Лариса Крахмалёва
Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
4. Деньги любят счет.
Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно
считать деньги.
5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет
доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
Договариваемся о ключевых правилах финансовой
безопасности и о том, к кому нужно обращаться в
экстренных случаях.
7. Не все покупается.
Прививаем понимание того, что главные ценности –
жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги
не купишь.
8. Финансы – это интересно и увлекательно!
Игра «Груша-яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши,
ножницы.
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне
бумаги грушу. Когда рисунок закончен,
предложите нарисовать на оборотной стороне
листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в
руки ножницы и попросите вырезать для вас и
грушу, и яблоко. Увидев замешательство,
объясните, что, конечно, это невозможно. Потому
что лист бумаги один, и если мы изначально хотели
вырезать два рисунка, необходимо было заранее
спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами:
их нужно планировать заранее.
Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных
номиналов.
Количество участников: 1-5.
Суть игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка
каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного
номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков
быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью,
тому банкнота и достается. В конце игры считаем
суммы выигрышей.
Игра «Кто кем работает?»
Цель. На примере сказочных героев закрепить и
расширить представление о профессии. Воспитывать
желание познавать многообразный мир профессий,
уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями
людей разных профессий и сказочных героев.
Суть игры
Покажите детям картинки, на которых изображены люди
разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам,
называют профессии родителей, своих близких, всех тех,
с кем они встречаются.
Получив из кассы картинки с изображениями сказочных
героев, просит отгадать их профессии.
Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных
персонажей, а мальчикам - с изображениями людей
разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и
мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся
за столы, а затем по очереди доказывают правильность
своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с
помощью движений, имитаций и других образных
действий они показали профессию своего героя.
Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым
игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как
относится к своему труду герой, кто производит товары,
а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими
понятиями).
Игра «Кто как работает?»
Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои
по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а
другие стремятся порой неблаговидными делами
получить большие деньги. Воспитывать уважение и
привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.
Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные
герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина,
Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька
Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичкасестричка и др.
Суть игры
Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите
помочь разобраться, каких же сказочных героев больше -
трудолюбивых или ленивых?
С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана)
лесенку, предложите каждому ребенку достать из
черного ящика рисунок с изображением сказочного
героя.
Затем знакомьте с правилами игры:
Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев
нужно разместить на верхней ступеньке. А как только
солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети,
у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их
нужно расположить на нижние ступени. Дети
доказывают правильность своего выбора.
Воспитатель помогает детям определить, какие
пословицы и поговорки подходят тем или иным
сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в
сказках больше. После окончания игры устроите
дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям
сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
Игра "Услуги и товары"
Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и
товары, показать, что они встречаются не только в
реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к
любой работе.
Материал. Предметные, сюжетные картинки с
изображением труда - изготовление товаров или
предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка
несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует
картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит,
Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик
ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит
письма и т. д. ; таблицы Товары, Услуги.
Суть игры
Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я
решил печь пирожки и продавать их лесным жителям.
Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю
услугу?
Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это
разные предметы, которые производят) и что такое
услуги (это помощь, которую можно предоставить
другому).
Дети говорят, люди каких профессий производят товары:
пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач.
Потом вспоминают профессии, представители которых
предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель,
парикмахер, врач, продавец.
В сказках персонажи работают так же, как люди в
реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и
Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие
рисунки, объясняя свои действия:
-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар,
который изготовила мама. А вот внучка несет эти
пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.
-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они
предоставляют услуги.
По окончании детям читают любимую сказку и проводят
беседу по теме игры.
Практика «Мини-банк»
Цель: показать принципы финансового планирования,
донести принцип «сначала зарабатываем – потом
тратим».
Суть практики:
Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он
отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите
напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали
монеты в банк», освобождая от них карманы.
Предложите обсудить, на какое семейное дело
собираются данные монеты в «мини-банке» – например,
на покупку соковыжималки или настольной игры. Это
должно быть что-то для общего пользования, чтобы
ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной
для семьи покупки.
Следующий этап развития практики – вы можете
рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на
хранении денег, и договориться о том, что какой-то
небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег
будет отдаваться ему лично за работу банкиром –
например, 3% или 5%.
Практика «Совместные покупки»
Цель: показать принципы финансового планирования и
разумных покупок, объяснить происхождение стоимости
товара и основы финансовой безопасности.
Суть практики:
Регулярно совершайте совместные походы в магазин.
Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из
вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на
калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы
складываете в корзину, а также проверять срок хранения
продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость
похожих товаров отличается: из-за величины упаковки,
например, или она разная у каждого из производителей.
На первом этапе предлагайте ему найти конкретный
товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить
на ленту, после чего сложить в пакет.
На следующем этапе можно дать более сложное
поручение, например, выбрать все для собственного
завтрака.
Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять
самостоятельные несложные покупки.
Практика «Самостоятельная
покупка»
Цель: показать принципы финансового планирования и
разумных покупок, объяснить происхождение стоимости
товара и основы финансовой безопасности.
Суть практики:
Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в
магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и
внимателен к ценам на товар и получению сдачи,
предложите ему первый самостоятельный поход в
магазин.
Обязательно составьте список покупок. В первый раз он
должен быть несложным, не более трех товаров:
например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких
именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в
какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.
Дайте сумму, предполагающую получение сдачи.
Обсудите, какой должна быть сдача.
Похвалите ребенка за покупку!
Практика «Таблица расходов»
Цель: научить считать деньги, показать принципы
финансового планирования.
Суть практики:
Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он
собрал, заработал и потратил за неделю, а потом
вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия
должны войти в привычку.
Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок
будет уделять этому занятию 10 минут.