Инновационные методы работы по развитию речи дошкольников.
методическая разработка (старшая группа)
Инновационные методы работы по развитию речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_metody.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные методы работы по развитию речи дошкольников.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:
-владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-формирование звуковой аналитико -синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных инновационные технологии рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются развития речи у дошкольников.
При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
- технология должна носить здоровье сберегающий характер;
- основу технологии составляет личностно -ориентированное взаимодействие с ребенком;
- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные технологии:
1.Технология наглядного моделирования - при рассказывании
2.ИКТ-технологии;
3.Синквейны;
4.Мнемотехника (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы)
5.Кинизиология;
6.Биоэнергопластика;
7.Технология ТРИЗ;
8.LEGO-технология.
9.Сказкотерапия
10.Пальчиковые игры в воде, пескотерапия, логоритмика.
Остановимся на некоторых.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
1.При встрече здороваться:
Доброе утро! Разводят руки в стороны с мягким поклоном.
Доброе утро, - нам шепчут цветки, Соединить ладошки и пальцы рук – «бутон цветка»
Доброе утро, - журчат ручейки, Быстро перебирать пальцами, покачивая кистями рук вправо-влево
Доброе утро, - нам птица поёт, Соединить руки крест-накрест, делая взмахи – «птица летит»
Доброе утро, – скажет нам кот
2. Утренняя гимнастика с речевыми и двигательными подражаниями. «Котята», «Медвежата», «Хомка-хомка,хомячок».
3. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
«Умывалочка»
Знаем, знаем да, да, да
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Моем руки дружно,
4. С помощью чистоговорок автоматизируются звуки,отрабатывается чёткое ритмичное произношение фонем и слогов.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Со-со-со - у Сони колесо.
Су-су-су - ягоды в лесу смывайся! Грязь, смывайся!
5 Динамические паузы между НОД.
6. Логоритмические физкультминутки во время проведения образовательного процесса.
Пример: ФЭМП
Раз - поднялся, потянулся,
Два - согнулся, разогнулся,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать
Шесть - на стульчик сесть опять,
(дети выполняют соответствующие движения).
7. Гимнастика после сна со звукоподражанием.
“Котята просыпаются”, «Покажите мне ребята, как в лесу живут зверята».
8. Подвижные игры с речитативом и движениями. «Эй ребята не зевайте»,» «Медведь и пчёлы», «Кот и мыши», «У Маланьи, у старушки».
У Маланьи, у старушки - показываем движениями завязывание платка
Жили в маленькой избушке - руками показываем крышу
Семь сыновей - показываем семь пальцев
Все без бровей - закрываем руками брови
с такими ушами - показываем уши как у слона, описывая круг в воздухе
с такими носами - приставляем к носу кулачки
с такими усами - рисуем в воздухе длинные усы
С такой головой - сцепляем руки над головой
С такой бородой - рисуем в воздухе бороду от подбородка до пола
Ничего не ели - жест отрицания
Целый день сидели - руки складываем как ученики за партой
На Маланью глядели - складываем бинокль
Делали вот так - разводим руки
Использование данного методапредполагает следующие результаты:
• Дети более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.
• Проявляют творческую активность, самостоятельность.
• Обследуют предметы, выделяя их основные признаки.
• Учатся составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
• У детей улучшается память, внимание становится более устойчивым.
Логопедическая ритмика включает в себя:
• ходьбу в разных направлениях;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
• ритмические упражнения;
• пение;
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.
Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ. Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк»
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем,что прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
-используется для закрепления изученной темы;
является игровым приемом;
«Стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.
Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии
оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.
Применение инновационных методов и приёмов помогает детям дошкольного возраста развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и сокращает время обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....
Консультация для педагогов «Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...
Презентация "Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников"
Презентация предназначена для воспитателей детских садов....
Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....
Инновационные методы работы по развитию речи дошкольников.
Инновационные методы работы по развитию речи дошкольников....
Консультация для педагогов на тему: «Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников».
Консультация для педагогов на тему:«Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников»....
Опыт работы по использованию современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;Развивать у детей психические процессы: мышление, ...