Развитие воображения и творческой активности детей
статья

Вязникова Татьяна Геннадьевна

Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Качественно новое социальное требование к системе образования в целом предполагает, что развивающему обществу нужны образованные и нравственные люди. Современная личность формируется далеко не во взрослой жизни. Как известно, фундамент таких качеств, как мировоззрение, характер, привычки закладываются у человека в раннем возрасте и если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Воображение - способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление (Толковый словарь Ожегова)

Творческая деятельность — форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. (Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь.)

Активность личности - способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры. (Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин.)

В развитии воображения значимые показатели — это использование нового опыта и наличие внутренней особой позиции, которое позволяет не приспосабливаться к ситуации, а подчинять ее себе. Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности, которая включает в себя творчество и воображение. Творческие способности ребенка также развиваются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_voobrazheniya_i_tvorcheskoy_aktivnosti_detey.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воображения и творческой активности детей»

Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Качественно новое социальное требование к системе образования в целом предполагает, что развивающему обществу нужны образованные и нравственные люди. Современная личность формируется далеко не во взрослой жизни. Как известно, фундамент таких качеств, как мировоззрение, характер, привычки закладываются у человека в раннем возрасте и если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Воображение - способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление (Толковый словарь Ожегова)

Творческая деятельность — форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. (Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь.)

Активность личности - способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры. (Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин.)

В развитии воображения значимые показатели — это использование нового опыта и наличие внутренней особой позиции, которое позволяет не приспосабливаться к ситуации, а подчинять ее себе. Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности, которая включает в себя творчество и воображение. Творческие способности ребенка также развиваются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

Необходимо, чтобы дети имели возможность проявить творчество в сюжетных играх.

Во – первых, необходимо, чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей.

Во – вторых, педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строится с учетом нарастания самостоятельности творчества ребенка.

В – третьих, предметно - игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.

Известный исследователь детских игр Е. О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольника сравнивает с экологическим бедствием – разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра – это самая детская жизнь, инстинктивная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха («Декларация прав ребенка на игру»).

Если посмотреть ФГОС, то можно увидеть, что развитие воображения и творческой активности относятся к области познавательного развития; в результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования у ребенка будет: 

- развита речь, память, внимание, воображение;

- совершенствованы познавательные и художественно-конструктивные способности;

- сформированы способности ставить перед собой цель и самостоятельно находить способы её решения.

Задачи в области познавательного развития.

Физическое развитие: в развитие творческих способностей в физическом воспитании ребёнка нужно включение двигательного воображения, подражание животным, сказочным героям. Подражая животным, дети очень любят перевоплощаться в знакомые образы.

Подвижные сюжетно-образные игры со словами: диалогом между ведущим и остальными игроками помогают застенчивому ребенку раскрыться, перебороть свой страх (игра «Волк и зайцы») и наоборот шумные, гиперактивны дети, изображая зайцев, учатся приемам самообладания. Использование сюжетных занятий дает возможность каждому ребенку на короткое время побывать в сказке, в Космосе или подводном царстве, ощутить себя сказочным персонажем, выполняющим важные и ответственные задания. Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, развивает воображение («шагаем по сугробам», «летим в Космос», «попали на необитаемый остров» и др.). Используя музыку, способствуем более эффективному перевоплощению детей и вхождению в сюжет.

Социально – коммуникативное развитие: игры – драматизации. Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие воображения ребёнка. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий.

  • Сюжет игры – выбор сказки. Пересказ, её обсуждение.
  • Организация игры – распределение ролей. Обустройство игрового пространства.
  • Непосредственная игра детей.

 Сюжетно – ролевые игры: основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы, вступает в разнообразные отношения с другими играющими. В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих друзей и свои собственные.

Речевое развитие: дидактические игры на развитие речи. Игра «Укрась слово». Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение. Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла

Придумывание сказки, рассказа, небылицы – этот метод развивает воображение и творческую речь. В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия) и многому может научиться.

Художественно эстетическое развитие: изобразительное творчество. Методика: «Дорисовывание фигур». Цель: определение уровня развития творческого воображения, способности создавать новые образы.

Музыкальное творчество - проведение праздников, утренников.

Творческие задачи. При решении изобретательских задач основное место занимает работа с противоречиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие воображения и творческой активности детей»

Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Качественно новое социальное требование к системе образования в целом предполагает, что развивающему обществу нужны образованные и нравственные люд...

Развитие воображения и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста

В данной презентации вы можете ознакомиться с основами развития воображения и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста. ...

Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ

Цель: развитие воображения и творческой активностидетей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ....

Развитие воображения и творческой активности у детей через использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Цель: Показать как можно использовать современные технологии  для развития воображения и творческой активности у детей в процессе воспитательно-образовательной работы....

Итоговая работа по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего

В данной работе представлен план образовательной деятельности с детьми старшей возрастной группы, направленный на развитие воображения и творческой активности.Цель: развитие воображения в изобразитель...