«Восприятие окружающего мира и произведений изобразительного искусства как основа детской художественной деятельности»
статья

Творческая деятельность ребенка начинается с живого созерцания — восприятия, в процессе которого он глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Таким образом, объективной основой для художественной деятельности служит окружающая действительность и произведения изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка»

Сообщение на тему:

«Восприятие окружающего мира

и произведений изобразительного искусства

как основа детской художественной деятельности».

Подготовила:

воспитатель И.А. Лесик,

первая категория.

Жиздра, 2022 г.

Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопрос о развитии восприятий является одной из основных проблем методики обучения детей рисованию, лепке, аппликации.

Искусство - средство познания и отражения окружающего мира при помощи художественных образов. Творческая деятельность ребенка начинается с живого созерцания — восприятия, в процессе которого он глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Таким образом, объективной основой для художественной деятельности служит окружающая действительность и произведения изобразительного искусства.

Восприятие окружающей действительности и художественных произведений имеет специфические особенности. Обычно при восприятии предмета мы чаще всего ограничиваемся узнаванием вещи, так как главным для нас является ее назначение и использование. Чем богаче опыт, тем полноценнее будет творчество, так как каждое новое восприятие включает не только материал, непосредственно воспринимаемый в данный момент, но и его взаимодействие с предшествующим опытом; каждое восприятие проходит как бы через призму прошлого опыта, отбрасывая то, что не имеет значения и уже известно, и вбирая в себя новый материал, обогащаясь им.

Восприятие действительности не должно быть пассивным актом, простым зеркальным отражением внешних черт воспринимаемых объектов. Важно не только научить ребенка понять и прочувствовать сущность предмета или явления, но и изобразить затем их так, чтобы они были правильно поняты другими зрителями, вызвали те же чувства, то же отношение, которые испытывал сам художник.

Таким образом, творческая работа предполагает наличие достаточно большого запаса жизненных впечатлений. Высокая культура восприятия делает творчество правдивым и убедительным, позволяет реалистически передать в художественных образах явления окружающего мира.

Значение развития восприятий для изобразительной деятельности детей

Детское изобразительное творчество основывается на культуре восприятий. В своих работах дети отражают впечатления от окружающей жизни. Изобразительная деятельность служит средством расширения и закрепления их представлений о действительности, способствует воспитанию чувств и формированию понятий.

Опыт ребенка-дошкольника еще невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумением видеть объясняются многие ошибки в рисунках детей.

Известный советский психолог Б.М. Теплов отмечает особый характер восприятий, связанных с последующим изображением: «В изобразительном искусстве задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей... Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».

Поэтому развитие детской художественной деятельности всегда связано с развитием способности наблюдать.

Развитие восприятий, предшествующих изобразительной деятельности, имеет две цели. Во-первых, обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью и произведениями искусства, во-вторых, уточнение представлений о различных предметах.

Опыт ребенка постепенно расширяется в процессе всей работы, направленной на его развитие, - на занятиях, прогулках, экскурсиях, при восприятии телепередач. Эти восприятия могут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Важно, чтобы воспитатель учитывал их на занятиях лепкой, рисованием и т. п. Накопление впечатлений об окружающем является широкой базой для проведения занятий по изобразительной деятельности. Роль полученных таким образом представлений особенно велика в старших группах, значительно увеличивается количество занятий по замыслу детей и расширяется тематика их работ.

Расширение тематики детских работ связано с решением и второй задачи по развитию восприятий — уточнением представлений о предметах. У детей 5-6 лет повышается критическое отношение к своей работе, их не удовлетворяет отсутствие сходства с изображаемым предметом, что обычно бывает обусловлено неясностью представлений. Способность изображать предметы требует детального их изучения, которое возможно при проведении целенаправленных наблюдений до занятия или в процессе его. Таким образом, проведение наблюдений с целью развития изобразительной деятельности может быть организовано в широком плане для обогащения опыта детей и с более узкой конкретной задачей — познания свойств отдельных предметов. При этом обязательным условием является включение в восприятие эстетических чувств, которые усилят эмоциональную сторону восприятия, что особенно важно для последующего изображения.

Сенсорная основа развития восприятий

Для творчества детей, как и для любой творческой деятельности, огромное значение имеет познавательная сторона восприятия. Ребенок должен узнать название предмета или явления, его назначение, внешний вид (форму, размер, цвет и т. д.), определить, какие его признаки являются главными, а какие — второстепенными. Самостоятельное вычленение этих свойств не всегда доступно ребенку. Часто он обращает внимание на не существенное, а на яркое, необычное. При последующем изображении эти несущественные стороны будут в первую очередь отражаться в рисунке, нарушая реальность объекта. Задача педагога — научить ребенка видеть, т. е. воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств.

Основой в решении этой задачи является воспитание сенсорной культуры. Сенсорное воспитание - формирование у ребенка широкой ориентировки в разнообразных свойствах реальных предметов.

Восприятие окружающего должно быть целенаправленным. Ребенок должен ясно представлять, что и зачем ему надо наблюдать. Такая постановка цели и обоснование действий обостряет восприятие, сосредоточивает мысль и внимание на определенных моментах, восприятие делается выборочным, оценивающим. Для овладения такой анализирующей способностью необходима высокая сенсорная культура — умение видеть и выделять такие качества предмета, как форма, величина, цвет, положение в пространстве, что имеет существенное значение в изобразительной деятельности.

Развитие этих сторон восприятия требует большого внимания со стороны воспитателя. Известный психолог А. В. Запорожец пишет: «Хотя у ребенка имеются известные органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей тех или других анализаторных систем, однако, для того чтобы на основе такого рода предпосылок сформировались те специфические человеческие сенсорные способности, которые потребуются ребенку в его последующей материально-производственной, научной или художественной деятельности, совершенно недостаточно просто упражнять его органы чувств, а необходимо активно формировать указанные способности путем воспитания, осуществляемого по определенной программе».

Для изобразительной деятельности в первую очередь важно развитие зрения и осязания. При помощи зрения мы воспринимаем многие качества предмета: форму, размеры, цвет, положение в пространстве. И. М. Сеченов считал, что результаты зрительного анализа тоньше и богаче осязательного, поэтому человек больше доверяет зрению.

Такое мнение справедливо, но в то же время при отсутствии достаточного опыта, особенно при восприятии нового объекта, для образования правильного представления недостаточно одного показания глаза. Например, при восприятии размеров имеет значение расстояние, отделяющее от нас предмет и как бы уменьшающее размеры этого предмета, при восприятии формы — положение предмета в пространстве по отношению к нашему глазу, при восприятии цвета — освещенность и т. д.

И если взрослый человек на основании прежнего опыта может более или менее правильно понять кажущиеся нам изменения во внешнем виде предмета, то ребенок не может проверить образы восприятия, сопоставляя их с полученными ранее. Далеко расположенный предмет он иногда воспринимает как реально маленький, а падающую тень — как грязное пятно.

Задача воспитателя развивать способность зрительного восприятия — понимание этих кажущихся изменений. Для этого надо дать возможность всесторонне пронаблюдать, обследовать предмет не только зрением, но и при помощи других анализаторов.

Включение нескольких анализаторов помогает уточнению представлений. Чаще всего на помощь зрению привлекается осязание. Если позволяют размеры предмета, надо дать возможность детям ощупать его. Осязание поможет воспринять то, что сложно для зрения - объем, фактуру.

В тех случаях, когда нельзя взять предмет в руки, надо включить мускульное чувство, предложить детям издали обвести в воздухе рукой контуры предмета. Подобное восприятие формы поможет в дальнейшем при изображении ее, так как память сохранит это движение и поможет руке его воспроизвести.

При восприятии цветущих растений, плодов имеет значение и обоняние. Этим обогащается общее представление об объекте восприятия.

Развитие анализаторов, как уже указывалось, не может идти самопроизвольно. Основой сенсорного воспитания является обучение детей общему способу восприятия — обследованию, что дает детям возможность в дальнейшем самостоятельно анализировать и выделять основные качества предмета.

Дети старшего дошкольного возраста способны к обобщениям, классификациям с выделением общих признаков как эталонов, в которых сконцентрированы общие свойства.

Для изобразительной деятельности очень важно научить детей видеть в сложных формах предметов их основу — геометрическую форму. Такие же эталоны помогают совершенствованию чувства цвета, пропорций и др.

Организация и методика руководства восприятиями

Организация и методика проведения наблюдений с детьми связана с целым рядом условий. Прежде всего должна быть учтена связь предстоящих восприятий с предшествующим опытом детей. Важно выяснить, было ли это явление (или предмет) в опыте детей ранее или наблюдение является первичным.

Первичное знакомство всегда более поверхностно, включает в себя задачу создания общего представления о предмете и окружающей его обстановке. В новой обстановке детям трудно сосредоточиться, так как процессы торможения, необходимые при этом, у них вырабатываются недостаточно быстро.

При первичном наблюдении нельзя ставить узкую цель. Восприятие должно быть широким, включать разнообразные связи и отношения между различными объектами. Первичные наблюдения создают общие представления, иногда очень яркие, но недостаточные для изображения.

Например, на первой прогулке в парк, даже с детьми старшей группы, нельзя ставить задачу рассмотреть деревья определенных пород, с тем чтобы потом рисовать их. Детей будет многое отвлекать от наблюдения. Только при повторных прогулках по парку можно предложить ребятам определить, чем ель отличается от сосны или береза от липы.

В результате повторных наблюдений восприятие может стать достаточно ясным, четким и конкретным. Повторность углубляет и облегчает процесс восприятия, запоминания и воспроизведения наблюдаемого предмета, явления. И. М. Сеченов объясняет это тем, что от первоначальных впечатлений постепенно отпадает все непостоянное, случайное.

Необходимым условием организации восприятий является также включение в восприятие эстетических чувств. Иногда в практике встречаются случаи, когда воспитатели считают, что только первичное наблюдение предмета или явления должно быть наиболее интересно, эмоционально подано, а при повторных наблюдениях ставятся узкие познавательные цели. Это неверно, так как развитие эстетических чувств также требует упражнения, иначе они не будут глубокими, а это скажется на проведении занятий по изобразительной деятельности. У детей не будет заинтересованности, особого эмоционального настроя.

Так, в приведенном выше примере посещения парка в первый раз дети будут любоваться деревьями, цветами, травами, живыми существами, населяющими его. Надо обратить их внимание на красоту растущих «хороводом» берез, яркие лучи солнца, пробивающиеся через хвою елей, листву деревьев и кустарников, прислушаться к звукам парка, на все, что вызывает восхищение природой.

При повторном посещении, когда перед детьми поставлена более узкая цель — познакомиться со строением деревьев, следует при рассматривании их обратить внимание на то, какая березка красивая, как ярко выделяется ее белый ствол на фоне зелени, какой раскидистый, но еще маленький, молодой дуб, как причудливы очертания его кроны. Хорошо вспомнить при этом и прочитать знакомые поэтические произведения.

Большое значение в организации восприятий имеет включение в восприятие активной детской деятельности. Действия детей в разных формах должны быть предусмотрены при каждом восприятии, причем в эту активную деятельность должны быть включены различные анализаторы.

Например, при восприятии «золотой осени» недостаточно только издали полюбоваться ею, хотя и это тоже необходимо. Чтобы полностью осознать и почувствовать красоту, дети должны побегать по парку, набрать букет из листьев, поиграть в игру. Все это воспитатель учитывает во время занятий. «Вспомните, дети, каким большим и красивым был парк, как весело мы бегали. Эти листья, которые стоят сейчас в вазе, вы собрали сами. А помните ковер из желтых листьев на зеленой траве? Нарисуйте этот чудесный парк!», — говорит воспитатель, обращаясь к детям.

Для активизации восприятий надо придавать действиям там, где это уместно, игровой характер. Игра вызывает особую целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизирует и повышает интерес к результатам работы. Кроме того, такая активность всегда связана с эмоциональным состоянием детей. Включение в восприятие эмоций усиливает познавательный процесс. Большое значение в проведении наблюдений имеет слово воспитателя и речь самих детей.

Воспитатель должен продумать свое объяснение так, чтобы привлечь внимание детей к объекту наблюдения, выявить его качества, вызвать определенные чувства, обобщить виденное и, наконец, на занятии по изобразительной деятельности постараться словом восстановить в памяти образ предмета или явления. Необходимо продуманно пользоваться словом. Объяснение должно заставлять ребенка мыслить.

Педагог не должен сам давать подробную характеристику увиденному, надо, чтобы дети сами смогли заметить главное, выделить и понять отдельные элементы в воспринимаемом.

Уточняя с детьми характерное, основное, следует чаще пользоваться сравнениями: они делают более понятным содержание объекта и расширяют эстетические суждения детей. Сравнение, вызывая в памяти знакомый образ, устанавливает ассоциативные связи с ранее имевшимся опытом, облегчает осознание видимого. Уточнение в данном случае воспринимаемой формы поможет детям правильнее передать ее в рисунке.

Иногда воспитатель предлагает самим детям сделать объяснение. Например, он обращает внимание детей на то, что черные стволы деревьев выделяются на белом снегу, и спрашивает их: «Почему это деревья такие черные?» Вывод дети сделают сами: «Снег кругом белый-белый, вот деревья и кажутся черными».

Уточнению восприятий, их эмоциональности способствует использование литературных образов. Художественное слово помогает выделить в наблюдаемом основное, причем не навязчиво, не сухо, дидактично. А это помогает большему запоминанию. Художественный образ заставляет работать эмоциональную память, а это в свою очередь способствует созданию выразительных рисунков. Так, воспитатель на полянке, любуясь с детьми стройной березкой, напомнил им знакомую песню, и ребята сами встали вокруг березы, спели песню. С каким удовольствием они потом рисовали эту березку. Художественный образ, данный в песне, и одновременное наблюдение способствуют образованию яркого представления.

Место и роль слова воспитателя зависят от возраста детей. В младшем возрасте, где их внимание еще неустойчиво, слово должно совпадать по времени с моментом восприятия. Тогда оно будет более осмысленным, поможет выделить главное. В более старшем возрасте воспитатель дает установку на наблюдение и предоставляет детям возможность самим давать подробную характеристику наблюдаемому объекту. Следовательно, слово включается как неотъемлемый элемент в процессе восприятия и способствует уточнению представлений и активизации детского мышления.

На основе исследований разных авторов были определены пути развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Первый путь — обогащение знаний, представлений детей о тех предметах и явлениях, которые они наблюдают, которые им предстоит изображать или которые они уже изображали. Важную роль в этом играет знакомство с произведениями искусства (графикой, живописью, скульптурой): как одну и ту же тему по-разному решают художники.

Второй путь — формирование замысла, его обогащение и уточнение в процессе создания изображения. Педагогическая задача поощрять стремление детей к уточнению представлений, к обогащению образа. Не ограничиваться инициативой детей, а стимулировать активность.

Третий путь — это стимулирование на поиски и внесение в изображение дополнений, соответствующих теме занятия: поощрение интересных дополнений, привлечение внимания всех воспитанников к находкам отдельных ребят.

Четвёртый путь — ориентировка детей на усвоение различных вариантов изображения, способов изображения: варианты дети в начала усваивают на основе показа педагога, а затем находят и свои. Поощрение интересных вариантов решения, как отдельных предметов, так и всей темы стимулирует самостоятельность, творчество детей.

 Пятый путь — взаимосвязь изобразительной деятельности с музыкальной, литературной, словесно-художественной, театрализованной деятельностью.

Если в ходе занятий художественно-творческой деятельностью педагог учитывает ведущие модальности детей и опирается на визуальное восприятие при наглядно-образном изложении, то он успешно развивает потенциальные возможности воспитанников. Задача педагога - развивать все каналы восприятия, практиковать их переход из одной системы в другую, для получения ребенком целостного представления объекта и его значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы детской музыкальной деятельности

Задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Музыка»...

виды детской художественной деятельности в ДОУ

виды детской художественной деятельности в ДОУ...

презентация "Виды детской художественной деятельности"

презентация "Виды детской художественной деятельности"...

Особенности восприятия ребенком художественных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства

™Эстетическое восприятие – это восприятие чувства прекрасного, красоты посредством эстетического воспитания.™Эстетическое восприятие включает 3 компонента :1. интеллектуальные; 2. эмоц...

Мастер-класс для педагогов "Изготовление адвент-календаря как средство активизации детской художественной деятельности.

Мастер-класс направлен на создание условий для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: " Восприятие окружающего мира через изобразительную деятельность"

Восприятие окружающего мира через изобразительную деятельность...

Доклад на тему "Восприятие окружающего мира через изобразительную и музыкальную деятельность"

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребенка. Музыка имеет первостепенн...