Сообщение из опыта работы на тему: "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности ДОО"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Маркина Инна Петровна

 

 Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе–это  согласованный подход педагогов к общему и речевому воспитанию и развитию детей при организации игр, занятий, других видов деятельности в ДОО, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе,  чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сообщение из опыта рвботы58 КБ
Package icon Презентация1.95 МБ

Предварительный просмотр:

1

Сообщение из опыта работы на тему:

"Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя  

группы компенсирующей направленности ДОО"

2

 «… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

                                                                                                           

3

Данное высказывание Л.С. Выготского,  определяет  совместные цели взаимодействия педагогов компенсирующей  группы - это  усиление коррекционной направленности педагогического процесса и оптимизация речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

4

Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя  группы направлено на решение трех основных задач:

-выявление детей, имеющих речевые нарушения;

-коррекцию речевых нарушений;

-профилактика  возникновения речевых нарушений.

5 (таблица)

Принципы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя:

- комплексный подход к организации коррекционно-педагогического процесса;

- сотрудничество между всеми участниками педагогического процесса;

- использование индивидуального и дифференцированного подхода к детям в  процессе воспитания у них правильной речи, учет интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

6

Эффективность коррекционно–развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей. 

Деятельность учителя-логопеда предусматривает

1.Мониторинг уровня речевого развития детей, определение направлений работы.

2.Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности  в соответствии с примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под  редакцией Людмилы Владимировны  Лопатиной.

3. Коррекция звукопроизношения.

4. Развитие фонематического слуха.

5. Усвоение норм лексико-грамматических категорий.

6. Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию.

7. Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.

8. Коррекция нарушений слоговой структуры.

9. Развитие просодической стороны речи.

10. Профилактика нарушений письма и чтения.

11. Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников.

12. Совершенствование общей и мелкой моторики.

7

Деятельность воспитателей группы компенсирующей направленности предусматривает

 

1. Создание условий, способствующих активизации речи воспитанников: постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Организация непосредственной  образовательной деятельности в соответствии с примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под  редакцией  Людмилы Владимировны  Лопатиной, а также индивидуальной работы с детьми по заданию учителя-логопеда в вечернее время.

3. Закрепление произношения поставленных учителем-логопедом речевых звуков.

4. Обогащение словаря в соответствии с лексическими темами программы.

5. Развитие и совершенствование связной речи.

6. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на речевом материале.

7. Систематический контроль качеством детской речи.

8. Объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям для закрепления дома пройденного материала.

За организацию коррекционно-развивающей работы несет ответственность  учитель-логопедВоспитатели подключаются к работе и вносят в свою образовательную деятельность рекомендации учителя-логопеда.

8

Виды совместной работы  учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности в нашей дошкольной организации осуществляются в соответствии с представленными выше задачами

Диагностическая работа

Учитель-логопед проводит комплексное логопедическое обследование всех детей. Воспитатель сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности, условия семейного воспитания; проводит диагностику общего развития.

Коррекционная работа (фото)

Учитель - логопед исправляет нарушения всех компонентов речи, а воспитатель под руководством учителя-логопеда активно участвует в коррекционной работе.

1.Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует коррекционным занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков, т.е. в течение недели воспитателем  проводятся все виды работ в рамках одной лексической темы.

Учитель-логопед оказывает помощь воспитателю в организации работы по развитию речи.

2. Перед воспитателем стоит задача - закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Он должен осуществлять повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей: контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных звуков, отработанных грамматических форм, употреблением предлогов и т.д. Воспитатель следит за правильным употреблением поставленных звуков в повседневной жизни, используя коррекционные возможности режимных моментов.

3. Специфика работы воспитателя  группе компенсирующей направленности включает в себя организацию и проведение коррекционных занятий по заданию логопеда.

    Такое занятие воспитатель проводит во второй половине дня - так называемый «Логопедический час».

9

4.Воспитатель в своей коррекционной работе  руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимосвязи. Оформление данной тетради представлено на слайде.

Первый год обучения

Дата

Задания  учителя-логопеда

Отчет воспитателя

Второй год обучения

Дата

Конспект  фронтального  занятия

Выполнение заданий детьми

Задания  учителя-логопеда

Отчёт воспитателя

10

Профилактическая работа

Профилактическая работа в  группе компенсирующей направленности осуществляется через совместное создание учителем-логопедом и  воспитателями предметно - развивающей и речевой среды, которая способствует  максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, в нашей группе - это «Логопедический уголок»,  в котором находятся альбомы на различные звуки, карточки, настольно-печатные игры для формирования дыхания, для развития мелкой моторики и т.д.

Консультативная работа

Учитель-логопед проводит для воспитателей консультации на разнообразную тематику (об автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений), контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов и др.) 

Ежемесячно нами проводятся заседания в «Логопедической гостиной».  Её тематика охватывает все стороны взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей. Здесь обсуждаются новинки литературы, интересные методические находки, новые пособия или формы работы.

11

Формы взаимодействия

между учителем-логопедом и воспитателем:

1.Выполнение заданий учителя-логопеда в вечернее время.

2. Логопедическая гимнастика во время режимных моментов.

3.Совместное проведение интегрированных занятий, праздников.

4. Ведение тетради взаимосвязи.

Основа взаимодействия

 учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе–это  согласованный подход педагогов к общему и речевому воспитанию и развитию детей при организации игр, занятий, других видов деятельности в ДОО, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе.  

     Таким образом, и учитель-логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе!

12

Спасибо за внимание!



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сообщение из опыта работы «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности ДОО»

Слайд 2

Л.С. Выготский

Слайд 3

усиление коррекционной направленности педагогического процесса и оптимизация речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Слайд 4

- выявление детей, имеющих речевые нарушения; -коррекция речевых нарушений; -профилактика возникновения речевых нарушений.

Слайд 5

Комплексный подход Сотрудничество Индивидуальный и дифференцированный подход Принципы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности

Слайд 6

1.Мониторинг уровня речевого развития детей, определение направлений работы. 2.Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности в соответствии с примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под редакцией Л.В. Лопатиной. 3. Коррекция звукопроизношения. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Усвоение норм лексико-грамматических категорий. 6. Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию. 7. Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи. 8. Коррекция нарушений слоговой структуры. 9. Развитие просодической стороны речи. 10. Профилактика нарушений письма и чтения. 11. Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников. 12. Совершенствование общей и мелкой моторики.

Слайд 7

1. Создание условий, способствующих активизации речи воспитанников: постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. 2. Организация непосредственной образовательной деятельности в соответствии с примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под редакцией Л.В. Лопатиной. 3. Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда в вечернее время. 4. Закрепление произношения поставленных учителем-логопедом звуков. 5. Обогащение словаря в соответствии с лексическими темами программы. 6. Развитие и совершенствование связной речи. 7. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на речевом материале. 8. Систематический контроль за качеством детской речи. 9. Объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям для закрепления дома пройденного материала.

Слайд 8

1. Диагностическая работа 2. Коррекционная работа

Слайд 9

1 год обучения Дата Задания учителя-логопеда Отчёт воспитателя 2 год обучения Дата Конспект фронтального занятия Выполнение заданий детьми Задания учителя-логопеда Отчёт воспитателя

Слайд 10

3. Профилактическая работа 4. Консультативная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Годовой план организации коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда в средней группе компенсирующей направленности

Пример годового плана организационной работы учителя -логопеда в нашем детском саду....

Годовой план работы учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности.

Предлагаю материал работающим логопедам ДОУ . Этот материал поможет вам при составлении  плана работы в начале учебного года....

Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для использования в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности

МБДОУ «Лямбирский детский  сад № 3 комбинированного вида»        Картотека игр и игровых упражнений по развитию психических процессов для испол...

Годовой план работы учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Структура и содержание годового плана работы учителя-логопеда на учебный год определяется коррекционной программой и уточняется в результате анализа индивидуальных коррекционно-развивающих программ....

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности....

Взаимосвязь учителя логопеда с воспитателем группы компенсирующей направленности, подготовительного возраста.

Предлагаю примерное перспективное планирование по лексическим темам,взаимодействие работы учителя-логопеда с воспитателем, для детей подготовительного возраста....