Семинар-практикум на тему «Раскрытие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки»
методическая разработка

Цель: узнать, изучить, повторить - какие методы и приемы можно использовать в педагогической деятельности для развития творческой активности дошкольников в процессе музыкального восприятия 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей на тему

«Раскрытие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки»

                                                                                              «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся.                            Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам

 целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас

духовно богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках»

Д.Д.Шостакович

Время и место проведения: 1 апреля 2021г., музыкальный зал

Музыкальный руководитель: Чайникова Лариса Михайловна

Цель: Раскрыть понятие, что является музыкальным творчеством детей, в каких видах музыкальной деятельности дошкольников его можно развивать, какие методы и приемы развития творческой активности в процессе музыкального восприятия можно использовать в педагогической деятельности в соответствии с общеразвивающей программой детского сада.

Оборудование: Музыкальный центр, учебное аудиопособие на дисках «Ладушки», дидактические игры и пособия, детские музыкальные инструменты, карточки с графическим изображением «Музыкальных узоров», листы А4, маркеры, кисти, краски, карандаши, альбом для рисования, костюм Пуделя и Птички, метелка Бабы-яги; цветные платочки на танец, «Волшебный платок», доска маркерная.

Слайд1

Уважаемые педагоги, начинаем наш семинар-практикум на тему «Раскрытие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки». Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Об этом говорят многие педагоги, музыковеды, психологи. Я предлагаю вам разделиться по два человека, выбрать высказывание и доказать, что это высказывание значимо и важно по нашей теме семинара.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1) Василий Александрович Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» отмечает: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».

2) Василий Александрович Сухомлинский: «Умение слушать и воспринимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»

3) Василий Александрович Сухомлинский: «Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей…»

4) Василий Александрович Сухомлинский: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута ни какими другими средствами».

 5) Дмитрий Дмитриевич Шостакович: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках»

6) Павел Петрович Блонский: «Каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе эстетических, ценностей: строя домик, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец»

7) Наталья Алексеевна Ветлугина: «Музыка вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или легкую печаль. Музыкальное искусство, отражая жизнь во всем ее многообразии, расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир.»

8) Наталья Алексеевна Ветлугина: «Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма.»

9) Дмитрий Борисович Кабалевский: «Не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем, в данном случае – не только слушать и слышать (!) музыку, но и размышлять о ней».

10) Исследуя музыкальное творчество, Борис Владимирович Асафьев писал: «Воспитывать музыкально-творческие способности следует... потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает. Музыкальное творчество не проявляется только в сочинении "сложных музык", оно гораздо многообразнее и разветвлённее, чем кажется. Вызвать его — это значит, прежде всего, обратить у детей внимание на то, что они поют и играют, т.е. на музыкальный материал».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Благодарим всех за активную работу в начале нашего семинара. Вашему вниманию еще одно высказывание музыковеда, композитора, музыкального деятеля Михаила Семеновича Казиника.

Слайд-видео 2 Михаил Семенович Казиник

Цель нашего семинара – изучить новые приемы раскрытия творческих способностей детей через восприятие, которые мы можем использовать в нашей педагогической деятельности.

Слайд 3

Музыкальное восприятие (восприятие музыки) - это процесс целостного, эмоционального, осознанного, образного познания музыкального произведения.

Слайд 4

Слушание музыки - один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности.

Мы уже знакомы с понятиями - музыкальное восприятие и слушание музыки, которые играют важную роль в развитии музыкальных способностей, а сегодня поговорим о детском творчестве.

Вопрос 1. Как вы думаете, что такое детское творчество? (Выслушиваются варианты ответов, которые записываются на доске)

Слайд 5

Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. Детское творчество предполагает создание ребёнком субъективно нового продукта в результате детской деятельности, являющегося значимым, прежде всего, для ребёнка. Развитие творческих способностей ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. 

Слайд 6

Развитие творческих способностей проходит определённые этапы:

  1. Накопление музыкальных впечатлений.
  2. Проявление творчества в двигательных, речевых, вокальных импровизациях, отражение в рисовании.
  3. Создание собственных музыкально-хореографических композиций (импровизаций), являющихся воплощением какого-либо художественного впечатления (литературного, музыкального, пластического, изобразительного).
  4. Собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).

В своей педагогической деятельности для поэтапного развития творческих способностей я успешно использую методы и приемы, разработанные авторами программы «Ладушки» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой.

Таким образом, наша совместная цель с педагогами заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника через музыкальное восприятие.

Переходим к практической части нашего семинара. Мы будем выполнять практические задания в процессе прослушивания музыкальных произведений известных композиторов, связанных одной тематикой - природа. В работе с детьми мы прослушиваем эти произведения несколько раз. У нас с вами время ограничено – поэтому все задания выполняются с первого прослушивания. Делимся на двегруппы.

Сейчас мы с вами попробуем передать характер музыки с помощью кистей рук. Этот прием называется пластическое дирижирование. Его можно использовать в психологических тренингах, как пальчиковую гимнастику, для развития чувства ритма. С участниками первой группы мы дирижируем, а со второй группой выкладываем схему строения произведения, т.е. графическое изображение музыки, можно нарисовать свою схему на листке А4. Игра называется «Музыкальные узоры». Её можно использовать как настольную игру, отлично развивает воображение и мышление.

Слайд 7

1 Задание: Передать характер музыки с помощью кистей рук и выложить схему- графическое изображение (линии, волны, штрихи, стрелочки, зигзаги, точки, восклицательный знак, галочки… - музыкальный узор) музыкального произведения Эдварда Грига «Утро»

В ходе работы над восприятием музыки, мы учим детей высказываться о характере музыки, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения. Так, например, приём пластического перевоплощения -перевоплощаясь в осенние листья, снежинки, цветы, ветер и т.д. индивидуальными ритмическими движениями можно показать (каждый по-своему), о чем рассказывает музыка. Этот прием можно использовать в различных играх, психологических тренингах, при чтении художественной литературы, при выполнении физических упражнений.

Сейчас мы с вами попробуем на практике, как можно с помощью музыкально-ритмических движений передать образы природы. Задача в этом приеме – передать характер музыки в пластике.

Слайд 8

2 Задание: Передать с помощью музыкально-ритмических движений характер музыкального произведения: Эдвард Григ «Ручеек», Камиль Сен-Санс «Аквариум».

Интеграция различных видов музыкальной деятельности дает возможность ярче проявить себя в творчестве, помогает ощутить свои возможности и укрепляет веру в успех. Слушая музыку на занятиях и развивая в ребенке музыкальность, педагог предоставляет ему свободу выражения, интеллектуальную и эмоциональную раскованность. Самое главное для педагога - это результат его работы. Как приятно видеть, когда, слушая музыкальное произведение, дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах.

Сейчас мы с вами попробуем оркестровать произведение Георгия Свиридова «Тройка». Первая группа выбирает музыкальные инструменты на карточках, вторая группа выбирает музыкальные инструменты, которые лежат на столике.

3 Задание: Оркестровать с помощью музыкальных инструментов музыкальное произведение Георгия Свиридова «Тройка» (Антонио Вивальди «Времена года «Зима», Роберт Шуман «Дед Мороз).

Слайд –видео 9 «Тройка» Г. Свиридов

Лучше понять и почувствовать музыку помогают занятия в игровой форме. После прослушивания классической музыки, осознанного ее восприятия и анализа произведения детям даётся возможность передать свои впечатления от увиденного и услышанного в исполнительской и творческой деятельности: пении, рисовании, моделировании, музыкально-ритмических движениях. Послушаем прекрасную музыку Петра Ильича Чайковского «Подснежник» и попробуем передать её образ на бумаге. Здесь мы используем прием интеграции различных видов искусств - синтез музыки, изобразительного искусства и поэзии. Его можно применить на занятии по изобразительной деятельности, при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, при изготовлении детьми подарков мамам и папам.

4 Задание: Нарисовать прослушанный образ произведения Петра Ильича Чайковского «Подснежник» с помощью красок, карандашей, пастели.

Слайд- видео 10 «Подснежник», муз. П. И. Чайковского

Нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, пытлив, открыт для внешних впечатлений и воздействий; почти все его интересует, привлекает внимание. Этим "рычагом", созданным самой природой, следует постоянно пользоваться в обучении, в раскрытии творческих способностей.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Используем этот прием – перевоплощение в театральный образ - в театральных постановках, при чтении художественной литературы, в сюжетно-ролевых играх. Взрослым также очень полезно перевоплощаться в персонажей и героев для снятия зажимов и комплексов. Так что, приступаем к театральной деятельности.

Слайд 11. 

5 Задание: Под музыку «Пудель и птичка» французского композитора Франсиса Лемарка нужно передать образ птички и собачки. Поможет нам в этом маскировка и костюм. (Петр Ильич Чайковский «Баба-Яга»)

Слайд 12

Импровизация – это особый вид музыкально-художественного творчества, при котором художественный образ создаётся ребёнком спонтанно, непосредственно в процессе звучания музыкального произведения. Предлагаю вам в следующем задании использовать этот вид творчества.

Слайд 13

6 задание: Под русскую народную музыку «На горе-то калина», первая группа пляшет с платочками, придумывая свои движения, вторая группа создает оркестр народных инструментов для данной мелодии и играет на этих инструментах.

Слайд 14

        А сейчас можно немного отдохнуть, мы поиграем в игру на восприятие, которая называется «Волшебный платок». Эту игру я использую для детей младшей и средней группы. Здесь используется прием – перевоплощение в театральный образ. Платок будет чудесным образом закрываться, а потом открываться. Ваша задача – выходить из-под платка в том образе, который вы услышите, и передать в движении характер музыки.

7 задание: Музыкальная игра «Волшебный платок». Передавать в движении образ зайчика, медведя, птички, петуха. Передать в движении характер музыки. Придумать свои плясовые движения.

Уважаемые педагоги, это было последнее практическое задание. Предлагаю вам объединиться по своим возрастным группам.

Вопрос 2: Давайте вместе подумаем, где и в каких режимных моментах мы можем применить и использовать показанные приёмы развития творческой активности детей? Перед вами на листочках все вышеизложенные приемы, каждая пара выбирает один прием. (выслушиваются ответы педагогов)

Вывод: Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность, это процесс довольно длительный и сложный. Творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Наша задача - практиковать в своей педагогической деятельности приёмы развития творческой активности детей, показанные сегодня на семинаре.

Слайд 15

Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть красоту окружающего нас мира.

Всем участникам огромную благодарность!!! В заключение мы послушаем песню «Музыка звучит», в ней выражена тема нашего семинара. Во время звучания песни каждый участник может взять звездочку и подарить её самому творческому педагогу, который по вашему мнению больше проявил инициативы, фантазии, оригинальности, эмоциональности, импровизации сегодня на семинаре.

Слайд 16

Песня «Музыка звучит»

        

Музыкальные произведения:

1. Эдвард Григ «Утро» (П.И.Чайковский «Вальс цветов»)

2. Эдвард Григ «Ручеек», Камиль Сен-Санс «Аквариум»

3. Георгий Свиридов «Тройка» + видео (Антонио Вивальди «Времена года «Зима», Роберт Шуман «Дед Мороз)

4. Петр Ильич Чайковский «Подснежник» + видео (Николай Римский-Корсаков «Океан-море синее»)

5. «Пудель и птичка» Франсис Лемарк (Петр Ильич Чайковский «Баба-Яга»)

6. Русская народная музыка «Ах, ты береза» («На горе-то калина», «Калинка-малинка моя»)

7. Музыкальная игра «Волшебный платок»

Список используемой литературы

Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. Интонация / Б.В. Асафьев. М.;

Л.; 1947 г., с.8;

Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. / Н. А. Ветлугина. М., 1978

г., С. 72-73; .

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.:

Просвещение, 1989 г., 140с.;

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1968, с.99;

Ендовицкая С.В., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Развитие ощущений и восприятий //

Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под

ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1988 г., С.13-17; .

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день: конспекты муз. занятий с аудиоприложением», 2008г.

Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки // Вопросы

музыкознания. Т 3. М., 1990 г., с.354;

Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М., 1997 г., с.138; .

Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Деятельность. Сознание. Личность. М.,

1991 г., с.187; .

Метлов Н.А. Музыка детям / Н.А. Метлов, М., 1985 г., с 112;

Никашина Г.А. Малыш и музыка. Мн. 2004 г., с.23; .

Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия. // Музыкальная психология. М.,

1993 г., с.175-182; . .

Радынова О.П. Слушаем музыку / О.П. Радынова. М., 1990 г., с. 153; .

Ремизовская Е.Р. Солнышко: система, методика, опыт музыкального воспитания

детей раннего и дошкольного возраста. / Е.Р. Ремизовская Мн., 1996 г., с.;

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.

Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей М., 1991г., с.123-124;

Тютюнникова Т. Музыка и движение/ Т. Тютюнникова// Дошкольное воспитание.

1999 г., №4, с. 107-111;

Ходонович С. Музыкальное творчество и игровая деятельность / С. Ходонович //

Пралеска 2000 г., №3, с.15-21;

Холопова В. Музыка как вид искусства. 2000 г., с.319;

Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества /В.Н.

Шацкая М., 1975г., 87с.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...

Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...

статья по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами"

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»В одном мгновении видеть вечность,Огромный мир – в зерне пес...

Экологический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения к миру природы через целевые прогулки».

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения к миру природы через целевые прогулки....

Семинар -практикум для педагогов Тема: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник в художественном творчестве»

Актуальность выбранной темы очевидна: творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Задачи формирования творческой личности приобретают в настоящее время не только теорети...

ПРОЕКТ По теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУБАНСКИМ ТРАДИЦИЯМ, ФОЛЬКЛОРУ, КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕНОСТЯМ».

Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашне...