Консультация для воспитателей «Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей»
материал

Зубкова Ольга Анатольевна.

Консультация для воспитателей

«Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45»

Консультация для воспитателей

«Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей»

Подготовил:

 учитель-логопед

Зубкова Ольга Анатольевна

первая квалификационная категория

2020-2021г.

«Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей»

Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объеме коммуникативную функцию, не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Она эффективна только при условии закрепления умений, полученных детьми на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса: воспитателями, педагогом-психологом, специалистами ДОУ, младшими воспитателями и родителями. Центральная фигура единого коррекционного процесса – ребенок.

Для создания единого речевого пространства в детском саду необходим «Единый логопедический режим» - строго ограниченный круг требований к общей речевой культуре, устной речи детей и взрослых. Выполнение речевого режима, на наш взгляд, способствует эффективности коррекционной работы, предотвращает возникновение некоторых речевых недостатков.

Перечислим основные требования логопедического режима:

• Правильная, выразительная речь учителя-логопеда, воспитателя, помощника воспитателя, всех членов педагогического коллектива должна быть образцом для дошкольника.

• Каждому педагогу группы необходимо знать речевые возможности ребенка в конкретный период, познакомить с ними сотрудников группы должен учитель-логопед.

• Всем педагогам необходимо добиваться от детей правильного произношения новых слов, терминов. Вводить их в активный словарь можно только, руководствуясь рекомендациями учителя-логопеда.

• Каждый педагог обязан всегда и везде обязательно исправлять ошибки в речи детей, но делать это нужно спокойно. В играх не целесообразно привлекать всех детей к исправлению речевых недостатков конкретного ребенка. На занятиях, напротив, стоит фиксировать внимание на ошибках, предлагать детям найти ошибку и исправить ее.

• В исправлении недостатков речи должны участвовать все специалисты ДОУ.

• Необходимо следить, чтобы ребенок аккуратно, без пропусков посещал занятия в логопедической группе. Необоснованные пропуски занятий прерывают коррекцию, и зачастую приходится начинать работу сначала.

• В присутствии ребенка никогда не следует высказывать сомнений по поводу реальности исправления его речи. Всегда нужно внушать веру в успех.

• От детей надо требовать, чтобы они говорили так, как учитель-логопед.

• Каждый небольшой сдвиг в улучшении речи ребенка надо поощрять.

• Воспитателю, музыкальному руководителю, педагогу-психологу, родителям необходимо обязательно посещать индивидуальные и групповые логопедические занятия, консультироваться с учителем-логопедом по вопросам исправления речи детей.

• Речь дошкольников должна быть литературно правильной, без вульгаризмов. Нужно следить, чтобы ребенок говорил по правилам орфоэпии.

• На вопросы педагогов дети должны научиться давать полные, развернутые ответы. Нужно помогать детям оформлять собственные высказывания, задавая точные вопросы, побуждать дошкольников к речи.

Кратко охарактеризуем основные требования к деятельности всех специалистов детского сада, принимающих участие в коррекции речи детей.

Старший воспитатель (методист) детского сада компенсирующего вида совместно с учителями-логопедами составляют годовой план работы ДОУ. В нем отражаются дошкольная образовательная программа и парциальные коррекционные программы для детей с общим недоразвитием речи в соответствии с возрастом. Организует и проводит микропедсоветы в группах; руководит деятельностью ПМПК ДОУ; разрабатывает обязательную документацию и контролирует ведение ее в группе и соблюдение охранительного режима в соответствии с требованиями СанПиН; анализирует посещение индивидуальных и групповых занятий; следит за соблюдением единого речевого режима; помогает оснащению логопедических кабинетов развивающими играми, игрушками, игрушками, методической литературой; отвечает за повышение квалификации педагогов.

Воспитатель, являясь первым помощником учителя-логопеда в коррекционной работе, должен иметь высшее или среднее педагогическое образование и обязательно пройти курсовую подготовку по основам теории и практики логопедии, обладать абсолютно правильной речью и уметь «слышать» дефекты речи у детей. Осуществляя закрепление знаний, полученных детьми на групповых и индивидуальных логопедических занятиях, знакомится с характером речевого дефекта каждого ребенка и его речевыми возможностями с целью поэтапной коррекционной работы. Предусматривает закрепление логопедических заданий в процессе выполнения всех режимных моментов (например, обучает накапливанию количественного и качественного словарного запаса, тренирует отдельные грамматические конструкции во время прогулок, коллективных и индивидуальных игр).

Музыкальный руководитель в период с 1 по 15 сентября проводит изучение воспитанников с нарушениями речи, выявляя возможности каждого ребенка по следующим параметрам:

• слушание музыки (устойчивость внимания детей, их заинтересованность) ;

• певческие навыки (протяжность пения, соблюдение дыхания между фразами);

• движение под музыку (бодро, легко, свободно) ;

• выразительность исполнения танцевальных движений;

• правильность передачи мелодии.

Руководствуясь результатами обследования, отмечает: наличие или отсутствие навыка; навык в стадии формирования; стойкость (нестойкость) навыка. Затем выделяет группу детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях по коррекции общей моторики, координации движений, чувства музыкального ритма и слуха, составляет график работы с ними и неуклонно ему следует. На каждого ребенка заполняет протокол обследования музыкального развития ребенка и составляет карту индивидуальной работы с ним на каждый период коррекционного обучения.

Педагог-психолог, занимаясь развитием высших психических функций дошкольников, должен следовать календарно-тематическому плану учителя-логопеда и воспитателя. Для занятий он подбирает лексический материал из изучаемых в данное время обобщающих понятий, использует те же лексико-грамматические конструкции, что и на занятиях по программе образовательного стандарта и логопедических занятиях.

Младший воспитатель группы должен соблюдать требования единого логопедического режима. Оказывать необходимую помощь, становясь непосредственным участником коррекционной работы. На первых этапах пребывания детей в группе он «оречевляет» все режимные моменты. Для этого совместно с учителем-логопедом подбирает и использует художественную литературу для воздействия на чувства ребенка, развитие его восприимчивости к слову. Например, формируя санитарно-гигиенические навыки, учит правильно держать расческу, читая при этом потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Чтобы дети после сна не забыли заправить постели, можно прочитать отрывок из стихотворения Е. Благининой:

Я, как мама, не люблю

в доме беспорядка.

Одеяло расстелю ровненько

и гладко.

При возвращении с прогулки обратить внимание на коврик у порога:

Видишь, коврик у порога,

Он постелен неспроста,

Будет в группе чистота.

Помощь младшего воспитателя необходима во вторую половину дня, когда закрепляются в индивидуальном порядке задания логопеда. В это время он проводит час самокоррекции, давая детям задания на развитие графомоторных умений, упражнения на воспитание сенсорных качеств, логического мышления. Для этого в группе должно быть достаточное количество индивидуальных конвертов с заданиями. Один ребенок занимается с воспитателем, а остальные выполняют задания по штриховке, обводке, собирают пазл-мозаику, подбирают предметы по цветовому фону.

Взаимосвязь в работе всех педагогов группы компенсирующего назначения позволяет значительно быстрее исправлять речевые недостатки: автоматизировать звуки, формировать необходимые лексико-грамматические конструкции, накапливать словарный запас и помогать развитию связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...

Консультация для педагогов ДОУ на тему:"Организация работы по коррекции речи детей 3-6 лет в условиях детского сада"

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте....

Консультация для родителей на тему "Активное участие родителей в коррекции речи детей"

Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей в руках родителей. ...

Проект "Логопедическая радуга"-Создание условий для коррекции речи детей дошкольного возраста посредством реализации мини-проектов.

Создание условий для коррекционной работы с детьми с нарушением речи по нескольким направлениям с помощью реализации мини-проектов....

Консультация для родителей логопедической группы " Влияние пальцев рук на развитие речи детей".

Влияние пальцев рук на развитие речи детей велико. Это давно доказано. Речь - это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Движения пальцев рук у люде...

Консультация для воспитателей «Приобщениек национальным традициям как условие формирования этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Приобщениек национальным традициям как условие формирования этнокультурной компетентности  детей дошкольного возраста»...