Статья "Влияние игровой деятельности на успешную адаптацию детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации"
статья (младшая группа)

Предеина Екатерина Владимировна

Статья посвящена исследованию влияния игровой деятельности на успешность адаптации детей раннего дошкольного возраста  к условиям детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predeina_statya.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УСПЕШНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Предеина Екатерина Владимировна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №26»

Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

Аннотация: Статья посвящена исследованию влияния игровой деятельности на успешность адаптации детей раннего дошкольного возраста  к условиям детского сада. Автором представлены результаты экспериментального исследования, которое было направлено на выявление оптимальной организации игровой деятельности, способствующей снижению уровня тревожности и увеличению уровня социальной адаптации детей. В статье описаны методы и процедуры исследования, приведены результаты, подтверждающие гипотезу о положительном воздействии грамотно организованного игрового процесса на адаптацию детей раннего дошкольного возраста. Сделаны выводы о целесообразности широкого внедрения игровой деятельности в практику дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: Игровая деятельность, адаптация, ранний дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация, социальная адаптация, эмоциональное благополучие.

Одной из центральных задач дошкольной педагогики является успешная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Несмотря на многолетнюю историю изучения проблемы адаптации, до сих пор остаются нерешёнными вопросы оптимального подбора педагогических средств, способствующих процессу адаптации. Важную роль в этом играет игровая деятельность, которая признана ведущими специалистами как ведущий вид деятельности ребёнка раннего возраста.

Именно через игру ребёнок осваивает социальные роли, усваивает культурные нормы и адаптируется к новой среде. Однако эффективность игровой деятельности зависит от множества факторов, таких как организация пространства, методы руководства, квалификация педагогов и наличие специализированного оборудования. Необходимость выявления лучших способов организации игровой деятельности ставит перед нами задачу проведения специального исследования.

В исследовании принимали участие 26 детей в возрасте от 2 до 3 лет, воспитанники муниципального дошкольного образовательного учреждения  № 26 г.Еманжелинска Челябинской области. Дети были распределены случайным образом на две равнозначные группы: экспериментальную и контрольную. Исследовательская работа была разделена на два этапа: подготовительный и экспериментальный. В подготовительном этапе мы провели диагностику текущего уровня адаптации детей, определили целевые группы и разработали программу игровой деятельности. В экспериментальном этапе организовали регулярную игровую деятельность, проводили мониторинг адаптации и фиксировали промежуточные результаты.

Методы исследования включали наблюдение, анкетирование родителей и педагогов, тестирование на уровень тревожности и социальную адаптацию. Для обработки данных использовали статистические методы, позволяющие сравнить уровни адаптации детей экспериментальной и контрольной групп.

Анализ полученных данных показал значительное превосходство экспериментальной группы по показателям адаптации и снижения тревожности. Так, средний индекс адаптации в экспериментальной группе увеличился на 18%, тогда как в контрольной группе рост составил всего 5%.  А степень тревожности  в экспериментальной группе уменьшилась на 25% , тогда как в контрольной осталась без изменения .

Подобные результаты подтвердили наши ожидания о положительном влиянии специально организованной игровой деятельности на адаптацию детей.

Особенную роль играли такие игровые формы, как сюжетно-ролевые игры, подвижные игры и сенсорные игры. Было выявлено, что интерактивные игры способствуют формированию позитивных социальных навыков, развитию эмоциональной стабильности и снижению уровня тревожности.

Наши результаты согласуются с мнением ряда учёных и практиков, отмечавших важность игровой деятельности в адаптации детей раннего дошкольного возраста. Так, например, Г.А. Ширкова подчёркивала, что вхождение ребёнка в новый коллектив проходит легче и эффективнее, если оно сопровождается интересными и увлекательными играми. Аналогично, Р.С. Буре обращала внимание на то, что грамотно построенная игровая среда позволяет ребёнку безболезненно пройти адаптационный период.

Однако наше исследование добавляет новое знание о специфике влияния конкретных типов игр на разные составляющие адаптации: сенсорные игры благотворно влияют на эмоциональную сферу, подвижные игры — на физическую составляющую, а сюжетно-ролевые игры способствуют развитию социальных компетенций.

Проведённое исследование показало, что правильно организованная игровая деятельность оказывает существенное влияние на успешность адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Наше исследование открывает широкие перспективы для внедрения специализированных программ игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Дальнейшее направление исследований может включать более глубокий анализ дифференцированных эффектов разных типов игр на адаптацию детей.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62–76.
  2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  3. Филиппова Г.Г. Психология материнства. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
  4. Фромм Э. Искусство любить. — М.: Прогресс, 1990. — 176 с.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика. — Минск: Высшая школа, 2002. — 560 с.
  6. Цукерман Г.А. Игра в современной школе. — Томск: ТГУ, 1994. — 128 с.
  7. Шишова Т.Л. Адаптация ребёнка к детскому саду. — СПб.: Союз, 2000. — 160 с.
  8. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  10. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. — М.: Просвещение, 1996. — 136 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации детей раннего возраста

Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации детей раннего возраста...

Открытый просмотр ОД «Организация игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста »

Открытый просмотр ОД «Организация игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста »...

Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации детей раннего возраста.

С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. У всех детей адаптационный период протекает по-разному. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. С...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ из опыта работы педагогов 1 младшей группы: «Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации детей раннего возраста к ДОУ».

Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.Поэтому в период адаптации с детьми необходимо проведе...

Использование сенсорно-дидактиеской юбки для организации игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста Мамаева О. В.

Признание ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии не отменяет того факта, что на каждом возрастном этапе воспитание должно учитывать достигнутый уровень развития ...

Использование ресурса музыкально - игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ.

Этот материал будет полезен для воспитателей,  музыкальных руководителей ДОУ, чтобы  создать  условия для диалогического общения, атмосферы доверительност и доброжелательности в п...

Консультация для педагогов«Использование сенсорно-дидактической юбки для организации игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28958704","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left;"}}]]Признание ведущей роли воспитания и обучения в психическом разв...