Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Хушмухаметова Айгуль Афзаловна

Пояснительная записка

Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цвет восприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.

В методической разработке представлены игры и упражнения на развитие тактильного восприятия, которые помогут укрепить руки малышей, развивать дифференцированные движения пальцев рук.

Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М. А. Васильевой. Разработана с учётом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в разработку включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.

Цель:

-обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности;

-развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом;

-формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);

-развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

-приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_sensorike_shabanova_a.a.docx296 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад МАДОУ «Малыш», детский сад «Теремок»

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

                                                                                                                         воспитатель: Шабанова А.А.

Пояснительная записка

Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.

В методической разработке представлены игры и упражнения на развитие тактильного восприятия, которые помогут укрепить руки малышей, развивать дифференцированные движения пальцев рук.

Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М. А. Васильевой. Разработана с учётом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в разработку включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.

Цель:

-обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности;

-развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом;

-формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);

-развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

-приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.

Условия реализации: детские дошкольные учреждения.

Применение:  дидактические игры, рассматривание, дидактические пособия. Практический – показ способов и действий с предметами, эксперимент.

Способы взаимодействия: дети, воспитатели, родители.

Краткая характеристика содержания: методическая разработка направлена на то, чтобы научить детей точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.

Результативность использования данной методической разработки.

Принцип построения методической разработки:

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей будет успешным, если:

-будет подобран комплекс дидактических игр;

-созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталона

Ожидаемый результа-дети различают и называют основные цвета;

-различают и называют геометрические фигуры и тела ( круг, квадрат, треугольник);

-используют сенсорные эталоны (лимон жёлтый как солнышко, огурец зелёный как травка);

-начинают на ощупь различать качество предметов и их называть;

-умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Цели и задачи:

Цель: Формировать сенсорную культуру ребенка в период раннего детства. Развивать и совершенствовать сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с основными цветами.- формировать умение выделять цвет и группировать предметы по цвету;- закреплять названия цветов в активной речи детей.

Развивающие:

- развивать цветовое восприятие детей;- развивать у детей зрительную память;- развивать у детей ориентировочные навыки на цвет.

Воспитательные:

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на цвет;- воспитывать интерес детей к познанию цвета в окружающей действительности;- воспитывать у детей желание выполнять игровые действия на закрепление цвета

Актуальность:

Специфика сенсорного развития и освоения содержания программы у детей младшего дошкольного возраста происходит в соответствии

С возрастными и психологическими особенностями. На каждом возрастном этапе формируется определённое звено сенсорной культуры. Знания возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста помогут более полно реализовать данную методическую разработку.

Дети второго – четвёртого года жизни ещё не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают активно накапливаться сенсорные представления о предметах окружающего мира, в том числе начинает формироваться цветовосприятие.

Учитывая то, что у детей младшего дошкольного возраста такие психические процессы как внимание, память, непроизвольны, мышление является наглядно-действенным, воображение только начинает развиваться, поведение и действия ситуативны, но ярко выражено стремление к деятельности, воспитателю необходимо выстраивать образовательный процесс по реализации задач данной методической разработки через игру и продуктивные виды деятельности. Задача взрослого – и организовать игры-занятия с предметами, где ребёнок действует сначала по показу действия, и только потом по словесному указанию. Так, например, при выполнении игровых заданий с пирамидкой, мозаикой (выкладывание разноцветных дорожек) и т. д., у ребёнка в процессе деятельности возникнет интерес, и он через игровое действие закрепит цвет. Также через игру дети начнут обобщать и выделять цвет, как внешнее свойство предмета, которое можно только увидеть и закреплять слова, обозначающие цвет, в речи. Например: яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный. Малыши начинают проводить сравнение: снег белый как молоко, земля чёрная, как ночь и т. д.

Таким образом, ознакомление младших дошкольников с цветом должно осуществляться в разных видах деятельности через действия с предметами: игру, рисование, лепку, конструирование, наблюдение. Ознакомление с цветом помогает ребёнку перейти от внешних действий, когда он зрительно определяет цвет, к внутреннему плану действий, т. е., когда усиливается роль слова при ознакомлении со свойствами предметов. Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста является базовой основой для дальнейшего устойчивого усвоения эталонов цвета, для изучения разнообразного мира красок.

Формы и методы работы:

- наглядные (наблюдение, рассматривание, демонстрация образцов);

- словесные (беседа, объяснение, указание, напоминание, художественное слово);

- репродуктивные методы, суть которых заключается в практической деятельности, направленной на обследование предмета;

-исследовательские методы (как элементы технологии проблемного обучения), суть которых заключается в экспериментальной и проблемно-поисковой деятельности, в результате которой воспитанники обследуют предметы и замечают, что они разного цвета, также могут по аналогии искать предметы определённого цвета и т. д.

Работа с родителями:

Главным условием успешного сенсорного развития ребёнка – это психофизиологическое благополучие малыша, которое зависит от грамотности педагога и родителей. Обязанность воспитателя подсказать родственникам, что нужно сделать дома, чтобы ребёнок рос и развивался правильно.

Беседа – метод получения информации на основе общения. Успех беседы зависит от правильного установления контакта, степени подготовленности беседы воспитателем, умение вести беседу.

Консультации – плановые и внеплановые – одна из форм индивидуальной работы с семьёй, по своему характеру они близки к беседам.

Родительское собрание – форма работы с коллективом родителей. Темы собраний могут быть разнообразными.

Анкетирование – метод сбора информации путём письменных ответов на поставленные вопросы.

Уголок родителей (стенды) – наглядная форма предъявления информации.

Памятки – хорошо структурированный короткий текст, призывающий родителей к осознанному воспитанию детей.

Заключение

Итак, развитие сенсорных способностей активно происходит в младшем дошкольном возрасте, так как, многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее эфективен для развития восприятия.

Анализ проведённой работы показал, что в результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:

дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;

соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.);

активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.);

отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-кирпичики или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);

малыши с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

Представленная система работы направлена не только на сенсорное развитие ребёнка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребёнка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

  Сенсорная дидактическая игра"Подбери зайчику хвостик"Сенсорная дидактическая игра «Подбери зайчику хвостик». Воспитателям  детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Во время игры формируется внимание, воображение, память, мышление, развиваются         такие качества, как самостоятельность , активность ребенка в решении игровых задач.

 Цель: Развитие познавательного интереса.

Задачи: - формировать умение различать и правильно называть четыре основных цвета;

      - умение детей   подбирать по цвету

    - воспитывать внимание и  усидчивость.

   - активизировать словарь детей словами : зайчик, хвостик, синий , зеленый, желтый и красный.

     Игровой материал: Изображение зайчиков из фетр разных цветов, помпоны хвостики на липучках.  Предложить детям рассмотреть  зайчиков и хвостики, ребен       Дидактическая игры из фетра «Цветик-семицветик».F:\Новая папка\42WIP-Zr-oo.jpg

Цель игры: научить ребенка узнавать и запоминать цвета, а также развивать логику и мышление.

Задачи:

- развивать цветоразличение, умение группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их цвет;

- обогащать активный и пассивный словарь детей:учить понимать и использовать в речи слова«цвет»«такой же»«разный»;

- развивать умение обозначать словами положение предметов относительно себя и друг друга (слева, справа, наверху, внизу);

- развивать познавательные процессы;- развивать мелкую моторику.

Дидактическая задача: закреплять умение детей подбирать нужный цвет путём наложения, активизировать речь детей;

    Ход игры: Даем ребенку цветик-семицветик и бабочек, просим рассадить бабочек на лепестки по цвету и назвать цвета. ... Играть можно с ребенком как в индивидуальном порядке, так и с группой детей.C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20221005_102830.jpg

Дидактическая игра из фетра «Дерево. Времена года»   Цели и задачи:

1. Формировать представление детей о чередовании времен года, их характерных особенностей;

2. Учить наблюдать за сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе;

3. Расширять и обогащать словарь детей по теме «Времена года»;

4. Развивать кругозор, внимание и память; 5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

6. Развивать мелкую моторику руки.

           Дидактическая игра, основанная на использовании данного дерева, может включать в себя: - ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе; - расширение и обогащение словаря детей: названия, цветов, бабочек и т. д. - ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева; - ознакомление детей с цветом, формой, величиной; - формирование элементарных математических представлений - различение понятий много, один, по одному, ни одного; сравнение равных и неравных групп предметов и т. д.Дидактическая игра из фетра на липучках Геометрические фигуры     «ЗАЛАТАЙ КОВРИК».https://sun9-6.userapi.com/impg/3mB4fQzqHWIV-Sk7iwWdExVyStKcTruEh1n6_w/yPrhEORQa2I.jpg?size=1080x776&quality=96&sign=985881f9659acdf472b45cd62c111b5d&type=album

 Цель: Обучение детей верно определять цвета и подбирать их к нужным предметам,    развивать моторику пальцев рук.

Задачи:-Изучать цвета;-Закреплять уже имеющиеся знания о цвете;-Закреплять знания о формах: круг, квадрат, треугольник, звезда;-Верно подбирать цвета при выполнении поставленной задачи.https://sun9-78.userapi.com/impg/1I_3hEawpoBwOHbtLKWM5oHHKTnZE4Vb-4h4bQ/Nh8JAhGjyC4.jpg?size=2560x1920&quality=96&sign=92137b014ed6612f1f164473c199723f&type=album

Ход игры: вложить  в коврики «заплатки» нужного формы и цвета.

Дидактическая игра «Большой — маленький морковки »

Цель: закрепить знания детей о диких животных, зайцах и белках, ФЭМП.

Задачи :данной дидактической  игры формируют устойчивые представления о количестве (один-много), величине (большой - маленький); позволяют упражнять в зрительном  определении силуэтов и находить заданные силуэты методом наложения. Способствуют развитию памяти зрительного внимания и логического мышления; развитию общей, мелкой моторики, координации движений; развитию  речи, обогащению словарного запаса; воспитанию бережного отношения и любви к животным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (из опыта работы)

Описание: данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования. В данной статье я попыталась научно обосновать тему сенсорного развития детей раннего возраста, как залога успешног...

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....

Методическая разработка "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Методическая разработка "Сенсорное развитие детей раннего возраста"...

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также ...

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.Ведущим видом деяте...

Методическая разработка " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Данная методическая разработка поможет начинающим педогогам  и родителям успешно развивать сенсорные способности детей...