Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Эмоциональное развитие детей – это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлением. Под эмоциями понимают состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. Рассмотрим особенности эмоциональной сферы дошкольников от 3-х до7-ми лет. Личность и чувства В дошкольном возрасте начинают активно развиваться подлинно социальные чувства, зачатки которых формировались в младенчестве и раннем детстве. Эмоциональное развитие осуществляется, благодаря изменениям в личности: среди множества мотивов поведения у ребенка выделяется один ведущий, а результат своей деятельности ребенком уже предвидится. Поэтому дошкольник испытывает радость уже тогда, когда только задумывает что-то, еще не получив конкретный результат. Если раньше он слушался и «делал хорошо», чтобы его похвалили, то теперь он поступает так, чтобы порадовать окружающих, сделать им приятное. Выполнение нравственных норм активнее усваивается детьми в общении с близкими людьми, которые эмоционально значимы для них, и с которыми ребенок постоянно взаимодействует. То обстоятельство, что ребенок может предвидеть эмоциональный результат своего поступка, влияет на его способность сдерживать свои потребности и направлять их. Ярким примером того, как взаимосвязаны эмоциональное предвосхищение и мотивы деятельности, может служить ситуация с секретом. Ребенку предлагается совместно готовить подарок для папы или мамы, но в тайне от нее или него. Понимая, какой будет радость от сюрприза, и, желая ее доставить родителю, ребенок может оставить игру и трудиться над подарком и не рассказать о нем раньше времени. При этом, чем старше ребенок, тем легче ему будет подчинить свое нетерпение цели. Именно в дошкольном возрасте в связи с развитием сознания и самосознания, а также способности к контролированию себя, ребенок может обсуждать свои чувства, анализировать их и сдерживать их проявления. Конечно, все эти способности у дошкольника еще очень несовершенны и при сильных эмоциональных переживаниях или без должного руководства со стороны взрослого происходит их распад. Эмоции и чувства в системе коллективных взаимоотношений Дети дошкольного возраста чрезвычайно экспрессивны. Их мимика, интонации, движения, окрашены эмоциями особенно сильно в моменты игры и коллективного общения. Поскольку речь детей 3-5,5 лет не совершенна, то эмоциональные средства существенно облегчают общение детей друг с другом. В этом возрасте особенно важно поддержать и направить детскую экспрессивность, чтобы она помогала ребенку выражать свой внутренний мир и понимать другого человека. Необходимо учить ребенка адекватным способам и формам выражения собственных чувств. Очень важным моментом развития становиться детское общество, и нравственные нормы, по которым оно существует, регулируют содержание и силу переживаний ребенка. В отношении сверстников продолжают развиваться симпатии, сочувствие, сопереживание, товарищество. Все эти социальные чувства развиваются в коллективной сюжетно-ролевой игре и бытовом общении. Детские симпатии становятся почвой для развития желания помочь, уступить, порадовать другого ребенка. В ситуациях соперничества или сравнения себя со сверстником ребенку тяжело быть доброжелательным, чаще берут верх эгоизм и зависть. Поэтому очень важно, чтобы дети воспринимали общие цели группы, ориентировались бы на общий результат и радовались общей победе. А сравнивать свои достижения ребенку всегда легче с литературным, вымышленным героем, чем с партнером по игре. Именно в дошкольном возрасте ребенок становится чувствительным к собственному выполнению нравственной нормы, а также и другими детьми. Ребенок испытывает самые разнообразные чувства: огорчение, обиду, разочарование, раздражение и прочее, когда сверстник ведет себя недостойно. За собственное поведение он испытывает стыд, смущение и неловкость, либо вдохновение и гордость. К 7 годам чувство долга сформировано у ребенка как осознанная необходимость и обязанность соблюдать общественные нормы поведения. Чувства, интеллект и творчество В дошкольном возрасте чувственная сфера ребенка интеллектуализируется, она становится более осознанной и обобщенной. Ребенок помнит свои переживания и повод, который их вызвал достаточно долго. Они могут описывать свои эмоции, обсуждать их с близкими людьми. Ребенок испытывает новые чувства, связанные с собственной познавательной деятельностью. Ребенок активно познает и преобразует мир, он исследователь и творец и роль чувств в этих процессах также велика, как роль музыки в пьесе. Чувства помогают ребенку научно и художественно отражать мир, они являются своего рода психологическим индикатором и помогают ребенку справиться с переработкой колоссальной информации ежедневно обрушивающейся на него. Задачей взрослого по-прежнему остается заботливое и бережное развитие детской души, направление эмоционально-нравственного развития ребенка. Взрослый должен: • терпеливо объяснять ребенку необходимость соблюдения определенных правил; • показывать пример выражения чувств; • учить ребенка выражать свои эмоции разными способами в социально принятых формах; • поддерживать и развивать гуманные, интеллектуальные и творческие чувства детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ощущении эмоционального комфорта, в самовыражении и реализации творческих способ...

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

      Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности. Эмоциональные процессы явля...

Консультация для родителей "Влияние музыки на психо-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

«Влияние музыки на психо-эмоциональное  развитие детей дошкольного возраста»...

"Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Статья о влиянии художественной литературы на развитие эмоциональной сферы дошкольников...

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РИТМИКИ

Ритмика является одним из средств эмоционального развития детей, где  ритмические упражнения имеют огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психоэмоцио...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.

Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...