Главные вкладки

    Сообщение из опыта работы на тему: "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности ДОО"
    консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

    Маркина Инна Петровна

     

     Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе–это  согласованный подход педагогов к общему и речевому воспитанию и развитию детей при организации игр, занятий, других видов деятельности в ДОО, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе,  чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Сообщение из опыта рвботы58 КБ
    Package icon Презентация1.95 МБ

    Предварительный просмотр:

    1

    Сообщение из опыта работы на тему:

    "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя  

    группы компенсирующей направленности ДОО"

    2

     «… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

                                                                                                               

    3

    Данное высказывание Л.С. Выготского,  определяет  совместные цели взаимодействия педагогов компенсирующей  группы - это  усиление коррекционной направленности педагогического процесса и оптимизация речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

    4

    Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя  группы направлено на решение трех основных задач:

    -выявление детей, имеющих речевые нарушения;

    -коррекцию речевых нарушений;

    -профилактика  возникновения речевых нарушений.

    5 (таблица)

    Принципы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя:

    - комплексный подход к организации коррекционно-педагогического процесса;

    - сотрудничество между всеми участниками педагогического процесса;

    - использование индивидуального и дифференцированного подхода к детям в  процессе воспитания у них правильной речи, учет интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

    6

    Эффективность коррекционно–развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей. 

    Деятельность учителя-логопеда предусматривает

    1.Мониторинг уровня речевого развития детей, определение направлений работы.

    2.Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности  в соответствии с примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под  редакцией Людмилы Владимировны  Лопатиной.

    3. Коррекция звукопроизношения.

    4. Развитие фонематического слуха.

    5. Усвоение норм лексико-грамматических категорий.

    6. Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию.

    7. Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.

    8. Коррекция нарушений слоговой структуры.

    9. Развитие просодической стороны речи.

    10. Профилактика нарушений письма и чтения.

    11. Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников.

    12. Совершенствование общей и мелкой моторики.

    7

    Деятельность воспитателей группы компенсирующей направленности предусматривает

     

    1. Создание условий, способствующих активизации речи воспитанников: постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

    2. Организация непосредственной  образовательной деятельности в соответствии с примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под  редакцией  Людмилы Владимировны  Лопатиной, а также индивидуальной работы с детьми по заданию учителя-логопеда в вечернее время.

    3. Закрепление произношения поставленных учителем-логопедом речевых звуков.

    4. Обогащение словаря в соответствии с лексическими темами программы.

    5. Развитие и совершенствование связной речи.

    6. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на речевом материале.

    7. Систематический контроль качеством детской речи.

    8. Объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям для закрепления дома пройденного материала.

    За организацию коррекционно-развивающей работы несет ответственность  учитель-логопедВоспитатели подключаются к работе и вносят в свою образовательную деятельность рекомендации учителя-логопеда.

    8

    Виды совместной работы  учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности в нашей дошкольной организации осуществляются в соответствии с представленными выше задачами

    Диагностическая работа

    Учитель-логопед проводит комплексное логопедическое обследование всех детей. Воспитатель сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности, условия семейного воспитания; проводит диагностику общего развития.

    Коррекционная работа (фото)

    Учитель - логопед исправляет нарушения всех компонентов речи, а воспитатель под руководством учителя-логопеда активно участвует в коррекционной работе.

    1.Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует коррекционным занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков, т.е. в течение недели воспитателем  проводятся все виды работ в рамках одной лексической темы.

    Учитель-логопед оказывает помощь воспитателю в организации работы по развитию речи.

    2. Перед воспитателем стоит задача - закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Он должен осуществлять повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей: контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных звуков, отработанных грамматических форм, употреблением предлогов и т.д. Воспитатель следит за правильным употреблением поставленных звуков в повседневной жизни, используя коррекционные возможности режимных моментов.

    3. Специфика работы воспитателя  группе компенсирующей направленности включает в себя организацию и проведение коррекционных занятий по заданию логопеда.

        Такое занятие воспитатель проводит во второй половине дня - так называемый «Логопедический час».

    9

    4.Воспитатель в своей коррекционной работе  руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимосвязи. Оформление данной тетради представлено на слайде.

    Первый год обучения

    Дата

    Задания  учителя-логопеда

    Отчет воспитателя

    Второй год обучения

    Дата

    Конспект  фронтального  занятия

    Выполнение заданий детьми

    Задания  учителя-логопеда

    Отчёт воспитателя

    10

    Профилактическая работа

    Профилактическая работа в  группе компенсирующей направленности осуществляется через совместное создание учителем-логопедом и  воспитателями предметно - развивающей и речевой среды, которая способствует  максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, в нашей группе - это «Логопедический уголок»,  в котором находятся альбомы на различные звуки, карточки, настольно-печатные игры для формирования дыхания, для развития мелкой моторики и т.д.

    Консультативная работа

    Учитель-логопед проводит для воспитателей консультации на разнообразную тематику (об автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений), контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов и др.) 

    Ежемесячно нами проводятся заседания в «Логопедической гостиной».  Её тематика охватывает все стороны взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей. Здесь обсуждаются новинки литературы, интересные методические находки, новые пособия или формы работы.

    11

    Формы взаимодействия

    между учителем-логопедом и воспитателем:

    1.Выполнение заданий учителя-логопеда в вечернее время.

    2. Логопедическая гимнастика во время режимных моментов.

    3.Совместное проведение интегрированных занятий, праздников.

    4. Ведение тетради взаимосвязи.

    Основа взаимодействия

     учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе–это  согласованный подход педагогов к общему и речевому воспитанию и развитию детей при организации игр, занятий, других видов деятельности в ДОО, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе.  

         Таким образом, и учитель-логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе!

    12

    Спасибо за внимание!



    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Сообщение из опыта работы «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности ДОО»

    Слайд 2

    Л.С. Выготский

    Слайд 3

    усиление коррекционной направленности педагогического процесса и оптимизация речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Слайд 4

    - выявление детей, имеющих речевые нарушения; -коррекция речевых нарушений; -профилактика возникновения речевых нарушений.

    Слайд 5

    Комплексный подход Сотрудничество Индивидуальный и дифференцированный подход Принципы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности

    Слайд 6

    1.Мониторинг уровня речевого развития детей, определение направлений работы. 2.Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности в соответствии с примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под редакцией Л.В. Лопатиной. 3. Коррекция звукопроизношения. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Усвоение норм лексико-грамматических категорий. 6. Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию. 7. Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи. 8. Коррекция нарушений слоговой структуры. 9. Развитие просодической стороны речи. 10. Профилактика нарушений письма и чтения. 11. Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников. 12. Совершенствование общей и мелкой моторики.

    Слайд 7

    1. Создание условий, способствующих активизации речи воспитанников: постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. 2. Организация непосредственной образовательной деятельности в соответствии с примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под редакцией Л.В. Лопатиной. 3. Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда в вечернее время. 4. Закрепление произношения поставленных учителем-логопедом звуков. 5. Обогащение словаря в соответствии с лексическими темами программы. 6. Развитие и совершенствование связной речи. 7. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на речевом материале. 8. Систематический контроль за качеством детской речи. 9. Объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям для закрепления дома пройденного материала.

    Слайд 8

    1. Диагностическая работа 2. Коррекционная работа

    Слайд 9

    1 год обучения Дата Задания учителя-логопеда Отчёт воспитателя 2 год обучения Дата Конспект фронтального занятия Выполнение заданий детьми Задания учителя-логопеда Отчёт воспитателя

    Слайд 10

    3. Профилактическая работа 4. Консультативная работа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

    Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

    Годовой план организации коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда в средней группе компенсирующей направленности

    Пример годового плана организационной работы учителя -логопеда в нашем детском саду....

    Годовой план работы учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности.

    Предлагаю материал работающим логопедам ДОУ . Этот материал поможет вам при составлении  плана работы в начале учебного года....

    Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для использования в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности

    МБДОУ «Лямбирский детский  сад № 3 комбинированного вида»        Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для испол...

    Годовой план работы учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

    Структура и содержание годового плана работы учителя-логопеда на учебный год определяется коррекционной программой и уточняется в результате анализа индивидуальных коррекционно-развивающих программ....

    Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности.

    Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности....

    Взаимосвязь учителя логопеда с воспитателем группы компенсирующей направленности, подготовительного возраста.

    Предлагаю примерное перспективное планирование по лексическим темам,взаимодействие работы учителя-логопеда с воспитателем, для детей подготовительного возраста....