Статья на тему «Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

В данной статье освещены особенности развития инициативности в дошкольном возрасте. Современные требования последних нормативных документов определяют развитие инициативности у детей как приоритетную задачу дошкольного образования. Инициативу связывают с внутренним побуждением человека, которое позволяет ему осваивать разнообразные виды деятельности. В исследованиях развития личности инициативу детей рассматривают как врожденное качество, данное природой, которое развивается в специально созданных условиях. Исследования психологов показывают, что для проявления инициативы ребенку необходимо: понять сложившуюся обстановку в которой приходится действовать самому, правильно в ней ориентироваться и уметь оценивать; придумать, что надо сделать для того, чтобы наилучшим образом добиться поставленной цели, то есть разработать план действий; решиться на самостоятельное действие, на то, чтобы выполнить его и взять на себя ответственность за предпринимаемые действия. В то же время проблема активного участия ребенка в различных видах деятельности исследована пока недостаточно, малоизученными остаются вопросы организации самостоятельной деятельности детей, критерии развития инициативности в детских видах деятельности. Представленные в статье материалы показывают, что в старшем дошкольном возрасте инициатива детей наиболее ярко проявляется в трудовой деятельности. На основе анализа публикаций по развитию инициативы человека авторами выделены основные компоненты инициативности в трудовой деятельности детей. Эти компоненты – мотивационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный – с учетом возрастной специфики могут быть положены в основу исследования инициативности в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что, основным приоритетом принципов государственной политики является «воспитание взаимного уважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма и ответственности». Исходя из этого факта, вся педагогическая система несет ответственность за улучшение познавательной активности детей, их самостоятельности, инициативы, творческих способностей и способности работать в соответствии с потребностями прогрессивной жизни [13].

ФГОС ДО в последних своих изменениях, которые с учетом новых временных условий, направлен на решение следующей задачи: формирование общей культуры личности детей дошкольного возраста, которая включает в себя следующие составляющие: социально-нравственные качества, самоуправление, инициативность, ответственное отношение и т.д [10]. Вопреки большому разнообразию педагогических работ и методологических исследований, вопрос формирования инициативности у детей, а вследствие, их дальнейшее участие в различных видах деятельности остается недостаточно изученным. При анализе методической литературы, так же выявлена проблема недостаточной разработанности подходов стимулирования дошкольников к самостоятельной деятельности [14].

В дошкольный период у детей наступает важный промежуток жизни и заключается он в формировании задатков этических норм, нравственности и самостоятельности. Анализ исследований выявил, что у дошкольников старших групп в приоритет начинает выходить независимость и произвольность. При правильно подобранной системе воспитания и методов обучения, дошкольный возраст является наилучшим для формирования навыков самостоятельности и инициативности. «Когда взрослые не концентрируются на изучении и развитии самостоятельности (от 1,5 до 3 лет), на достижении чувства компетентности и инициативы (от 3 до 5 лет), на постановке и достижении личных целей (от 6 до 12 лет), - отмечает Г.Б. Монина, - следующий период - с 11 до 18 лет - не даст возможности исследовать пределы позволенного для достижения самоидентичности, у ребенка может развиться чувство стыда, вины, некомпетентности» [6]

Одно из основных понятий данной работы – «инициатива». Если рассмотреть инициативу с точки зрения психологической науки, то под ней понимают одну из человеческих черт поведения, которая побуждает человека к действию по собственной воле [8]. Т.С. Борисова утверждала, что инициативность – это наиважнейший показатель для формирования субъектно-личностных качеств человека [1]. В педагогическом словаре, написанном под руководством В. А. Мижерикова и П. И. Пидкасистого дается следующее истолкование «инициативе» - черта личности человека, которая при грамотном развитии и поддержке имеет отличительные особенности в способности действовать активно и самостоятельно [12].

Сейчас есть множество исследований, в которых понятие «инициатива» объединяют с такими понятиями, как «самостоятельность», «активность». Одни исследователи придерживаются мнения, что сама деятельность дает толчок к инициативе (Е.А. Погодина). Другие ученые, наоборот, считают, что инициатива вызывает желание у человека действовать (К.А. Абульханова-Славская).

Анализ литературы позволяет выделить основные черты понятия «инициатива»: форма деятельности, которую ребенок сам инициирует, при которой он пытается достичь конкретных результатов и достижений, а также принятие руководящей роли в каких-либо действиях. В конечном итоге на основании сравнительного анализа работ различных исследователей, которые приведены выше, можно дать обобщенное определение основного понятия нашего исследования «инициативность». «Инициативность» подразумевает под собой совокупность таких качеств, как активное стремление ребенка действовать по-своему, а также попытки быстрее и лучше выполнить ту задачу, которую ребенок поставил сам перед собой или поставленную для него взрослым, формирование стремлений узнавать и открывать что-то новое, наличие знаний и умений, которые помогут ребенку справиться с той задачей, которая стоит перед ним для исполнения деятельности. Так же стоит отметить личностное отношение к целям и результатам производимой деятельности. Из всего вышеперечисленного можно сформировать следующее утверждение о том, что инициативность человека предполагает наличие высокого уровня желания приступать к любым видам деятельности, наличие личностных качеств, которые отвечают за самостоятельность и независимость. Целесообразно утверждать, что человека, который обладает и проявляет свою инициативу, можно назвать инициатором. «Инициатор» - человек, обладающий социально-значимыми качествами, активно проявляющий интерес к любым видам деятельности и способный взять на себя ответственность за выполнение любой социальной роли. По окончанию деятельности в поставленной роли, инициатор достигает поставленных результатов.

Мы рассматриваем те исследования учёных, которые раскрывают поведение детей, развивающее их инициативу. У детей к концу дошкольного периода происходит процесс формирования самостоятельности, решительности, представления о действиях в определенных ситуациях, целеустремленность, а также понимание результатов своих действий, которые были предприняты для достижения поставленных целей. Исследования учёных говорят о том, что в результате развития этих качеств у детей на определенном уровне проявляется сознательное поведение в игровой деятельности (Н.Я. Михайленко), трудовой деятельности (М.В. Крулех, Р.С.Буре), познавательной деятельности (А. М. Матюшин, З. А. Михайлова, Н.Н. Подъяков), обучении (Е.Е. Кравцова, Л.В. Артемова) [3].

По мнению кандидата психологических наук Г.Б. Мониной многообразие самостоятельного и инициативного поведения проявляется у детей именно в старшем дошкольном возрасте. Дети в этом возрасте для достижения определенной цели и в зависимости от созданной ситуации действуют по своему усмотрению и пониманию того какие действия должны быть предприняты. В результате, дети с развитой инициативностью имеют такие качества как самостоятельность, волевое поведение. Они активны в различных сферах, общительны, стремятся к самовыражению [6].

Ученые предлагают различные точки зрения и мнения, в зависимости от научного направления их области, на понимание форм, этапов развития инициативности (В. М. Букатов, М. С. Говоров, П. М. Ершов, А. П. Ершова, Н. С. Степашов, И. П. Плотник). И.С. Попова выделяет такие мотивационные компоненты, как готовность к тому, чтобы проявить инициативу (мотивационная составляющая); наличие знаний о содержании инициативы (познавательный компонент); имеющийся опыт проявления инициативы в других различных ситуациях (поведенческий компонент); имеющееся отношение к инициативе (ценностно-смысловая составляющая); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления (эмоционально-волевой компонент) [4]. Т.С. Борисова также выделяет компоненты в инициативной деятельности ребенка: когнитивный, мотивационный, деятельностный, интеллектуальный, эмоциональный, произвольный, поведенческий, рефлексивно-оценочный [1]. Названные компоненты лежат в основе для изучения инициативы и ее проявлений у детей в дошкольном возрасте. Рассмотрим их подробнее.

Мотивационный компонент. Мотивационную сторону инициативы рассматривали Д. Б. Богоявленская, М. С. Говоров, Т. Г. Егоров, С. М. Зиньковская, И. С. Кон, А. И. Крупнов, Н. С. Лейтес как внутреннее побуждение к ее развитию. Мотив, по мнению И.С. Кона, трактуется, как личное отношение человека к своему поведению и своей деятельности, а цель его действий объясняет его поведение и направляет его в сторону достижения результата [11]. Мотивация на занятиях у ребенка каждая своя и у всех детей разная: кто-то хочет, чтобы его похвалил взрослый, кому-то нужно самоутвердиться в коллективе, кому-то просто нравится общение со взрослым, кто-то хочет сделать совместный продукт совместно со своими друзьями или помочь им. «В возрасте от 5 до 7 лет трудоспособность детей резко возрастает, когда они проявляют интерес к своей работе, чередуют разные виды деятельности, получают поощрение и одобрение их действиям» [5]. В.С. Мухина подчеркивает, что к концу старшего дошкольного возраста у ребенка подвергаются изменениям не только содержание мотивов и их виды, а также одни мотивы начинают преобладать над другими [7]. См. Приложение 1. Исходя из этого, можно сделать вывод, что активность ребенка в деятельности к этому возрасту начинает пересекаться и работать в одном направлении с целью деятельности. Мотив начинает образовываться из цели, это позволяет ребенку выстраивать свои действия в соответствии с намеченным планом, оценить этот план со своими возможностями, оценить результаты, которые он получил в итоге с теми, что были им запланированы.

Поведение ребенка к этому возрасту начинает отличаться тем, что ребенок настойчив в завершении начатого дела, ему важно не только закончить, но также достичь определенных результатов и прийти к намеченной цели, ребенок начинает проявлять целеустремленность и показывает себя как ответственного человека. После всего вышесказанного, можем выделить особенности мотивационного компонента в развитии инициативы. Эти особенности включают в себя такие характеристики, как интенсивность мотивации, необходимость или отсутствие активности, ориентация мотивов и их осознание, устойчивость мотивации.

Познавательный компонент. Взаимосвязь инициативы и познавательного процесса отражена в исследованиях ученых: Б. М. Теплова, М. С. Говорова, О. И. Ложечки, Л. М. Попова и других. В.С. Мухина говорит о том, что именно дошкольный возраст является благоприятным временем для развития логического мышления. В этом возрасте знания ребёнка о способах образного решения задач, формирование знаково-символической функции позволяют организовать экспериментирование и моделирование, что во многом способствует развитию логических способов мышления. Для построения логики в своей деятельности ребенок использует такие методы, как анализ, синтез, сравнение, классификацию не только во внешних действиях, но и во внутренних ощущениях.

Поведенческий компонент. Это намерение вести себя определенным образом. В него входят такие особенности как уровень развития волевых процессов и умение применять на практике знания о действиях в определенных ситуациях. В среднем дошкольном возрасте (с 4 лет) дети способны следить за своими действиями. Осознанность своего поведения, способность осуществлять свои действия в соответствии с установленными правилами характерно для детей старшего дошкольного возраста (6 лет). Дети становятся более инициативны в этом возрасте в выборе своей цели для выполнения сложных задач. Этот возраст характеризуется целенаправленным повторением и подражанием ребенком за действиями взрослого. Первое проявление инициативы у ребенка в индивидуальной самостоятельной деятельности выражается фразой: «Я сам».

Исходя из вышеизложенного, вытекают элементы поведенческого компонента: отношение к делу с позитивом и ответственностью, осознанное решение поставленной задачи, проявление самостоятельности в различной деятельности, возможность принимать на себя определенную роль и вести себя в соответствии с ней, доведение полностью дела до конца, справляться с возникающими сложностями, брать на себя ответственность за свои действия.

Рефлексивный компонент. Данный компонент занимает особое место в развитии инициативы у ребенка. В среднем дошкольном возрасте у детей сформировано «первое представление о том, каким человеком он может стать. И в этом отношении он знает, как установить границы дозволенного. Это означает привлечение внимания ребенка к себе, размышление о себе, определенное отношение к себе, которое можно охарактеризовать как личностно-рефлексивное» [9]. В старшем дошкольном возрасте рефлексия характеризуется осознанным отношением и оценкой к своей деятельности у ребенка. У ребенка необходимо развивать способности к распознаванию, оцениванию своей деятельности, анализу своих действий в случае успеха или, наоборот, неудачи, готовности преодолевать трудности, которые будут возникать в ходе самой работы, удержанию интереса от происходящей работы, готовности исправить свои недочеты и промахи, а также к готовности выполнить следующую задачу.

Таким образом, можно сказать, что инициатива ребенка с возрастом переходит от простого повторения действий за взрослым к активному участию в самой деятельности, а также инициатива может проявляться на разных этапах данной деятельности: мотивационном (начало деятельности), познавательном (формирование представлений о том, как деятельность будет осуществляться), поведенческом (организация уже самой деятельности и проявление самостоятельности в решении возникающих трудностей, преодоление их), рефлексивном (оценка того, что было уже сделано, анализ своих действий и готовность приступить к новой работе).

Развитие инициативы способствует формированию новообразований ребенка, переводя его с одной возрастной ступени на другую, более высокую. Осознание этого процесса и роли в нем взрослого находит свое отражение в ФГОС ДО, где детская инициатива определяется как интегративное качество личности, развитие которого составляет особую воспитательную задачу, реализуемую на основе соответствующих принципов: помощь и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноправным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности [10].

Не секрет, что основы культуры труда, элементарные трудовые навыки закладываются и развиваются в детстве. Развитие инициативы в дошкольном возрасте во многом зависит от внешних воздействий, то есть условий, созданных педагогами. По мнению педагогов, ярче всего инициатива проявляется там, где у ребенка есть возможность самостоятельно решать трудные для него задачи. Здесь важно не упустить момент. При организации трудовой деятельности детей необходимо овладеть технологией передачи предшествующего опыта подрастающему поколению, создать условия для взаимодействия в совместной деятельности взрослого и ребенка. К ним относит Е. В. Коротаева: «природосообразность, предполагающую опору на возрастные особенности развития детей дошкольного возраста; целостность, обеспечивающую единство образовательного процесса в обучающем, воспитывающем и развивающем компонентах; открытость и диалогизацию, определяющие методику и технологию совместной деятельности субъектов» [2]. Грамотно организованный труд детей во всех его формах позволит воспитать наиболее значимые черты личности будущего участника производства [15].

Современные требования последних нормативных документов определяют развитие инициативы у детей как приоритетную задачу дошкольного образования. Материалы, представленные в статье, позволяют сделать вывод, что в старшем дошкольном возрасте проявлениями инициативы являются: активность, произвольность поведения, самостоятельность, умение совершать действия, умение планировать и оценивать результаты своих действий и др. Развитие инициативы у детей возможно в таких видах деятельности, где ребенок может проявить самостоятельность, активность, творчество. К ним относится детский труд. Именно в ней ребенок может проявлять инициативу, характеризующуюся мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе ее осуществления, соответствующими как репродуктивным, так и продуктивным умениям, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности.

Список литературы

  1. Борисова Т. С. Активность и инициатива как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 5 (83). С. 34–49.
  2. Коротаева Е. В. Программа «Грани Урала»: формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 108–111.
  3. Короткова, Н. А. Отслеживание развития ребенка-дошкольника в образовательном процессе / Короткова н. А., Нежнов П. Г. - Самара : Изд-во Сам. ин-та повышения квалификации и переподгот. работников образования, 2000. - 42 с.
  4. Маралов В.Г. Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям: Пос. для воспитателей ДОУ и детских психологов. М.: АРКТИ, 2009.
  5. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М. : Просвещение, 1991. 112 с.
  6. Монина. Г. Б. Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников. URL: http://galinamonina.ru (дата обращения 28.11.2022).
  7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. : Академия, 2004.
  8. Общая психология. Инициативность. URL: http://psyznaiyka.net/view-xarakter.html (дата обращения 23.11.2022).
  9. Парамонова, Л.А. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А.  Парамоновой – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.
  10. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://base.consultant.ru/.
  11. Святцева Анастасия Вячеславовна, Шухардина Светлана Борисовна Развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-initsiativnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 29.11.2022).
  12. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ.ред. П. И. Пидкасистого. М. : ГЦ Сфера, 2004.
  13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.; 2013. – 29с.
  15. Шухардина С. Б., Святцева А. В. Проблемы трудового воспитания в современной российской школе // Педагогические науки. Том 17. София : БялГРАД-БГ, 2014. С. 11–14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Одной из особенностей современного общества является превращение человека-созидателя в человека-потребителя. Откуда ждать первооткрывателей в науке, искусстве, технике, социальных о...

Статья на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

В статье описывается суть творческого мышления, характкризуются его компоненты,предлагаются некоторые методики по развитию определенных качеств мышления....

Статья по теме:«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Работу выполнила:Черемисина Оксана Анатольевна Работа выполнена по образовательной программе:Дошкольное образование...

Статья на тему: "Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством методики Джанни Родари"

Детское речевое творчество – это вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребёнка – самовыражение.Речевое творчество – наиболее сложный вид творческой деятель...

Статья на тему "Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста...

Статья на тему: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие творческой личности детей старшего дошкольного возраста срадствами театрализованной деятельности. Цель: Внедрение инновационных технологий по развитию творческой личности ребенка срдствами те...

Статья на тему: «Развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к истории Санкт-Петербурга» (из опыта работы)

Рассмотрен опыт работы по развитию интереса детей старшего дошкольного возраста к истории Санкт-Петербурга как форма развития гражданско-патриотических чувств....