Из опыта работы: "Профессиональные конкурсы как средство повышения компетентности учителя-логопеда"
материал

Почивалина Инна Юрьевна

В статье рассматриваются термины «компетенция» и «компетентность» с опорой на мнение А.В. Хуторского. Проводится взаимосвязь между участием в профессиональных конкурсах и уровнем развития компетентности учителя-логопеда. Автор опирается на собственный педагогический опыт. Статья будет полезна педагогам и специалистам дошкольного образования.

Ключевые слова: компетенция и компетентность, профессиональные конкурсы, Рыбаков Фонд, сообщество Университет детства, проекты «Игра 4D», «КнигаБум», «Варенье», «Чердак времени».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pochivalina_.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Почивалина Инна Юрьевна. Россия, г. Искитим, Новосибирская область, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 «Журавушка» комбинированного вида, учитель-логопед, Innochka149@mail.ru.

Аннотация: В статье рассматриваются термины «компетенция» и «компетентность», с опорой на мнение А.В. Хуторского. Проводится взаимосвязь между участием в профессиональных конкурсах и уровнем развития компетентности учителя-логопеда. Автор опирается на собственный педагогический опыт. Статья будет полезна педагогам и специалистам дошкольного образования.

Ключевые слова: компетенция и компетентность, профессиональные конкурсы, Рыбаков Фонд, сообщество Университет детства, проекты «Игра 4D», «КнигаБум», «Варенье», «Чердак времени».

В настоящее время система образования в России претерпевает новые изменения, а такие ли они новые? Кажется, именно сейчас, когда образование меняет фокус своего зрения с ценности академических знаний на развитие личностных качеств, на первый план, выступают такие понятия, как «компетенция» и в большой степени «компетентность». На первый взгляд, это достаточно созвучные понятия, поэтому есть основание полагать, что важным моментом является изучение и разграничение приведенных выше определений. По мнению А.В. Хуторского, компетенция – это нормативное требование к образовательной подготовке обучаемого, необходимое для его эффективной и продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – это совокупность личностных качеств обучаемого, необходимых и достаточных для осуществления продуктивной деятельности по отношению к определенному объекту [11].

В связи с этим требуется поиск таких форм и методов работы, которые способствуют повышению уровня педагогической компетентности каждого учителя и педагогического коллектива в целом. Среди таких форм, получивших признание и распространение в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства.

Сегодня существует немало профессиональных конкурсов для педагогов, таких как «Конкурс Л.С. Выготского» [5], «Учитель-дефектолог Новосибирской области» [4], «Учитель года России», «Воспитатель года России», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям», Федеральный конкурс «Поощрение лучших учителей» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». С правилами участия можно ознакомиться в интернете, задав название через «поисковик».

Но возникает вопрос: насколько нужны педагогам конкурсы?

Можно с уверенностью сказать, что ответ очевиден: в 2018 год – участие в конкурсах «Учитель-дефектолог Новосибирской области» и «Имени Л.С. Выготского». Представленный опыт работы «Нетрадиционные методы в коррекции звукопроизношения: биоэнергоплатиска с использованием сказки» получил высокую оценку жюри, и что позволило оказаться в числе победителей [6]. Что же личностно было получено от участия в этих конкурсах? Конечно, денежные вознаграждения, но это не самое главное – более значимо получение признания важности профессии, полученного опыта и профессионального мастерства.

Конкурс «Имени Л.С. Выготского» и образовательное сообщество «Университет Детства», о которых пойдет речь далее, является инициативой «Рыбаков Фонда».

Рыбаков Фонд – частная филантропическая организация, созданная Екатериной и Игорем Рыбаковыми в 2015 году. Фонд стремится создать условия, в которых каждый ребенок может получить качественное образование. Фонд поддерживает детские сады и школы, которые обеспечивают плавный переход между ступенями образования и создают сообщество, в котором дети формируют проактивную позицию и развивают навыки XXI века [8].

 Участие во всероссийском конкурсе «Имени Л.С. Выготского» предполагает представление опыта профессиональной деятельности, а также выбор одной из предложенных активностей. Свой выбор был сделан на участии в «Летней школе», которая проходит ежегодно в городе Москве, на базе пансионата «Клязьма».

Летняя школа конкурса имени Л.С. Выготского – это прекрасная возможность для встречи и объединения единомышленников, повышения профессиональных компетенций и развития лидерских качеств.

В течение недели слушатели Летней школы посещают лекции и мастерклассы ведущих российских экспертов в области дошкольного образования и раннего развития, принимают участие в создании проектов, получают консультации у авторов передовых методик в дошкольном образовании, проходят тренинги у специалистов-практиков [9].

На данный момент конкурс «Имени Л.С. Выготского» получил статус международного уровня, подробно с правилами участия можно ознакомиться на официальном сайте [5]. Хочется отметить, что после участия в конкурсе и обучения в Летней школе перед педагогом стоит выбор: вступить ли в сообщество «Университет Детства» или просто остановиться на уровне победителя? И снова решение зависит только от нас, поскольку все мы обладаем набором профессиональных знаний и умений. Но готовы ли мы демонстрировать их, получать оценку и развиваться дальше? Опыт моего профессионального развития позволяет утверждать следующее: однозначно следует продолжать двигаться дальше. На данный момент сообщество «Университет Детства» активно работает с педагогами, предлагая им все новые пути развития.

За два года сотрудничества совместно с моими коллегами была организована первая региональная школа Новосибирской области «Успешный педагог – успешный ребенок». Школа проходила в марте 2020 года в городе Искитиме, на базе МАДОУ № 24 «Журавушка». В ней приняли участие более 100 педагогов из Новосибирской области, важным для нашего мероприятия стало поддержка и выступление Натальи Александровны Одиноковой, доцента кафедры логопедии и детской речи Института детства ФГБОУ ВО «Новосибирского государственного педагогического университета». Мы получили от нее положительный отзыв в виде утверждений о новизне мероприятия, новом формате и его значимости для системы дошкольного образования. И справедливо отмечает, что «профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности» [6].

Сообщество «Университет детства» постоянно растет и развивается, что, несомненно, сказывается на активности его участников, их росте, уверенности в своих силах: участвуя в Региональных школах по всей России, осуществляя помощь и поддержку в таких мероприятиях, как «Саммит позитивных перемен» каждый получает позитивный результат. Совсем недавно являлась слушателем первого международного симпозиума по культурно-исторической психологии «Актуальные проблемы культурно-исторической психологии». Симпозиум проводился с целью развития культурно-исторической психологии, развития международного научного сотрудничества, укрепления и расширения международных связей, закрепления научных достижений в области гуманитарных направлений. Данное мероприятие было посвящено памяти Елены Евгеньевны Кравцовой, внучке Льва Семеновича Выготского.

Еще одним вектором развития в сообществе «Университет детства» можно считать участие в проектах победителей конкурса «Имени Л.С. Выготского», таких как «Игра 4D» [2], «КнигаБум» [3], «Варенье» [1], «Чердак времени» [12]. Проекты были разработаны педагогами на «Летних школах», на данный момент они активно развиваются и приглашают к участию творческих активных педагогов.

Так же приглашаем вас присоединиться к команде проекта «Чердак времени» [12]. Данный проект был разработан и активно продвигается командой замечательных коллег и единомышленников. «Чердак времени» – это то место, где вместе с детьми можно погрузиться в таинственную атмосферу и познакомиться с предметами старины, вспомнить про быт и культуру нашего народа, сочинить интересные истории, рассказать их. Пригласить на «Чердак времени» гостей со своими традициями, увлекательными рассказами о прошлом. А если вы вместе с детьми, а может быть и с родителями, нашли старые и ненужные предметы, то можно провести акции по превращению предметов из старого – создать новое, из ненужного – полезное, тем самым уменьшить их вредный экологический след. Целью нашего проекта является поиск эффективных форм организации различных видов деятельности для развития навыков будущего через знакомство детей с предметами прошлого.

Таким образом, участие в профессиональных конкурсах позволяет получить экспертную оценку опыта, повысить уровень профессиональной компетенции и компетентности, а также найти или создать вокруг себя сообщество единомышленников, готовых менять современное образование.

Библиографический список.

1. Варенье. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.doshkolka.rybakovfond.ru/varenie свободный (22.11.2020).

2. Игра 4D [Электронный ресурс]. – URL: https://doshkolka.rybakovfond.ru/4d свободный (22.11.2020).

3. КнигаБум. [Электронный ресурс]. – URL: https://doshkolka.rybakovfond.ru/knigabum свободный (22.11.2020).

4. Конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог Новосибирской области». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edunso.ru/node/6842 свободный (22.11.2020).

5. Международный конкурс имени Льва Выготского. [Электронный ресурс]. – URL: https://rybakovpreschoolaward.ru/ свободный (22.11.2020).

6. Одинокова Н.А. Владение навыками публичного выступления – ключ к успеху в профессиональной карьере // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 21 ноября 2017г. / отв. ред. Е.Л.Сорокина. – Новосибирск: Изд-во ЧУДПО СИПППИСР, 2017. – С. 42–46.

7. Почивалина И.Ю. Нетрадиционный метод в коррекции звукопроизношения: биоэнергоплатиска с использованием сказки // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2018. – С. 122–126.

8. Рыбаков Фонд. [Электронный ресурс]. – URL: https://rybakovfoundation.ru/ свободный (22.11.2020).

9. Университет детства. [Электронный ресурс]. – URL: https://doshkolka.rybakovfond.ru/ свободный (22.11.2020).

10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 55–61.

11. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. Вып. 1. – С. 117–137.

12.Чердак времени. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.doshkolka.rybakovfond.ru/cherdakvremeni свободный (22.11.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности ДОО"

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе–это  согласованный подход педагогов к общему и речевому воспитанию и развитию детей при организации и...

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении: "Дыхательная гимнастика для детей с ОНР среднего и старшего дошкольного возраста"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на  городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека упражнений для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направленн...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении: "Картотека памяток и рекомендаций воспитателям при работе с детьми с ОНР"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на  городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Пособие для автоматизации звуков у дошкольников старшего дошкольного возраста"

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на  городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...