Организация и проведение тематических недель в ДОУ как одна из форм развития личности ребенка.
презентация

Попова Татьяна Владимировна

Тематические недели – это комплексная форма методической и воспитательно-образовательной работы, объединяющая всех участников педагогического процесса вокруг актуальной проблемы. Они предполагают реализацию такого подхода к осуществлению методической и воспитательно-образовательной работы в детском саду, который позволяет вовлечь педагогов, родителей и детей в активную поисково-исследовательскую и творческую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и проведение тематических недель в ДОУ как одна из форм развития личности ребенка.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

1. обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

4. помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

         Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Одной из таких форм является тематические недели.

Тематические недели – это комплексная форма методической и воспитательно-образовательной работы, объединяющая всех участников педагогического процесса вокруг актуальной проблемы. Они предполагают реализацию такого подхода к осуществлению методической и воспитательно-образовательной работы в детском саду, который позволяет вовлечь педагогов, родителей и детей в активную поисково-исследовательскую и творческую деятельность.

Преимущества такого подхода:

• высокая эффективность за счет включения каждого участника в активную деятельность;

• развитие гибкости мышления, возможность для проявления своей индивидуальности и творчества;

• возможность для рефлексии, анализа и оценки своей деятельности (обратная связь);

• возможность для внедрения в практику ДОУ интегрированных форм организации образовательного процесса; вариативность применения форм и методов работы как со взрослыми, так и с детьми;

• возможность для вовлечения родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров;

• возможность для оперативного и в то же время системного решения актуальных проблем;

• появление условий для сплочения всех участников педагогического процесса, становление традиций детского сада;

• возможность для обогащения предметно-развивающей среды ДОУ, для плодотворного взаимодействия с окружающим социумом.

Мероприятия, организуемые в рамках тематической недели, позволяют интегрировать всевозможные виды детской деятельности, способствуют творческому взаимодействию детей разных возрастных групп, педагогов, специалистов ДОО и родителей воспитанников. Проводятся подобные мероприятия в форме познавательных  и творческих занятий, экспериментирования, выставок, конкурсов, соревнований и т. д. Вовлечение детей разных возрастов, их родителей, способствует социализации воспитанников и улучшению детско-родительских отношений.

Многие детские сады работают по комплексно-тематическому планированию. Темы недель в основном приурочены к сезону, знаменательному дню или празднику. Чаще всего тематические дни в ДОО используются как итоговые, по разделу календарно-тематического плана.

В нашей ДОО практикуется организация методической тематической недели - это  комплекс итоговых мероприятий  в рамках решения  годовой задачи.

Цели и задачи тематической недели носят практический характер:

• Повышение профессиональной компетентности педагогов в разных сферах педагогической деятельности.

• Создание благоприятных условий для совершенствования воспитательно-образовательной работы по выбранной теме, повышение качества образовательного процесса в ДОУ.

• Содействие личностному росту и развитию каждого ребенка.

• Укрепление связи детского сада с семьями воспитанников, содействие качественному обновлению системы общественного и семейного воспитания дошкольников.

Условия проведения  тематической недели:

  • создание образовательной среды, которая обеспечивает развитие детей в дошкольной организации:

- организация взаимодействия участников педагогического процесса (взаимодействие педагогов с родителями дошкольников в период подготовки и проведения тематической недели. В задачи воспитателя входят своевременное информирование родителей о предстоящем мероприятии, разъяснение его целей и задач, а также помощь в подготовке проведения занятий, бесед с детьми, проведение практикумов по изготовлению поделок, семейных творческих работ, газет, подготовка к семейным конкурсам);

- оснащение предметно-развивающей среды группы и помещений ДОО, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и способствовала бы развитию инициативы и самостоятельности ребенка;

-содержание дошкольного образования.

Для того, чтобы организовать  и провести тематическую неделю необходимы следующие составляющие: Идея - цель - задачи - категория воспитанников- время и место- содержание-результат -план подготовки- план проведения- сценарии проведения - финал-анализ.

Итоговыми мероприятиями тематической недели могут стать показы спектаклей, выставки, конкурсы, педагогические гостиные, интеллектуальные турниры и игры,  которые позволяют раскрыть личностные возможности и способности  ребенка, собирают талантливых детей и родителей в один сплочённый коллектив.

Организация выставок детских рисунков или поделок, семейных творческих работ так же  способствует развитию личности ребенка.

                В начале 2019г. педагогический коллектив начал работу по реализации годовой задачи «Повышение качества образовательной деятельности по ФЭМП у детей дошкольного возраста». С педагогическим коллективом были проведены разнообразные методические мероприятия: консультации, семинары, мастер-классы, игра «Что? Где? Когда?» по теме «Формирование элементарных математических представлений.  Принципы и методы работы».  Целью игры было повышение уровня знаний педагогов по методике ФЭМП, формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей. является организация развивающей среды. Педагоги обновили и пополнили математические центры совместными усилиями с родителями в ходе смотра-конкурса «Лучший сенсорный и математический центр».

В марте была организована и проведена первая тематическая неделя «В стране математики» как итог работы по  реализации годовой задачи. Воспитатели средних групп совместно с педагогом-психологом провели педагогическую гостиную для детей и родителей «С папой с мамой мы играем, математику изучаем».

 Задачи:

  • повысить уровень педагогической культуры родителей, активизировать знания родителей о значимости дидактических игр в формировании логико-математических представлений детей;
  • создать  положительную эмоциональную атмосферу общения между детьми, родителями и педагогами;

Раскрытию умственного, нравственного, волевого потенциала личности способствует игра в шашки и шахматы. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка. Впервые в ДОУ был проведен шашечный турнир с воспитанниками и родителями МБДОУ №14 «Искорка» (участие). Теперь проведение шашечных турниров стало доброй традицией детского сада. В 2020г. состоялся турнир с первоклассниками из СОШ №7 (1 место). Педагог не остановился на шашках и создал все условия, чтоб дети подготовительной группы полюбили игру в шахматы. Так появился индивидуальный познавательно-исследовательский проект «Шахматы – это интересно и полезно»  (период распространения новой коронавирусной инфекции внес свои коррективы и проект был представлен в дистанционном формате). Эффективность образовательной деятельности во многом определяется средой, в которой осуществляется образовательный процесс. На 3 этаже ДОУ созданы все  условия для развития интеллектуальных способностей посредством игры в шашки. Педагогом Прошутинской С.С. организована культурная практика «Умные шашки». Составлен перспективный план, создана подборка познавательных мультфильмов. 

Юные знатоки подготовительных групп, продемонстрировали свои математические  знания в интеллектуальной игре «Юный эрудит». Данная игра ежегодно проводится в ДОО. Темы игры меняются в зависимости от годовой задачи или актуальности решения проблемного направления в воспитательно-образовательном процессе. (развитие умения отстаивать свою точку зрения, доказательной речи, работать сообща для общей победы, каждый мог проявить себя в том или ином задании).

Развитие свободной творческой личности ребёнка так же происходит через организацию проектной деятельности. В разных группах старшего дошкольного возраста были реализованы такие проекты, как: «Я – математик»; «Такие разные календари»; «Путешествие во времени» с  организацией мини-музея часов. Дети смогли попробовать себя в роли выступающего, экскурсовода. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познаёт не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомиться с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется реальная возможность шире реализовать свои возможности в познании.

В конце 2020г. в ДОУ была организована и проведена еще одна тематическая неделя по речевому развитию «Речевой калейдоскоп» в рамках реализации годовой задачи: направить усилия коллектива на развитие речевых навыков дошкольников через использование современных образовательных технологий и методик. С сентября по ноябрь проводились разные методические  мероприятия с педагогами ДОУ: консультации, семинары-практикумы,   тематический контроль «Организация работы по речевому развитию дошкольников». Воспитатель Прошутинская С.С. представила передовой педагогический опыт по теме «Формирование социально -  коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности». Прошел смотр- конкурс «Лучшая речевая среда в группе», направленная на  развитие личности ребенка, его самостоятельности и инициативы.

Специалистами ДОУ  и ст. воспитателем был составлен план мероприятий тематической недели. Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников через укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.

В течение недели специалистами и педагогами всех возрастных групп с детьми организовывались разнообразные формы работы: речевые, дидактические, пальчиковые игры, артикуляционные упражнения,  сюжетно-ролевые игры, досуги и развлечения, ситуации общения, рисование пальчиками и др.

Наиболее значимыми и требующими большей подготовки стали следующие мероприятия: учителя-логопеды и музыкальные руководители организовали музыкально-логопедические посиделки «Путешествие по белой стране» для ребят  средних, старших групп.  Речевые игры, задания под веселую музыку в непринужденной обстановке позволяли закрепить знания детей по речевому развитию, способствовали самовыражению и проявлению творческих способностей дошкольников, умению работать сообща.

Ребята подготовительных групп, которые любят читать и интересуются   детской художественной литературой смогли проявить себя в  интеллектуальной игре «Юный эрудит» (знатоки детской художественной литературы). (отборочные туры прошли в группах)

В настоящее время все мы отмечаем, что родители стали редко уделять внимания совместному чтению детской литературы, а если и читают, то выбор репертуара оставляет желать лучшего. Часто молодые родители затрудняются  в выборе произведения.  Для повышения родительской компетентности по данному направлению на лестничных пролетах была создана выставка – краткий обзор детских писателей-классиков и их произведений с яркими иллюстрациями (ненавязчиво, так  между прочим). Полезно вспомнить в современной суете на бегу о роли и значении детской книги  на развитие речи детей.

 Во всех группах прошла акция «Подари книгу детям», которая позволила пополнить РППС книжных центров и привлечь родителей к проблеме семейного чтения.

Конкурс «Гирлянда вежливых слов» между средними и старшими, подготовительными группами.  Самые длинные гирлянды, из 20 вежливых слов. Гирлянды разместились на дверях участвующих групп и стали одной из форм  педагогического образования родителей. Педагогами и администрацией ДОУ было отмечено, что родители стали более вежливыми и воспитанными. Чаще стали употреблять в речи волшебные слова, проводить с детьми беседы по данной теме.

Один из актуальных вопросов, который стоял перед коллективом: как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по речевому развитию детей, какие мероприятия можно провести с учетом новых требований Главного государственного врача по проведению образовательного процесса в период распространения новой коронавирусной инфекции? Пришлось часть мероприятий перевести в дистанционный формат.

Творческие дети и родители проявили себя в конкурсе детско-родительских работ «Пословицы и поговорки в рисунках детей». Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства. В течение недели родители и дети рисовали пословицы и поговорки. В результате совместных усилий воспитателей, детей и родителей, в каждой группе были организованны выставки работ, которые в дальнейшем стали хорошим дополнением книжных центров. Дети стали лучше ориентироваться в пословицах, понимать их смысл, выступать перед коллективом сверстников. Детям представилась возможность проявить себя творчески, закрепилось умение выступать перед коллективом сверстников.

Впервые был проведен фестиваль театральных постановок «Сказка в каждый дом». В конкурсе приняли участие  14 семей всех возрастных групп. Задачи: развитие коммуникативных способностей, диалогической речи; формирование интереса к театральному искусству, как способу творческой самореализации, создание условий для творческого общения и обмена семейных театров. Были представлены разные виды театра (настольный, пальчиковый, теневой, драматизация). Сказки можно было посмотреть в семейном кругу в дистанционном формате.

В дистанционном формате проходили и групповые конкурсы чтецов.

Хочется отметить, что план и анализ проведенных мероприятий, их целесообразность, результативность обсуждается с родителями воспитанников (законными представителями) на Совете ДОО.

Впереди у нас решение новых задач, а это значит организация новых тематических недель, поиск новых форм взаимодействия.

Подводя итог можно сказать, что организация образовательного процесса в форме методических тематических недель - это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с обучением современных дошкольников, так как именно взаимодействие детей и взрослых способствует их личностному развитию, а так же повышение уровня профессиональных   компетенций  педагогов.

Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Правильно организованная образовательная среда способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в детском коллективе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация и проведение тематических недель в ДОУ как одна из форм развития личности ребенка» Попова Татьяна Владимировна, ст. воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №27 «Золотая рыбка»

Слайд 2

Тематические недели – это комплексная форма методической и воспитательно -образовательной работы, объединяющая всех участников педагогического процесса вокруг актуальной проблемы.

Слайд 3

Цели и задачи тематической недели 1

Слайд 4

Составляющие организации тематической недели 1 идея ц ель и задачи категория воспитанников время и место с одержание план подготовки план проведения сценарии проведения результат анализ

Слайд 5

Годовая задача « Повышение качества образовательной деятельности по ФЭМП у детей дошкольного возраста » Тематическая неделя « В стране математики»

Слайд 6

Педагогическая гостиная «С папой, с мамой я играю, математику изучаю» 1

Слайд 7

1

Слайд 8

Шашечный турнир 1

Слайд 9

1

Слайд 10

1 Шахматный турнир с учащимися СОШ №7

Слайд 11

1 «Шахматы – это интересно и полезно» - индивидуальный проект

Слайд 12

1 Развивающая среда

Слайд 13

И нтеллектуальная игра «Юный эрудит» 1

Слайд 14

1

Слайд 15

1 «Такие разные календари» Проектная деятельность

Слайд 16

1 «Путешествие во времени» создание мини-музея

Слайд 17

1 Презентация мини-музея часов детям других групп

Слайд 18

Годовая задача направить усилия коллектива на развитие речевых навыков дошкольников через использование современных образовательных технологий и методик Тематическая неделя «Речевой калейдоскоп » 1

Слайд 19

музыкально-логопедические посиделки «Путешествие по белой стране» 1

Слайд 20

Интеллектуальная игра «Юный эрудит» (знатоки детской художественной литературы) 1

Слайд 21

Конкурс «Гирлянда вежливых слов» 1

Слайд 22

Конкурс детско-родительских работ «Пословицы и поговорки в рисунках детей» 1

Слайд 23

Проект «По сказкам А.С. Пушкина» 1

Слайд 24

Мини-музей 1

Слайд 25

1 Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. Задача родителей и педагогов стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать. Так, у детей формируется уверенность и вера в себя, в свои силы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации театрализованной деятельности и ее значение для всестороннего развития личности ребенка

В методической разработке представлены формы организанизации театрализованной деятельности  и использование элементов театрализованных игр на других занятиях....

Практикум для родителей Тема: «Развитие познавательных способностей как одна из сторон развития личности ребенка»

Активизировать стремление родителей участвовать в  совместной познавательной деятельности детей, как одной из сторон развития личности ребенка....

План организации и проведения тематической Недели театра

Цели проведения Недели театра:Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств детей;Задачи Недели театра:Выз...

Социально-коммуникативное развитие дошкольников, как одно из направлений развития личности ребенка в аспекте нового нормативного документа ФГОС ДО.

Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализаци...

ПЛАН организации и проведения тематической недели «Неделя театра» в младшей группе

Цели проведения Недели театра:Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств детей;Задачи Недели театра:Выз...

Творческая игра для родителей "Развитие познавательных способностей как одна из сторон развития личности ребенка"

Организация работы с родителями по развитию познавательных способностей детей дома, создание условий для этого....