Подвижные игры, развивающие творческую активность детей
статья

Статья о значении правильно организованной подвижной игры в формировании личности ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей  в игре, мы воспитываем социально активного, умного, разностороннего человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_razvivayushchie_tvorcheskuyu_aktivnost_1.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         

                     Подвижные игры, развивающие творческую активность детей.   

         В детстве ребенку свойственно неутомимое желание играть. Подвижная игра составляет обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребенка.

        Подвижные игры всегда являлись творческой деятельностью. В них не только развиваются физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения в коллективе, усваиваются этические ценности общества. Наряду с развитием движений подвижная игра развивает интеллект, будит фантазию, воображение, формирует социальную направленность с одной стороны и развивает способности ребенка и творческую деятельность с другой стороны.

        Для подвижных игр характерен большой эмоциональный подъем, наличие правил, которые серьезны и обязательны для всех играющих. Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом.

       Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует творческую деятельность. Продуманная подготовка воспитателя к игре, комплексный межпредметный подход к формированию двигательного и социального опыта подводят ребенка к более осмысленному восприятию игровой ситуации, обеспечивают вхождение его в роль.

        Важная роль в подготовке и проведении игры принадлежит художественному слову. Оно действует на детей не только смысловым содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью, что значительно увеличивает силу воздействия на фантазию и воображение, будит мысль и чувства.

      Большинство подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим упражнениям направлять творческую деятельность детей. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества, при составлении комбинаций физических упражнений.

       Использование разнообразных комбинаций движений в подвижных играх не только активизирует творческую деятельность детей, но и способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач и как основной фактор их выразительности. Важно, чтобы дети в игре стремились к наслаждению физическими упражнениями, которые способны дать интенсивные мышечные усилия. Оригинальные комбинации движений дети придумывают в ряде подвижных игр, таких, как «Затейники», «Сделай фигуру», «Цветные домики», «День и ночь» и во многих других. Чем больше внимания педагог уделяет развитию творческой деятельности детей при обучении физическим упражнениям, тем необычнее, интереснее придумывают дети упражнения, движения в таких играх.

        При ведущей роли воспитателя дети привлекаются к составлению вариантов игр. Многочисленные и довольно интересные варианты составляют дети в таких играх, как «Ловишки», «Перебежки», «Пожарные на учении» и других.

          Следующим чрезвычайно важным этапом развития детского творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, знакомые ребенку. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по материалам знакомых художественных произведений, эпизодам из жизни. При систематическом, целенаправленном руководстве воспитатель, вооруженный соответствующей методикой, может добиться значительных результатов в комбинировании движений, варьировании игр, проведении знакомых игр со всей группой и небольшими группами детей.

        Придумывание новых игр дается не всем детям. Причинами этого, по нашему мнению,  являются индивидуальные особенности. Уровень двигательного и социального опыта и заорганизованность педагогического процесса, не всегда достаточно побуждающего ребенка к творчеству.

      Чрезвычайно важна атмосфера добра, радости, веселья в игре. Это не означает, что в проведении игры не должно быть строгости и требовательности, но воспитатель должен помочь ребенку раскрыть его лучшие интеллектуальные и физические способности.

      По своей природе каждая подвижная игра является носителем творческой деятельности. При умелом руководстве игровой деятельностью можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.

      Удовлетворяя потребность в движении, развивая творчество в процессе двигательной деятельности, мы формируем физическую культуру. А.С. Макаренко писал, что культурное воспитание ребенка начинается очень рано, когда ему еще далеко до грамотности, когда он только научается хорошо видеть, слышать и кое-что говорить. Развивая гармонию движений, было бы неправильно сводить роль подвижной игры только к физическому развитию.

       Плавность, изящество движений, приобретенные при обучении физическим упражнениям, играют важную роль в творческом проявлении ребенка в подвижной игре. Наслаждение в подвижной игре достигается за счет полного раскрытия личности ребенка. Все органы тела могут быть упруги, развиты и тренированы. Чувства обострены для впечатлений, мощь и выносливость мускулов может быть увеличена. Чувственная восприимчивость может быть развита для более полного ощущения тела и происходящего в нем преобразования. Моторный контроль может быть усовершенствован до такой степени, что результатом будет достижение пластичности, красоты, грациозности движений, улучшения координации и сноровки физического совершенства.

       Подвижная игра формирует духовное богатство личности, культуру чувств, широту интересов. Ребенок не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастает менее социально активным, заорганизованным.

       Педагогически правильно организованная игра дарит ребенку радость, функциональное удовольствие от движения, чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи и взаимопонимания, успеха в достижении общих игровых целей. Радость творчества дает неповторимое ощущение раскованности и свободы, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, столь необходимого в будущей жизни.

      Развитие творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.

      При проведении подвижных игр создаются широкие возможности для формирования у детей творчества, потому что игры никогда не состоят только из автоматизированных действий. Творческая инициатива проявляется у детей уже в младшем дошкольном возрасте: в начальной форме у двухлетних и в более развитой у детей трех лет.

      В репертуаре подвижных игр для маленьких детей преобладают сюжетные игры: они уточняют представления детей об окружающем мире, содействуют активности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воздействуют на возникновение и развитие воображения.

      Реально-условная ситуация сюжетных игр помогает ребенку своеобразно воспроизвести знакомый ему жизненный образ. Малыш испытывает радость от самих движений, подражания птицам и животным: летает, как птичка, прыгает, как зайчик, бегает, как лошадка. Поэтому во время игры слышится смех, веселые восклицания, и в основе игрового процесса заключается уже простейшая исполнительская активность ребенка, начальная попытка воплощения в игровой образ.

       Творческая направленность игровой деятельности детей во всех возрастных группах, особенно в младших, определяется продуманной эмоционально-образной методикой руководства воспитателя. Задача его состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей положительно-эмоциональное отношение к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и действенного творческого соучастия в данной игровой ситуации. Для успешного проведения подвижной игры большое значение имеет ознакомление детей с ее содержанием, игровыми действиями персонажей и правилами.

       Учитывая особенности детей младшего возраста, педагог продумывает приемы общения с воспитанниками, наиболее содействующие возникновению у них эмоциональной заинтересованности при восприятии содержания, нетерпеливого желания действовать. Он намечает игровые приемы, включающие некоторую сюрпризность, неожиданность, уместные для начала и в процессе всей игровой деятельности; краткий эмоционально-образный рассказ сюжета игры, уточняющий наглядно-образно ее ситуацию, характеристику и действия игровых персонажей, создает варианты игры для использования при повторении.  В них, сохраняя основу сюжета игры, педагог вводит новые персонажи, действия, изменяет ситуацию (например, игра «Воробушки и кошка» и ее варианты: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и лошадка» и т. п.). Указанные приемы содействуют возникновению и сохранению интереса детей к игре благодаря некоторой новизне восприятия, вызывающей работу творческого воображения, ориентировку в различной игровой ситуации, освоение несколько усложненных двигательных действий.

      Так, в игре «Мыши в кладовой» из-за двери раздается мяуканье (это помогает няня) и воспитатель вносит игрушку-кошку, сопровождая свои действия комментариями, здоровается с детьми и предлагает погладить и рассмотреть кошечку, сажая к себе на колени. Обращаясь к детям, рассказывает, как мы будем играть. Игра начинается. Воспитатель ведет игру, поясняя происходящее, изменяя интонацию в соответствии с сюжетом, направляя деятельность детей. Бывает, что первоначально педагог выполняет ведущую роль и в то же время играет вместе с детьми. Он и кошка, и мышка, и воробушек, и автомобиль и т. д. Практика показала, что дети не замечают такого перевоплощения воспитателя и действуют с увлечением.

      В процессе игры важно бережно сохранять игровую ситуацию и роли, взятые на себя детьми, время от времени поощрять детей: «Хорошо клюет зернышки воробушек Ира». В ходе игры педагог не делает замечаний. Если необходимо направить действия детей, то он старается так их подать, чтобы не нарушался игровой сюжет, образ.

      Руководя игровой деятельностью ребенка, педагог поощряет малейшее проявление самостоятельности, следит за образным выполнением движений, за тем, чтобы дети по возможности двигались выразительно, действовали в соответствии с сигналом. Заканчивая игру, воспитатель, естественно, выводит детей из игровой ситуации, не забывая о внесенном в игру персонаже. Такая законченность игровой деятельности очень важна для полного ее завершения и вместе с тем для создания у детей уверенности в возможностях последующих игровых действий с игрушкой.

      При повторении игры «Мыши в кладовой» воспитатель использует разные варианты: мышки возвращаются только в свои норки, пролезают в щели, расположенные в разных участках игровой площадки, подлезают под натянутый шнур.

       Необходимо приучать ребенка подчиняться правилам игры уже в младшей группе. Наиболее целесообразно это делать так, чтобы правило опиралось на роль и игровую ситуацию. Для этого в подвижную игру вносят различные атрибуты, с их помощью ребенок входит в роль, а в роли он, естественно подчиняется правилам.

      Итак, в развитии творческой активности детей в подвижной игре важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение воспитатель стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую деятельность каждого ребенка.

 

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры, развивающие творческую активность детей.

Развивающая работа в ДОО позволяет повысить интерес детей к спорту и физкультуре, помочь им проявить самостоятельность в организации занятий и игр, а значит – проявить творческие качества. И поэтому, ...

Подвижные игры, развивающие творческую активность детей

Подвижные игры, развивающие творческую активность детей...

Статья "Подвижные игры, развивающие творческую активность"

Статья "Подвижные игры, развивающие творческую активность" + картотека подвижных игр...

Подвижные игры, развивающие творческую активность

Главинская Е.А., воспитательГБДОУ детский сад №34 Приморского районаСанкт-Петербурга «Подвижные игры, развивающие творческую активность» Развивающая работа в ДОО позволяет повыси...

Подвижные игры, развивающие творческую активность детей.

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В игре ребенок на...

Подвижные игры, развивающие творческую активность детей. Проектная деятельность как средство индивидуализации дошкольного образования.

Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, Т.И. ...

Подвижные игры, развивающие творческую активность детей: методика проведения и организации (из опыта работы воспитателя).

Подвижные игры, развивающие творческую активность детей: методика проведения и организации (из опыта работы воспитателя)....