Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации детей раннего возраста.
статья

Гансицкая Ирина Сергеевна

С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. У всех детей адаптационный период протекает по-разному. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Создание эмоционально-комфортных условий в группе, это залог благополучной адаптации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_izo_i_adaptatsiya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад  "Малышок"

(структурное подразделение «Светлячок»)

Статья на тему:

Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации детей раннего возраста.

Воспитатель: Гансицкая Ирина Сергеевна

Березово 2019

          В настоящее время одним из важнейших условий формирования нового человека является эстетическое воспитание, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждения у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умение и навыков в творческой деятельности.

        С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. У всех детей адаптационный период протекает по-разному. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Создание эмоционально-комфортных условий в группе, это залог благополучной адаптации.

       В этот сложный период у ребенка возникает переделка ранее сформированных стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, агрессии, ухода в себя, плача, болезни. Поэтому в период адаптации с детьми необходимо проведение особой работы, чтобы облегчить этот процесс.

      Поскольку ребенок младшего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может прийти игра и изобразительная деятельность, которая является одним из любимейших занятий детей.

      Педагог - новый взрослый, который из «чужого» постепенно становится «близким». В первые недели адаптации педагог организует деятельность с детьми по преимуществу в форме доверительного общения, сотрудничества, сотворчества. Он вызывает интерес к себе как к носителю новой для детей информации, увлекательного содержания, позитивного стиля общения. Педагог выполняет чрезвычайно важную миссию: он становится «проводником» детей в мир природы, человеческой культуры и искусства.

Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. В ней ребенок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в основание художественного творчества.

Изобразительная деятельность крайне важна для овладения умением рисовать. Дети в процессе изобразительной деятельности приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У детей развивается внимание, усидчивость, тренируется рука и глаз.

        Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку овладеть элементарными приемами рисования, но и благотворно влияют на общее развитие детей: побуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, память, воображение.

      Психологи советуют взрослым научиться делать что-либо не за ребенка, а вместе с ним, и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам. Ведь, создавая образы, пусть в виде каракуль, головоногов и т. п., ребенок бессознательно передает свои чувства. Конечно, дети раннего возраста еще не способны четко выразить в рисунках свои страхи, но, тем не менее, занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы.

      Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка младшего дошкольного возраста, так как большинство родителей не любят, когда ребенок пачкается сам, и пачкает все вокруг, поскольку рисование довольно грязное занятие, таким образом, придя в детский сад, ребенок открывает для себя новые горизонты.

      В период адаптации наша работа с детьми должна основываться  на следующих принципах:

1.Не ограничивать ребенка и не навязывать своего мнения.

2. Педагог является лишь направляющим.

3. Проявлять внимательное и терпеливое отношение к детям, которое проявляется в том, что ребенок чувствует к себе любовь и принятие таким, какой он есть.

      Примеры активных игр по художественному творчеству:

рисование пальчиками, разноцветные кирпичики, цветные брызги, пластилинография,

кляксография и другие виды нетрадиционного рисования.

      О некоторых техниках по - подробнее.

Техника «Ладошки».

Снова осень. В группу приходят новые малыши. Хочется, чтобы было меньше слез, чтобы малышам с нами всегда было весело и интересно.

Наблюдая, как таким малышам интересно оставлять на листе бумаги следы карандашом, можно предложить им рисовать ладошками. Да это просто восторг для них.

Мы дарим радость детям, а они нам отвечают взамен благодарностью.

Ладошкой можно мазатьрисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом.

Показываем ребенку, как обмакивать ладонь в краску, а затем прикладывать её к бумаге и радуемся вслух: “Краска красивая желтая, теплая! Что же получится, если прижать ладошку к бумаге? Листик! Красота какая!”

 Дети заражаются эмоциями и тоже удивляются, радуются.

На этапе адаптации  цель таких занятий - способствовать созданию эмоционального положительного климата в группе. Часто этот вид деятельности несёт в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает ребёнка.

Техника «Пластилинография».

      Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.

Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

- развитие мелкой моторики;

- ознакомление с окружающим миром;

- развитие эмоций и фантазии

- развитие пространственного мышления и творческих способностей;

- воспитание у детей художественного вкуса;

- развитие моторики пальцев рук детей.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.

Техника «Рисование штампами».

Техника рисования штампами, нравится всем без исключения детям и даже взрослым.

         Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.

Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством.

Техника «Песочная терапия».

Снимает эмоциональное напряжение, помогает восстановить душевную гармонию. Параллельно развивается образное мышление, воображение, память, мелкая моторика. Для детей дошкольного возраста эти занятия позволяют без перенапряжения выразить страхи и опасения. Малыши словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения. Программа занятий направлена на преодоление проблем в общении, на формирование ответственности за принятое решение и его последствия. «Песочная терапия» дает возможность для детей дошкольного возраста избавляться от последствий стрессов и психологических травм, повышает самооценку.

       На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что художественная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это необходимое условие полноценного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации детей раннего возраста

Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации детей раннего возраста...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ из опыта работы педагогов 1 младшей группы: «Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации детей раннего возраста к ДОУ».

Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.Поэтому в период адаптации с детьми необходимо проведе...

Буклет "Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации детей раннего возраста".

С приходом в детский сад - ребёнка начинается новый этап в его жизни. У всех детей адаптационный период протекает по- разному. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными р...

Презентация Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации детей раннего возраста

Уважаемые родители.Предлагаем вам ознакомиться с презинтацией, выбрать самые интересные моменты, виды изобразительной деятельности, которые нравятся малышам и вместе с ними в свободное время заняться ...

Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации детей к ДОУ

Влияние изобразительной деятельностина успешность адаптации детей к ДОУ...