поочередно двигают разными пальцами – когда тот или другой персонаж говорит, двигается или кланяется. Такие игрушки можно изготовить из бумаги, или нарисовать на подушечках пальцев забавные рожицы. Можно использовать старые перчатки: если пришить глаза-бусины и ниточки-волосы, то получаются сказочные персонажи.

Выкладывать фигуры из палочек

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев, развитие соотносящих движений рук. Предложите ребенку выложить из счетных палочек или спичек простые фигурки – квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок, елочку, лесенку и др. Задания и инструкции к ним могут быть разными по сложности: поэтапный показ каждого действия, выполнение фигуры по готовому образцу, выполнение по памяти. Кроме палочек, можно выкладывать фигуры из шнурков или цепочки. Также можно предложить для выполнения простую аппликацию из плоских деревянных (можно использовать детали из счетного набора) или картонных фигур.

Занятия с предметами и материалами

Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук, – бусы и шнуровки, кукольная одежда на липучках, пуговицах, молниях и кнопках и др. Полезно использовать и различные материалы, развивающие моторику рук, – пластичные (тесто, пластилин, глину), сыпучие (крупы и бобовые, песок) и др.

Конечно, необходимо помнить, что малышам часто с трудом даются нелегкие задачи по развитию движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому в работе необходимо соблюсти следующие условия: 1) такое занятие не должно быть длинным, нельзя допускать переутомление ребенка; 2) необходимо подбирать игры по уровню сложности, в зависимости от возраста ребенка и его умений (например, лучше сначала предложить сделать бусы из крупных бусин с широкими отверстиями, шнуровки поначалу также должны быть простые – всего несколько дырочек и т. п.); 3) чтобы создать мотив деятельности, занятие обязательно следует обыграть – придумать интересный сюжет игры, использовать сюжетные игрушки.

Кроме этого, необходимо помнить, что используемые на занятиях специальные игрушки не следует оставлять ребенку для игр. Если использовать их только в специально организованных играх, ребенок не скоро потеряет интерес к действию с ними. Хотелось бы предостеречь от использования электронных игрушек с многочисленными кнопками, нажатие на которые производит звуки или мигание лампочек, так как пользы от них немного, чаще они просто отвлекают ребенка от занятия.

Ниже мы описываем возможные варианты действий с предметами, игрушками и материалами. Такие игры можно проводить по-разному, используя различные сюжеты. Все зависит от предпочтений и фантазии педагога, интересов ребенка. В качестве примера, некоторые из заданий (см. ниже) предлагаются в виде подробного описания занятия.

Нажимать на резиновую грушу, получая струю воздуха

В этой игре мы развиваем силу рук. Предложите малышу небольшую резиновую грушу. Направляя струю воздуха, получаемую при надавливании, можно сдуть ватку или перышко со стола. Также можно использовать резиновую грушу во время купания – в этом случае при надавливании мы получаем струйку воды. Можно использовать разнообразные резиновые игрушки-пищалки: при надавливании на такую игрушку слышится писк.

Разминать тесто, пластилин, глину

Развитие силы рук. Очень полезно использовать пластичные материалы. Когда малыш разминает тесто, пластилин или глину, происходит самомассаж ладоней и пальцев, развиваются мышцы рук. Такое упражнение может стать частью занятия лепкой. Можно предложить ребенку сделать «ямки» в тесте (глине, пластилине), надавливая на него прямым указательным пальцем (можно надавливать всеми пальцами одновременно).

Вдавливать детали в пластилин

Развитие хватания двумя пальцами, развитие силы рук. Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина (или в тесто). Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха. Вдавливать предметы в пластичный слой можно в любом порядке. Возможен и другой вариант: если делать это в определенном порядке, тогда получится картинка-мозаика. Такое упражнение можно проводить на занятии по лепке.

Мять бумагу

Развитие силы рук. Предложите ребенку смять в комки ненужные листы бумаги или старые газеты (следует объяснить, что мять можно только ненужную бумагу). Используя полученные бумажные комки, можно поиграть в «снежки».

Рвать бумагу

Развитие соотносящих движений рук, развитие хватания. Предложите ребенку разорвать на кусочки или полосы листы бумаги или старые газеты (следует объяснить, что рвать можно только ненужную бумагу). Покажите, как следует захватывать пальцами обеих рук бумажный лист, а затем рвать его, потянув руки в разные стороны. Используя полученные бумажные кусочки, можно поиграть в «Осенние листья». Не забудьте все убрать по окончании игры вместе с малышом.

Нанизывать кольца (шарики, кубики и т. п.) на стержень.

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Упражнение подразумевает наличие специальных дидактических игрушек – разнообразных деревянных и пластмассовых пирамидок и сборно-разборных игрушек. Необходимо знать, что легче разобрать такую игрушку, чем собрать. Поэтому в начале работы лучше предлагать ребенку разбирать собранную игрушку, снимая по одной детали. Кроме этого, можно варьировать уровень сложности задания, подбирая разные игрушки: сначала те, которые состоят из одинаковых элементов (одинаковых фигур равного размера), затем те игрушки, в основе которых лежит более сложный принцип – сборка разных деталей в определенном порядке.

Сортировать мелкие предметы

Развитие хватательных движений – хватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным). Ребенку предлагают перемешанные в одной коробке бусины, и малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной бусине, захватывая ее щепотью или двумя пальцами. Вначале лучше предлагать крупные бусины. Таким же образом ребенок может сортировать по цвету и размеру фасоль, горох, камушки, ракушки и проч. Поначалу не следует предлагать большое количество мелких предметов. В дальнейшем задание можно усложнять, увеличивая объем предлагаемого материала, а также усложняя принцип сортировки – можно сортировать предметы уже не на две, а на три, четыре, пять различных групп.

Использовать инструменты – ложку и вилку, молоток, иголку, лопатку и грабли, сачок и др.

Такие игры развивают навыки действий с различными инструментами. Обучение использованию ложки и вилки, позже ножа, происходит во время еды – ребенок учится держать ложку (вилку, нож), есть с их помощью. Кроме этого, в играх с куклой можно использовать пластмассовые приборы. Чтобы научить ребенка использовать разнообразные инструменты, советуем приобрести их игрушечные аналоги – пластмассовые лопатки, совки и грабли, их можно использовать на детской площадке во время игры в песочнице; при помощи игрушечной удочки или сачка можно ловить рыбок в тазике с водой; чтобы научить малыша продевать иголку с ниткой в отверстие, надо приобрести соответствующую игрушку (игла длиной 6–8 см, с большим отверстием, в которое вставляется толстая нитка или шнурок, а также пластмассовая решетчатая рамка, которая используется вместо ткани); можно поиграть в ремонт, используя наборы пластмассовых инструментов – молоток, отвертка, гаечный ключ, плоскогубцы и др. В наборах детских аптечек есть более специфические инструменты – градусник, стетоскоп, шпатель, шприц и др.

Пересыпать сыпучие материалы

В таких играх мы учим ребенка использовать различные инструменты. При помощи ложки, совка, воронки учим пересыпать сыпучие вещества (крупы, горох, чечевицу, песок) из одной емкости в другую. Можно использовать коробки, стаканы, сосуды с узким горлышком (в этом случае используется воронка). Также можно предложить ребенку пересыпать крупу или песок руками, зарывать («прятать») руки в песок или крупу, «грабить» песок пальцами как граблями. Получаемые в процессе таких занятий тактильные ощущения также положительно влияют на развитие рук.

Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком

В таких играх мы развиваем умение хватать щепотью или двумя пальцами (большим и указательным). Подберите сосуд с узким горлышком (можно использовать небольшую пластиковую бутылку) и мелкие предметы – это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики. Предложите малышу опускать их в бутылочку. Следите, чтобы ребенок брал по одной детали, обратите его внимание на то, что бутылочку нужно поддерживать второй рукой. По окончании работы закройте бутылку крышкой и погремите содержимым. Можно использовать копилку, в которую малыш будет опускать картонные или металлические денежки. Не забывайте, что игры с мелкими предметами следует проводить под контролем взрослого.

Использовать разнообразные конструкторы

Развитие силы рук, соотносящих движений рук, тонких движений пальцев. Занятия с конструкторами очень благотворно влияют на развитие рук ребенка. Желательно приобрести для малыша несколько разных видов конструкторов (чтобы принцип соединения деталей был различным). При этом помните, что сложнее работать с мелкими деталями.

Собирать паззлы

Развитие соотносящих движений рук, тонких движений пальцев. В таких играх необходимо плотно соединять детали друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук, тонких движений пальцев. Паззлы бывают разного размера и выполнены из разного материала – поролона, дерева, картона; легче работать с деревянными и поролоновыми деталями крупного размера. Надо подбирать сюжет картинки, количество деталей и их размер в соответствии с возрастом ребенка.

Изготавливать поделки из различных материалов

Развитие разнообразных движений рук и пальцев. Используются пластичные материалы (пластилин, глина), природные материалы, бумага, различные инструменты (ножницы) и проч. Помимо развития движений рук изготовление поделок развивает мышление и воображение ребенка.

Наматывать на клубок (на катушку) толстую нитку или шнур

Развитие движений кистей и пальцев рук. Можно предложить разматывать нитку, а затем наматывать – сначала на толстую палку или катушку, затем сматывать нитку в клубок.

Надевать на кисти рук и пальцы предметы и снимать их

Развитие соотносящих движений. В таких играх можно использовать разные подходящие предметы – пластмассовые браслеты и браслеты из бусин на резинках для надевания на запястья, бигуди и детские пластмассовые колечки для надевания на пальцы. Начинать игры лучше с обучения малыша умению снимать надетые предметы. Затем учим надевать браслеты на запястья и кольца на каждый палец руки.

Использовать мозаику

Развитие соотносящих движений, хватание мелких предметов двумя пальцами (большим и указательным). Используйте разнообразные виды мозаик – с шестигранными пластинками, круглые, квадратные. Поначалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей. Предлагайте малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет»), затем покажите, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием станет выполнение изображений – цветы, травка, солнышко, зверушки и др.

Нанизывать бусины на шнурок

Развитие соотносящих движений, использование инструментов (иголка). Подберите для работы крупные бусины с большими отверстиями и шнурок, научите малыша нанизывать бусины на шнурок. Учите брать бусины двумя пальцами или щепотью (в зависимости от размера), другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались. В случае затруднения можно использовать пластмассовую или деревянную иголку (или палочку с отверстием). Помимо бусин можно использовать шарики, крупные пуговицы, а вместо шнура – толстую нитку или веревочку (с иголкой), проволоку. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в основу действий с которыми положен принцип нанизывания.

Шнуровать

Развитие тонких движений пальцев рук. Шнуровка – это продергивание шнурка, проволоки или толстой нити в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов – ткани, поролона, картона, фанеры, в которых сделаны отверстия-дырочки (легче пользоваться твердой основой). Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной (обычно такие игрушки выполнены из дерева): большие пуговицы (размером около 10 см); яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др.

В настоящее время имеется большой выбор игр-шнуровок. Они могут быть как очень простыми, бессюжетными, так и сложными, требующими выполнения действий в определенном порядке, содержащими большое количество деталей, которые пришнуровываются к основе (яблоки и листики на спине ежика, детали одежды пупсика и др.). При этом необходимо сопоставлять количество дырочек и их взаимное расположение на детали и на основе. Подбирать игрушку-шнуровку надо в зависимости от возраста ребенка и уровня его развития – игрушка должна развивать, но не быть слишком сложной.

Завязывать и развязывать узелки, бантики, косички

Развитие тонких движений пальцев рук. В таких играх используются толстые веревки, шнуры, ленточки, пучки ниток. Сначала лучше предложить ребенку более простые действия – развязать банты, расплести косу из шнуров, распутать нетуго затянутые узлы (используйте шелковую веревку: узлы на ней легче развязываются). Навыки же завязывания узлов, бантов, плетения кос и т. п. требуют специального обучения и длительной тренировки, они становятся доступны детям в дошкольном возрасте.

Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии

Развитие тонких движений пальцев рук, дифференцирование движений пальцев рук. Перечисленные навыки очень полезны для развития навыков самообслуживания. Советуем начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков. Липучки легки в использовании, гораздо сложнее отрабатывается навык застегивания пуговиц, кнопок и молний. Такую работу можно проводить как в ситуациях обучения самообслуживанию, когда малыша учат раздеваться и одеваться, так и в игре, используя специальные дидактические игрушки. Такие игрушки можно купить (куклы, в деталях одежды которых используются разные виды застежек) или изготовить своими силами (например, зайчик, у которого лапки пристегиваются при помощи пуговиц или кнопок).

Отстегивать и пристегивать прищепки

Развитие силы рук, соотносящих движений, дифференцирование движений пальцев. Прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка и предложите малышу снять прищепки и сложить их в ведерко. Покажите, как следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Также можно изготовить простые игрушки для занятий с прищепками: если прикрепить прищепки к желтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками у него на спине. Помните, что научиться отстегивать прищепки легче, чем пристегивать. Можно организовать игру в стирку и при помощи прищепок прикрепить к натянутой веревке кукольную одежду.

Играть на детском пианино

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев. Покажите ребенку, как нажимать на клавиши пианино сначала одним пальцем, затем двумя пальцами и т. д.

Разматывать и наматывать на руку шнурок

Развитие движений кистей и пальцев рук. Намотайте на руку малыша ленту (2–3 см толщиной) или шнурок, а затем предложите ему распутать. Можно обмотать пальчики на одной руке много-много раз. Затем предложите малышу проделать то же самое с вашей рукой.

Запускать пальцами волчки

Использование таких игрушек развивает тонкие движения пальцев. Вначале лучше научить ребенка запускать юлу, а затем предложить вращать волчки. Лучше использовать волчки крупных размеров. Не забывайте, что волчок хорошо крутится на ровной, гладкой поверхности. Можно запускать кольца пирамидки или шарики, заставляя их вращаться.

Открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками, спичечные коробки. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интересные предметы.

Заводить ключиком игрушки

Использование таких игрушек развивает тонкие движения пальцев рук. Поворачивая ключ по часовой стрелке, ребенок учится работать большим и указательным пальцами. В этой игре используются разнообразные механические заводные игрушки – курочка, собачка, часы, машинки и др.

Показывать театр на пальчиках

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Для игры в театр на пальчиках необходимо приобрести тряпичные или деревянные фигурки, которые надеваются на пальцы. При помощи этих фигурок можно разыгрывать небольшие сюжеты. При игре с пальчиковыми куклами дети поочередно двигают разными пальцами – когда тот или другой персонаж говорит, двигается или кланяется. Такие игрушки можно изготовить из бумаги, или нарисовать на подушечках пальцев забавные рожицы. Можно использовать старые перчатки: если пришить глаза-бусины и ниточки-волосы, то получаются сказочные персонажи.

Выкладывать фигуры из палочек

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев, развитие соотносящих движений рук. Предложите ребенку выложить из счетных палочек или спичек простые фигурки – квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок, елочку, лесенку и др. Задания и инструкции к ним могут быть разными по сложности: поэтапный показ каждого действия, выполнение фигуры по готовому образцу, выполнение по памяти. Кроме палочек, можно выкладывать фигуры из шнурков или цепочки. Также можно предложить для выполнения простую аппликацию из плоских деревянных (можно использовать детали из счетного набора) или картонных фигурок.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Организация сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ»

Подготовила: воспитатель Галиакбарова А.Р.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств  и накопления представлений об окружающем мире. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом ДОУ в ходе сенсорного воспитания детей.

В современной психолого-педагогической литературе  достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного воспитания  детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях  ДОУ утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрения их в практику.

Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.П.Усова и др.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Анализ психолого-педагогической литературы (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей.

В экспериментальном исследовании, который осуществляли в двух детских садах, были сформированы группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. В контрольную группу вошли дети из ДОУ №А, а в экспериментальную группу дети из ДОУ № В. Эксперимент проходил в три этапа.

В процессе экспериментального исследования нами были подобраны методики для выявления уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (автор Г. А. Урунтаева), который устанавливался на основе изучения восприятия формы; изучения восприятия цвета; изучения умения ориентироваться в величине предметов; изучения особенностей осязательного восприятия предметов.

Результаты констатирующего эксперимента показали недостаточный уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах. Было выявлено, что в контрольной группе с высоким уровнем сенсорного развития 1 ребёнок (10%). Ребенок по образцу и просьбе взрослого без ошибок находил предметы такого же цвета, ориентировался в контрастных величинах, а так же без затруднений ориентировался в формах, подбирал их по образцу. 6 детей (60%) показали средний уровень сенсорного развития. Дети по предложенному образцу с помощью педагога находили предметы названного цвета, ориентировались в величинах, но путались в названиях контрастных форм. 3 ребенка (30%) были выявлены с низким уровнем сенсорного развития. Эти дети затруднялись по образцу найти предметы данного цвета, путали цвета, так же не ориентировались в величинах, формах.

В экспериментальной группе высокий уровень сенсорного развития был выявлен так же у 1 ребенка (10%) который без затруднений находил предметы нужного цвета, не путал их, ориентировался в трех величинах и контрастных формах. 5 детей (50%) показали средний уровень сенсорного развития. Дети знали названия цветов, ориентировались в величинах, но иногда путали их, хорошо ориентировались в формах. 4 ребёнка (40%) затруднялись в выборе фигуры, затруднялись при выборе цвета, не ориентировались в трех величинах, т.е. продемонстрировали низкий уровень сенсорного развития.

Констатирующий эксперимент показал, что в контрольной и экспериментальной группе преобладает средний и низкий уровень сенсорного развития детей, что, подвели нас к необходимости изучить имеющиеся подходы в организации сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в этих ДОУ.

Анализ педагогической документации в экспериментальных детских садах показал, что в ДОУ №В ведется более целенаправленная работа по сенсорному воспитанию с детьми. Занятия, содержащие задачи сенсорного воспитания проводятся 4 раза в месяц. Дидактические игры включены в перспективное планирование. Практически после каждого занятия даются определенные домашние задания, для закрепления знаний и чувственного опыта детей которые предлагают выполнить родителям вместе с детьми. В ДОУ №А педагоги так же планируют занятия, но не везде прослеживается взаимосвязь содержания специально организованной работы по сенсорному воспитанию детей на обязательных занятиях и самостоятельной деятельности детей в течение дня. Анкетирование педагогов показало что, в детских садах воспитатели знают содержание раздела программы по сенсорному воспитанию, выделяют наиболее эффективные средства, такие как дидактические игры, пирамидки, кубы. Ориентируются в содержании программы при этом, знают формы работы и используют их в своей деятельности.

При изучении предметно-развивающей среды групп данных ДОУ обращали внимание на оснащение предметами, материалами, пособиями, способствующие обогащению сенсорных впечатлений и формированию сенсорных эталонов, а так же соответствие требованиям программы к предметно-развивающей среды. В ДОУ №А все оборудование находится в доступном для детей месте. Дети знают, где расположены игры, игрушки и т.д. Предметно-развивающая среда групп пополняется по мере необходимости. В ДОУ №В учтены все направления развития ребенка и разнообразие сред, рационального их расположения, и разнообразие которых обеспечивает возможность для поисковой деятельности и экспериментирования. В группе имеются разнообразные дидактические игры, материалы которые подобранны в соответствии требованием программы и способствующие совершенствованию сенсорного опыта детей.

Таким образом, изучая практически опыт ДОУ по сенсорному воспитанию детей показал, что работая в этом направлении учтены ни все направления работы по сенсорному воспитанию. Исходя из результатов констатирующего эксперимента нами был сделан вывод о необходимости совершенствования системы сенсорного воспитания детей в группах младшего дошкольного возраста. Была разработана модель сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, которая отразила предложенную нами систему сенсорного воспитания детей в ДОУ (см. схема№1).

Специально организованная работа по сенсорному воспитанию детей строилась исходя из выделенных условий.

Необходимым и обязательным условием сенсорного воспитания является самостоятельная деятельность детей в специально созданной развивающей среде.

Предметно-развивающая среда экспериментальной группы была дополнена: разнообразными элементами, пирамидками, плоскостными геометрическими фигурами, различными кубами выполненные из разных материалов, треугольниками, машинами с вырезными отверстиями разной формы, смонтирован развивающий сенсорный стол. В создании комфортной для детей среды помогают различные пособия, которые делают воспитатели своими руками. Нами было создано многофункциональное пособие «Чудо-теремок». Пособие способствует развитию движений пальцев рук, т.е. мелкой моторики через пристегивание, затем использование шнуровки, прикрепление элементов на «липучки», «молнии» и т.д. Данное пособие использовали так же в организации театрализованной деятельности. Дети как самостоятельно, так и под руководством воспитателя могут обыгрывать сюжеты сказок.

Для реализации задач формирующего эксперимента, таких как: формирование у детей перцептивных действий и умения самостоятельно их применять формирование систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов и умения пользоваться ими в разнообразной деятельности были использованы следующие формы организации сенсорного воспитания детей 2 младшей группы: сенсорные занятия, дидактические игры, совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми. Проводилась индивидуальная работа с теми детьми, у которых низкий уровень сенсорного развития.  Детям предлагались игры-упражнения, в которых они решали определенные задания. Дети выполняли задания с удовольствием, так как они были представлены в игровой форме.

Одним из направлений нашей системы сенсорного воспитания была работа с родителями. При включении данного направления мы исходили из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества ДОУ и семьи. Был разработан перспективный план по ознакомлению родителей с содержанием сенсорного воспитания детей в младшем дошкольном возрасте. Для родителей были организованны консультации, семинары-практикумы, беседы. Были показаны игры, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов.

Контрольный эксперимент, проведенный на следующем этапе работы, был направлен на выявление динамики сенсорного развития детей после реализации специально разработанной нами системы сенсорного воспитания детей младшего возраста.

Результаты показали, что в контрольной группе высокий уровень сенсорного развития имеет 1 ребёнок (10%), 6 детей (60%) показали средний уровень сенсорного развития, 3 ребенка (30%) - низкий уровень сенсорного развития. Исследования, проведенные с детьми экспериментальной группы показали, что высокий уровень развития имеют 3 детей (30%), 4 детей (40%) имеют средний уровень развития, 3 ребёнка (30%) - низкий уровень сенсорного развития. По результатам контрольного эксперимента нами был сделан вывод о том, что большинство детей экспериментальной группы имеют высокий и средний уровень сенсорного развития: дети успешно справились с заданиями на узнавание формы, цвета, величины, использовали разнообразные перцептивные действия. Качественная оценка результатов эксперимента, показала, что у некоторых детей уровень сенсорного развития в целом не изменился, но произошли качественные изменения в некоторых показателях сенсорного развития: некоторые дети стали уверенно выполнять задания на различение цвета, формы, величины.

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что развитие сенсорных способностей, формирование системы сенсорных эталонов и перцептивных действий детей младшего дошкольного возрастав условиях современного ДОУ действительно возможно при включении задач сенсорного воспитания в различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительную деятельность), организованны преимущественно в таких формах, как сенсорные занятия, дидактическая игра, игра-экспериментирование в совместной деятельности воспитателя с детьми.

схема №1

Модель сенсорного воспитания в ДОУ

Цель:

целенаправленное и систематическое обогащение сенсорного опыта детей как основы познания мира предметов и явлений, их свойств и качеств, а так же развитие сенсорных способностей

 

Задачи:

1. Формирование у детей систем перцептивных действий;

2.  Формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3.  Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в разнообразной деятельности.

 

Принципы:

1.Непрерывная связь содержания сенсорного воспитания с детским опытом.

2. Целенаправленность.

3.Учет возрастных психофизиологических особенностей и индивидуальных различий детей.

4. Систематичности и последовательности, определенной повторяемости и концентричности.

5.Взаимодействие общественного и семейного воспитания.

Направления работы

Работа с детьми

Работа с родителями

Взаимодействие со специалистами

Организация детской деятельности:

 познавательно-речевая деятельность, художественно-эстетическая деятельность, конструктивная деятельность, игровая деятельность.

1.Педагогическое просвещение родителей по вопросам сенсорного воспитания;

2.Организация совместной деятельности родителей и педагогов, способствующая сенсорному воспитанию детей

Развитие сенсорных способностей детей посредством включения в различные виды деятельности.

Организационно-управленческий компонент

Формы работы

Игры: Творческие: театрализованные, сюжетно-ролевые. Игры с правилами: подвижные, дидактические: настольно-печатные, игры с предметами и игрушками, музыкально-дидактические игры.

Занятия: Сенсорные занятия. Занятия по продуктивным видам деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование, ФЭМП.

1. Консультации, беседы, устная информация, семинары-практикумы, просмотр открытых занятий.

2. Участие в обогащении и создании развивающей среды, домашние задания для закрепления знаний.

Музыкальные занятия, занятия по физической культуре, дидактические игры, подвижные игры, досуги, развл



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

автономное учреждение

 центр развития ребёнка – детский сад

«Аленький цветочек»

Консультация для педагогов

«Рисуем пальчиками и ладошками»

Подготовила:

Воспитатель Галиакбарова А.Р.

2020 г.

      Самый доступный способ развить у малыша творческое начало - заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у малыша развивается воображение, образное мышление и вкус.

          Маленьким художникам очень понравятся рисование пальчиками и ладошками.

Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения, расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.

         Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.

Рисуя, малыш учиться строить "причинно-следственные" связи, учится логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нем появляются интересные "загогулины", а если поставить кляксу и "развозюкать" ее ручкой, то получится очень забавное пятно. С помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.

         Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.

      Специальные пальчиковые краски безопасны для здоровья малышей, так как не содержат вредных компонентов. Этими красками можно рисовать не только на бумаге, но и на картоне, стекле, даже на теле. А они хорошо смываются с любых поверхностей и легко отстирываются.

       Существует много техник использования этих красок, которые можно освоить с малышом.

       Рисуем ладошками  

     Для этого лучше налить слегка разведенные водой краски в пластиковые тарелочки, чтобы ребенку было удобно окунать ладошку в краску. На бумаге можно делать отпечатки ладони, проводить ладонью разные линии, закрашивать большие поверхности. Если рисовать в альбоме, то под отпечатком ладошки на память можно поставить дату или возраст ребенка.

    Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Например, отпечатав сомкнутую ладошку можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли. Ладошка, с разведенными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик.

     С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, по полукругу - ежика и опушку из травы.         

Полураскрытый кулачок может напечатать дугу. Несколько таких отпечатков разного цвета - и готова радуга. Две ладошки с сомкнутыми между собой большими пальцами и отведенными по диагонали остальными (прижатыми друг к другу) могут дать отпечаток бабочки, если дорисовать им длинные усики и точки на крыльях.

     Рисуем пальчиками.

    Для рисования пальчиками, прекрасно подойдут баночки, в которых, обычно, пальчиковые краски и продаются. Всей ручкой малыш в них залезть не сможет, поэтому, будет брать краски именно пальчиками. Пальчиками, можно оставлять следы, как ладошками, можно рисовать узоры, или простые «каракули» – все равно будет получаться очень красиво и необычно.

   Попробуйте обмакнуть каждый пальчик малыша в разную краску и провести сразу всеми по бумаге, обычно, дети в восторге от такого разноцветного шедевра. Ещё один вариант: когда мама рисует что-либо на бумаге (рисунок не должен быть четким и без мелких деталей), а малыш его раскрашивает. Можно просто обмакивать пальчик крохи и позволить ему «творить» самостоятельно.

   Штампы

   В некоторых наборах пальчиковых красок штампы продаются в комплекте, можно сделать их самому, например, из обычных губок или очищенного картофеля, вырезав любые фигуры. Можно использовать листья и цветы живых или искусственных растений, пуговицы и т.д. Следует только показать ребенку, как нужно обмакнуть в краску штамп и как оставить отпечаток на бумаге.

   Рисование на мокрой бумаге

     Плотную бумагу можно смочить в миске, под краном или широкой кисточкой. Малышу наверняка придется по вкусу такое рисование, ведь так интересно наблюдать, как от одного прикосновения его пальчика с краской на листе расплывается такое красивое пятно. Также в такой технике рисовать можно на бумаге, прикрепленной к мольберту или к окну. В этом случае краски будут стекать вниз.  

   Пальчиковые краски очень хорошо смешиваются и ложатся друг на друга, поэтому, очень хорошо экспериментировать с малышом над созданием новых цветов и оттенков. Ещё один вариант – просто вылить несколько разноцветных лужиц на лист и размазывать их руками – получаются очень красивые картины.

       Рисовать пальчиковыми красками можно и на кафеле в ванной. Это очень удобно для тех родителей, которые боятся, что малыш испачкает мебель. Ванную комнату и отмыть легче, и перемазанное чадо тут же сразу можно ополоснуть.

     На Западе не так давно стали проводить выставки и аукционы шедевров, написанных пальчиками малышей! Эти картины напоминают картины художников-импрессионистов, которые основаны на интуитивном рисовании. Дети, вообще, намного гениальнее взрослых, потому, как их мозг еще не забит стереотипами, клише, внутренними и внешними установками. Детки дают волю своей безграничной фантазии. И краски они, как правило, используют яркие, жизнерадостные. Красота!  

     Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь испачканного краской малыша легко отмыть водой с мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....