Статья ."Предметная деятельность,как средство адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ"
статья (младшая группа)

Самсонова Оксана Владимировна

Есть ли фиксированное время для адаптации? В ходе комплексного исследования, выделено три фазы адаптационного процесса. Советский педагог А.С. Макаренко,что 90% всего воспитательного процесса, составляет предметная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметная деятельность как средство адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ

Предметная деятельность является ведущей для детей возраста 2- 3 лет. Также она может стать формой адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.Ключевые слова: Предметная деятельность, Адаптация детей к условиям ДОУ, Адаптация детей 2-3 лет, ДОУ.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – это долгий и сложный процесс. Поступая в ДОУ, дети 2-3 лет испытывают глубокое чувство тревоги, расставаясь со своими родителями даже на короткий срок. Это именно тот период, когда ребенок проходит стадию максимальной привязанности к своим родителям. Однако в современных экономических условиях родители вынуждены достаточно рано выходить на работу. И в настоящее время мало что можно сделать, чтобы избежать этого разделения. Есть ли фиксированное время для адаптации? На самом деле нет: каждый ребенок — это целый мир, и эта фаза может быть короче или длиннее.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах («Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях» / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А, Атанасовой-Буковой,— М,. 1980), было выделено три фазы адаптационного процесса: острая, предострая и фаза компенсации.

О трудностях адаптационного периода писали и отечественны, и зарубежные исследователи (Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова и др.). Подчеркивая трудности, они не предлагали конкретные методы решения проблемы.  

По мнению кандидата психологических наук Галигузовой Л.Н., дети, испытывающие трудности в привыкании к ДОУ, имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты с взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей.

Предметную деятельность в рамках адаптации детей к ДОУ также рассматривалась в психолого-педагогической литературе. Советский педагог А.С. Макаренко считал, что 90 % всего воспитательного процесса ребенка, составляет именно предметная деятельность.

Теоретические положения о влиянии предметной деятельности на развитие личности детей раннего возраста (Т.И. Белова, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, Р.С. Немов), об организации предметной деятельности в ДОУ в условиях личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых (С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина) и других подтверждают предположение о том, что предметная деятельность может служить средством адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ.

На современном этапе дети 2-3 лет имеют низкий уровень адаптации к условиям ДОУ. Это связано с рядом факторов: 1) отсутствие тренировки нервной системы – в условиях пандемии выросло большое количество детей, которые мало посещают мероприятия, мало общаются с другими детьми и много времени проводят дома со своими родителями, 2) состояние здоровья – в наше время увеличилось число часто болеющих детей, астматиков и аллергиков, которые по состоянию здоровья посещают ДОУ фрагментарно, знакомятся с программой не полностью.

Если в России в 50–70-е годы прошлого века аллергические заболевания в структуре общей заболеваемости составляли, по статистике, от 2 до 4%, то сейчас их процент составляет от 20 до 30. Детей, страдающих аллергическим ринитом за четыре последних года стало на 5% больше. Если в 2014 году на 100 тысяч детей и подростков до 14 лет таких было 498 больных, то в 2017 году, по данным Минздрава, уже 521.

Процесс адаптации ребенка к детскому саду зависит от многих факторов и сложно определить, сколько он продлится и как будет проходить – это индивидуальный процесс каждого ребенка. У одних детей это продлится, например, неделю, у других полная адаптация займет месяц или даже больше.

Как преодолеть проблемы адаптации детей 2-3 лет к ДОУ сегодня, не реформируя систему начального образования в целом?

В психолого-педагогической литературе, по большей части степени рассматриваются вопросы адаптации к ДОУ раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова – Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.). Сама же адаптация определяется данными авторами в первую очередь как медико – педагогическая проблема, решение которой требует создание особых условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьей и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина, А.И. Мышкис). Однако не предлагается четкий и поэтапный план создания таких условий, не предлагаются методы.

Также особое внимание проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях ученых стран Западной и Восточной Европы (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова – Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова). Доказано, что поступление в ДОУ связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воздействия. Для этого предлагаются определенные методы, связанные с построением новой системы ДОУ, похожей на Вальдорфские сады и детские сады по системе Монтессори. Однако реформа всей системы ДОУ и данные два образца ДОУ неприменимы к реалиям России.

Значимость проблемы адаптации связывается с новыми потребностями дошкольного образования по организации ранней адаптации детей к ДОУ.

На сегодняшний день большинство работ по данной теме написаны достаточно давно и не учитывают новый накопленный опыт в данной сфере.

Запуск дошкольного образования – очень важный этап в жизни ребенка и родителей. Это первый шаг к взрослению, начало новых, важных отношений и обучения через игру. Дошкольное образование имеет решающее значение для будущего развития и успехов ребенка в школе, поэтому родители, которые чувствуют, что детский сад - это новый опыт, необходимый ребенку, помогают ему с позитивным настроем начать работу в новой среде.

Именно предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. Это значит, что она и  стимулирует психическую деятельность ребенка 2-3 лет, а также определяет то, как ребенок будет общаться со взрослыми, в частности, со своим воспитателем. В ходе совместной предметной деятельности дети развивают как свою речь, так и умение общаться со сверстниками.

В таких условиях сенсорные игры становятся оптимальным средством профилактики дезадаптации детей в ДОУ, снижая беспокойство и агрессию. Также с помощью подобных игр закрадываются основы саморегуляции процессов возбуждения и торможения, что особенно актуально в связи с увеличением числе гиперактивных детей.

Варианты таких игр крайне разнообразны. Можно предложить детям собирать на веревочку или леску крупные бусы, сортируя их по цветам или форме. Можно поиграть в рыбалку, «ловя» сачком шарики одинакового цвета (для этой цели прекрасно подойдут шарики для сухого бассейна). Также родителям можно предложить вместе с детьми создать дома тактильные карточки и принести их в ДОУ. Воспитатель может обучать детей целенаправленным движения с помощью данных карточек (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.). Также подойдут такие игры, как надевание разноцветных резиночек на гвоздики, завязывание шнурков на деревянных моделях, складывание крупных паззлов, работа с играми по методике Воскобовича (например, приклеивание фигур из фетра и кукольный театр).

Таким образом, чем дольше и разнообразнее ребенок умеет взаимодействовать с игрушками, тем проще происходит его привыкание к условиям ДОУ. Воспитатель, использующий большой арсенал разнообразных игр, может сделать процесс адаптации детей 2-3 лет более плавным и спокойным. Именно этот возраст ученые называют сензитивным периодом сенсорного развития. Потому, что именно ощущения помогают ребенку справиться со своими негативными эмоциями.


Список литературы

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2016.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 1968.
  3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 2017.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2007.
  5. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. - М.: Просвещение, 2006.
  6. Игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М., 2018.
  7. Косякова О.О. Логопсихология. - Ростов н /Д: Феникс, 2017.
  8. Михайленко Н. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте // Дошкольное воспитание. -1989. - №5.
  9. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 2015.
  10. Смирнова Е.О. Комплексная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»/ Е.О. Смирнова, Л. Н. Галигузова , С.Ю. Мещерякова . – 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово- учебник », 2010. 
  11. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как средство адаптации детей раннего возраста.

Адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста: поступление ребенка в дошкольное учреждение затрагивает все сферы жизни малыша. Прежде всего, это изменение привычного дл...

Музыкотерапия как средство адаптации детей группы ранней социализации к условиям детского сада.

В статье рассматривается тема психологической, педагогической помощи к адаптации и подготовки к детскому саду с помощью музыкотерапии. Представлены этапы музыкальной терапии и их задачи....

Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ...

статья: «Предметная деятельность как средство развития мышления детей третьего года жизни».

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей раннего возраста. И один из центральных вопросов умственного воспитания - вопрос о развитии мышления.Мышление, б...

Предметная деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Легче всего протекает адаптация у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно  действовать с игрушками.  Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в ...

Статья: "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста...

«Многофункциональные развивающие игры и пособия своими руками, как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ»

«Многофункциональные развивающие игры и пособия своими руками, как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ» Воспитатель: О.С. Эльмесова первая квалификационная...