Необходимость наглядного материала при воспитании и обучении детей.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Соколова Светлана Викторовна

Наглядный материал очень важен в роли обучения и воспитании детей. Еще К.Д.Ушинский утверждал,что дети мыслят формами,цветом,звуками,ощущениями. А М. Монтессори и выражалось в словах: «Когда я слышу — я забываю, Когда я вижу — я запоминаю, Когда я делаю — я изучаю» Наглядные методы обучения давно используют воспитатели ,т.к. это методы обучения, при которых усвоение материала зависит от применения наглядных пособий. Наглядный материал может быть различный. Например,иллюстрации,рисунки.Они должны быть достаточно яркими(что бы заинтересовать ребенка),большими(что бы дети могли хорошо рассмотреть изображение,не напрягая зрение).Как ,например,детям рассказать о подснежнике весной? Не срывать же!Для этого можно использовать презентацию,иллюстрации.Или рассмотреть снегиря.К сожалению,на участок они не часто залетают,но детям хочется показать это зимнее чудо.Опять же книги,презентации( в интернете можно найти много замечательных фотографий),иллюстрации. Может быть дидактическое пособие,к примеру матрешка.Дети рассматривают одну или несколько для сравнения.Либо рассматривают ее одну более внимательно-из чего сделана,как расскрашена.Для изучения русского быта я сделала макет русской избы.Большая коробка.Внутри из дерева скамья,стол,печь(окрашена под глину белого цвета).Так же люлька ,коврики вязанные.И люди-куклы.Детям это было очень заинтересовались,задавали много вопросов,просили показать родителям.После этого появились сюжетно -ролевые игры ,в которых дети изображали русский быт. Наблюдения на улице тоже являются наглядным материалом..Мы рассматриваем живую и не живую природу,людей. Экспериментирование тоже является наглядным материалом.Например при помощи крашеной воды и листьев капусты показать,как листья"пьют воду" и окрашиваются.А как на словах обьяснить свойства воздуха или воды.Дети послушают и забудут,или не поверят.А вот если они это увидят,то вечером уже с восторгом будут рассказывать об этом родителям и отлично запомнят. Наглядность - это компонент обучения ребенка дошкольного возраста который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал. Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует математические представления.Поэтому ФЭМП обязательно предполагает использование наглядного материала.Это могут быть игрушки(положи столько кубиков,сколькостоит на столе машинок),это ленточки(сравни ленточки для кукол по длине и ширине путем наложения друг на друга),карточки(посади столько пчелок в улей,сколько указано внизу ).Это могут быть счетные палочки,счетный набор(кружочки,треугольнички разного размера и цвета). Да ,ребенок любит поговорить,"поболтать" с воспитателем,но усваивать какую либо более сложную информацию без наглядности и игры он не сможет потому что это именно ребенок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Раскрыть вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода. Осветить необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального     подхода в  детском сад...

Творческий проект «Использование нетрадиционного материала в развитии и обучении детей с ОВЗ»

Проект направлен на формирование умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов: в практической и познавательной деятельности. Развивать зрительное во...

Программа "Воспитание и обучение детей со сложной структурой дефекта" (первый год обучения)

"Воспитание и обучение детей со сложной структурой дефекта" (первый год обучения)...

Материал для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.

Материал для родителей по обучению детей правилам дорожного движения....

материал по обмену опыта на тему: " Индивидуальный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста"

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений...