Выступление на методическом объединении «Использование активных методов обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
статья

Калинина Оксана Игоревна

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Перед педагогами ДОО поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль педагогов, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения и воспитания не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnyk_metody_obucheniya.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская основная общеобразовательная школа» дошкольная группа

Выступление на методическом объединении

 «Использование активных методов обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Воспитптель:Калинина О.И.

д.Черногрязка, 2022

«Использование активных методов обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Перед педагогами ДОО поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль педагогов, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения и воспитания не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности.

Педагог должен понимать, как организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение и воспитание должно быть построено как процесс «открытия» каждым ребёнком конкретного знания. Из пассивного слушателя ребёнок должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.

Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребёнка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Главная задача каждого педагога – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счёт мастерства педагога, а не перегрузки дошкольников. Образование сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное)  общение.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение педагогом готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение дошкольником знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление ребенка к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность – качества, характеризующие интеллектуальные способности ребенка к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.  

Наиболее эффективными активными методами обучения старших дошкольников на занятиях являются:

  • Нетрадиционное начало традиционного занятия – эмоциональный настрой на занятие (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
  • Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на занятиях: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
  • Организации релаксации и подведения итогов.
  • Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
  • Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
  • Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
  • Элементы – «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
  • Реализация личностно ориентированного и индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
  • Нетрадиционные виды занятий: экскурсии, занятия-сказки, занятия-конференции, занятия-исследования, проектная деятельность и др.
  • Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).              

Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

Динамично помогают начать занятие такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одногруппников. Такие забавные игры позволяют весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми в течение нескольких минут.

 Очень важным для педагога является включение в занятие активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют педагогу лучше понять детей, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

 «Мозговой штурм»

 Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».

 Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих занятиях литературного чтения и окружающего мира. К занятию дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, подбирают пословицы, в свободное время изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на занятие материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект.  В ходе практической деятельности детейгруппа превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце занятия появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого занятия.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на занятии. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы –  «физминутки» позволят сделать это.

Завершить занятие, можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».

 «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме занятия, мероприятия.

«Мудрый совет» - Группа дает в конце занятия «совет» детям, которые:  ещё не совсем поняли тему занятия или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

 «Итоговый круг» - Педагог дает минуту! Подготовленные  представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия. Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем занятии.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

Плюсы

Минусы

Активные методы обучения помогают – развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ребенка, учить учащихся самостоятельно добывать знания,  развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Занятия с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для педагогов. Дошколята имеют свои особенности, поэтому – не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на занятиях создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.   А применять её или нет, это уже дело педагога и его творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.Лэпбук – достаточно новое явление современной действительности и представляет собой тематическую папку, ...

Выступление из опыта работы "Взаимодействие ДОО с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Выступление из опыта работы "Взаимодействие ДОО с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...

Использование активных методов обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение...

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...

Доклад выступления на педсовете: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

laquo;Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…, которые сейчас лежат ...