Статья на тему"Развитие речи. Использование приема моделирования в развитии связной речи».
статья

Гуляева Наталья Игоревна

Метод моделирования способствует эффективному усвоению детьми предлагаемого материала, повышению познавательного интереса ребенка, созданию благоприятного эмоционального фона, активизированию речь, памяти, воображения, логического мышления, творческого начала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_razvitie_rechi.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Развитие речи. Использование приема моделирования в развитии связной речи».

Связная речь является высшей формой речемыслительной деятельности, которая определяет не только уровень речевого развития, но и умственного. Привлекая внимание специалистов различных областей знаний: лингвистов, психологов, психолингвистов и логопедов, связная речь рассматривается как одна из высших психических функций, которая представляет собой основной механизм мышления.

По мнению В.П. Глухова, под связной речью следует понимать совокупность отрезков речи, которые объединены одной темой, находятся в тесной взаимосвязи и представляют собой единое структурное и смысловое целое

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Оно происходит с помощью:

  • опорных схем
  • мнемотаблиц
  • пиктограмм
  • предметных картинок.

Метод моделирования способствует эффективному усвоению детьми предлагаемого материала, повышению познавательного интереса ребенка, созданию благоприятного эмоционального фона, активизированию речь, памяти, воображения, логического мышления, творческого начала.

Использование в работе с дошкольниками приемов наглядного моделирования задействует все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми), совершенствует мышление и речь, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес детей дошкольного возраста к активной речевой деятельности.

В процессе использования метода наглядного моделирования дошкольники знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Затем наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.  Ветлугина Н.А. отмечает, что с помощью схем и моделей дети учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции.

В качестве элементов модели могут выступать символы разнообразного характера:

  •  предметные картинки;
  • силуэтные изображения;
  • геометрические фигуры;
  •  планы и условные обозначения.

В качестве символов - заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

В качестве символов-заместителей при моделировании  рассказов используются:

  • предметные картинки;
  • силуэтные изображения;
  • геометрические фигуры.

Требования к модели: 
1.Чёткость отображения основных свойств и отношений, которые являются объектом познания
2.Простота для восприятия и доступной для создания действий с ней
3.Яркая передача с помощью модели свойства и отношения, которые должны быть освоены
4.Облегчать познание.
Этапы работы с моделью:
1. Использование готового символа или модели.
2. Составление модели педагога совместно с детьми. 
3. Самостоятельное составление моделей.

В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания:  
- пересказ
- составление рассказов по картине

- описательный рассказ

 - творческий рассказ. 

 Закономерности формирования моделирования у дошкольников: 
- Моделирование осуществляется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни. 
- Рекомендуется начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций.
- Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и так далее
- Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения. 
- Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".

В материале описывается как приемы мнемотехники эффективно влияют на развитие связной речи дошкольников....

Консультация для родителей "Использование приема моделирования в развитии связной речи детей 4-5 лет»

"Развитие речи детей 4-5 лет.Использование приема моделирования в развитии связной речи детей"...

Использование приема моделирования в развитии связной речи детей 4-5 лет

Использование приема моделирования в развитии связной речи детей...

Самообразование на тему "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Самообразование: "Использование приемов мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста"...

Статья "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей"

Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения предложенного материала, позволяет превратить обучение в интересную и увлекательную игру....