«Формы работы в музейном уголке».
методическая разработка (подготовительная группа)

Батыргалиева Тамара Александровна
Музей - не просто дом, где вещи дышат, Музей - хранитель тайн, всего святого, Биенье сердца каждого услышит, Он - мост в долину самого родного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_v_muzeynom_ugolke.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс

«Формы работы в музейном уголке».

(Слайд 1)

       Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс по теме «Формы работы в музейном уголке».

       На сегодняшний день, во многих дошкольных образовательных учреждениях стало актуальным создание различных музеев.

        Музейная педагогика - достаточно известное направление в современной педагогике и имеет длительную историю. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, oн появился на рубеже 19-20 вв. именно с этого времени, музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.

(Слайд 2)

     В настоящее время в дошкольной музейной педагогике, можно выделить два крупных направления:

1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т. п.); при их отсутствии можно использовать видео экскурсии.

2) создание и использование мини-музеев в ДОУ.

      Музейная педагогика предполагает использование специальных методов и средств, для приобщения маленького человечка к культурному наследию.

Целью музейной педагогики является создание условий для развития личности путём включения в многообразную деятельность музея.

 (Слайд 3)

     Методические формы работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:

1. Обзорные и тематические экскурсии

2. Познавательные беседы

3. Викторины

4. Образовательная деятельность с элементами игры

5. Творческие задания

6. Исследовательская деятельность

7. Продуктивная деятельность

8. Самостоятельная деятельность

9. Дидактические игры

10. Игры-развлечения

11. Игр-путешествия, квест-игры

12. Выставки

13. Творческие гостиные

      Сегодня мы остановимся на нескольких формах работы (творческие задания; викторина; продуктивная деятельность; самостоятельная деятельность; дидактическая игра) через квест-игру.

Сценарий квест–игры «Русская изба»
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Цель: расширять представления детей о жизни и быте русского народа, обычаях и традициях.

Задачи: 

  • воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства;
  • познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с русской печью, с предметами старинного русского быта;
  • создавать условия для развития познавательного интереса к
    совместному достижению цели, развитие коммуникативного взаимодействия;
  • обогащать и активизировать словарь детей по теме;
  • развивать познавательный интерес, творческие способности детей;
  • создавать оптимальные условия, позволяющие дошкольникам
    реализовать свои творческие способности

Предварительная работа: разгадывание загадок, чтение сказок, рассматривание иллюстраций на тему «Русская изба», «Русский быт», «Русский народный костюм».

Количество участников: 20-25 человек.

Возраст детей: 5-7 лет

Оборудование и материалы: сундук, презентация, маршрутные карты, д/и «элементы русского народного костюма», игра «Предметы старины», схема и материал для изготовления куклы, самовар.

                                                             Ход игры

Ведущий: Приветствую вас, участники игры. Сегодня я предлагаю вам
поучаствовать в квест –игре, в которой нужно думать, искать подсказки и
решать различные задачи. Тему нашей игры вы узнаете, отгадав загадку.

Не паровоз, не пароход,

А из трубы дым идёт,

Из бруса деревянный,

Уютный, тёплый, славный!

(Слайд 4)  

Ответ – ИЗБА

Издавна на Руси люди жили в домах, которые называли избами и тема нашей квест-игры «Русская изба».

У нас есть сундук, но нет ключа. Чтобы открыть сундук, вам необходимо выполнить 4 задания и собрать ключ. За каждое правильно выполненное задание вы получите часть ключа.

Команда идет по маршруту, обозначенному стрелками от задания N1 к заданию N4. Приступать к следующему заданию можно только правильно выполнив предыдущее. А помогут вам в выполнении задания различные подсказки.

Маршрутный лист команды

Станция 1 - «Русская изба»

Станция 2 - «Умники и умницы»

Станция 3 - «Музейная»

Станция 4 - «Мастерская»

Старт игры начинается со стрелки N1, где Вас ждет первое задание. Желаю всем удачи!

Станция «Русская изба»

-Первая наша станция «Русская изба». Что же было главным в избах? (Печь)

(Слайд 5)

Правильно! Невозможно представить себе избу в русской деревне без русской печиПечь считается самой главной в избе. Она находилась в центре избы, для обогрева всего дома.  Русская печь очень многофункциональна: помимо отопления раньше её использовали и для освещения. Приготовление пищи и выпечка хлеба - тоже одна из основных функций русской печи.  Печная лежанка так же стала притчей во языцех.  Ну на какой ещё печи можно лежать!? Между тем в старину русская печь заменяла кровати целому семейству, и места на ней были распределены в строгой иерархии - от главы семьи до самого маленького ребёнка. Известное всем выражение «погреть косточки на печи» говорит о лечебных свойствах разогретой печи. Мало того, грелись и в самом горниле печи, залезая в неё целиком!  Во многих регионах России русскую печь использовали и вместо бани - залезали прямо в горнило (!), там и парились и мылись! Вообще весь быт семьи строился вокруг печи, печь и в самом деле всегда ставилась по центру дома.

Я буду зачитывать небольшой отрывок из сказки, где идет речь о печке, а вы должны вспомнить название сказки.

(Слайд 6-9)

  1. «Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу». (Гуси - лебеди.)
  2.  «Подошли они к избенке: «Поди, лиса вон!», а она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам». (Лиса и заяц»)
  3. «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю». («По щучьему велению»)
  4.   «Я.... По амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен». («Колобок»)

Поздравляю! Вы выполнили первое задание и получили часть ключа в конверте!

(Слайд 10 -14)

Станция «Умники и умницы» - На этом этапе поиграем в викторину «Предметы старины».

Попробуйте вспомнить название и предназначение этого предмета.

(Корыто)

А для чего этот прекрасный плетеный предмет. Уверена, вы точно знаете.

(Лапти)

Дивный, сказочный предмет, а как его название?

(Веретено)

В продолжение темы - загадочный станок. Что это?

(Прялка)

Плоский деревянный предмет с ребристой жестяной поверхностью

(Стиральная доска)

(Можно не использовать презентацию, если эти предметы есть в музее)

Поздравляю! Вы выполнили второе задание и получили часть ключа в конверте!

Станция «Музейная» - участникам предложены варианты одежды. Вам
нужно выбрать предметы русского народного костюма. Вам будут предложены лишние элементы одежды, которые не принадлежат к элементам русского костюма
(дети работают инд. или по парам).  

Комплект одежды: рубаха, сарафан, душегрея, кокошник.

Лишние элементы (тухья, кушак, панар).

Поздравляю! Вы выполнили следующее задание и получили часть ключа в конверте!

Станция «Мастерская» 

Наша станция «Мастерская». Предлагаю вам изготовить игровую куклу.  В русской деревне больше всего любили тряпичную куклу. Она была в каждом крестьянском доме, и крутили кукол и стар, и млад.

(Слайд 15)

(Изготавливаем куклу).

Ведущий: поздравляю команду! Вы выполнили задания! (собирают ключ, открывают сундук) Что же в сундуке? (самовар)

Много старинных обычаев было на Руси. Один из таких обычаев пить чай из самовара. Самовар символ семейного очага, уюта, дружеского общения - занимал самое почетное место в доме. Предлагаю вам попить чаю и поделиться своими впечатлениями.

(Чаепитие).

       Какой бы ни была направленность музейно-педагогической деятельности ДОУ, она должна иметь целостный и системный характер. Педагоги ДОУ должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика. Определение понятия, история, формы работы, перспективы развития.

В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением ...

Формы работы над проблемой дежурства в уголке природы

разработка форм работы над проблемой дежурства в уголке природы в соответствии с ФГОС....

Музейная педагогика как форма работы с детьми и родителями по патриотическому воспитанию в ДО

Перед современной системой образования стоит задача приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа, а значит - и сохранения ее в наших детях. Знания традиционного наследия необходимо ...

Статья по теме "Современные формы работы в книжном уголке с детьми старшего дошкольного возраста"

Сегодня перед детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования грамотного читателя. Если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не п...

Эффективные формы работы в книжном уголке в младшей группе № 1 «Винни-пух»

Развивающая  среда в ДОУ.•. «Основные требования к оформлению книжных уголков»•1.Рациональное размещение в группе.•2.Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям ...

"Рожденственские встречи"-дистанционный республиканский смотр-конкурс музейных уголков

Новый год – самый любимый, семейный праздник. Праздник с чудесными превращениями и подарками Деда Мороза. Наряжать елку – это предпраздничный творческий процесс, в котором, как прави...