Тренинг для родителей с ОВЗ
материал по психологии

Путилина Елена Викторовна

Ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения при межличностном взаимодействии в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Тропинка к сердцу"90.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей детей с ОВЗ «Тропинка к сердцу»

Цель:

установление        партнерских        отношений,        повышение        родительской ответственности;

ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения при межличностном взаимодействии в семье;

оказание        эмоциональной        поддержки        родителям,        снятие        чувства напряжения и тревоги;

ознакомление        родителей        с        арт-терапевтическими        методиками        и практическим применением в работе с детьми с ОВЗ;

обретение уверенности в своих силах; закрепление гармоничного образа семьи. Задачи:

знакомство;

сплочение участников группы;

актуализация проблем детско-родительских отношений; оптимизация детско-родительских взаимоотношений;

коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

обучение родителей психологическим приемам саморегуляции; формирование у родителей активной жизненной позиции; формирование у родителей представлений о технологиях и методах

обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;

Ход тренинга 1.        Приветствие

Цель: установление благоприятной атмосферы в группе участников

Дорогие родители!

Вам необходимо сейчас двигаться по аудитории в хаотичном порядке и по нашей команде здороваться друг с другом теми частями тела, которые мы назовем. Важное условие: Вы должны поздороваться с каждым участником группы. Готовы? Тогда начали.

Локтями, ушами, мизинчиком ноги, плечом, коленками, носами, пожатием руки.

Просим вас занять удобное для вас место в кругу. 2.        «Знакомство»

Цель: знакомство с участниками Оборудование: -клубок ниток

3.        Притча-быль «Сила слова» Цель: вхождение в проблемную ситуацию Оборудование: -

Однажды Томас Эдисон вернулся домой из школы, и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: "Ваш сын -гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами".

Много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века), он однажды пересматривал старые семейные архивы, и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: "Ваш сын -

умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома".

Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: "Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века".

Обсуждение:

- Чему учит нас эта притча? Итог:

Как много означает для человека самооценка, и то, каким он себя ощущает. Как правильный настрой может заставить человека свернуть горы. Или, наоборот, замереть и никуда не двигаться, если сказать какие-то парализующие слова.

4.        Упражнение «Цветы жизни»

Цель: оказание эмоциональной поддержки родителям, формирование позитивного отношения к своему «особенному» ребенку

Оборудование: заготовки цветика-семицветика на каждого участника, карандаши (или фломастеры)

Важно помнить, какими бы ни были дети, даже само их появление на свет уже меняет наши жизненные и духовные ценности, взгляд на мир и отношение к окружающему.

Сейчас мы раздадим вам вот такие цветики-семицветики, на которых вам нужно будет написать на каждом лепестке свои приобретения с рождением вашего ребенка.

(Например: Без него, не было бы меня/ Он мой ребеноки всегда будет моим/ Он научил меня особой любви, любви самоотверженной, сквозь слезы и непреодолимые преграды/ Он научил радоваться его маленьким успехам и моим глубоким перевоплощениям, он сделал меня другой/ ЛЮБЯЩЕЙ, ДАРУЮЩЕЙ СВОЕ ТЕПЛО. НЕ СТРАДАНИЯ ОН ПРИНЕС В МОЮ ДУШУ. ОН ПРИНЕС ЛЮБОВЬ. ЛЮБОВЬ. ЛЮБОВЬ)

5.        Упражнение «Правила для ребёнка» Цель: установление ограничений для детей Оборудование: напечатанные ситуации

Часто общение с ребёнком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определённые ограничения для своих детей. Но как быть, если это ребёнок «особенный». Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения. Ваша задача: указание перевести в правило для ребёнка, не употребляя слова «не».

Ситуации:

1.        Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зелёный огонёк светофора

2.        Не спеши во время еды / Будем есть не торопясь 3.        Не кричи так громко / Будем разговаривать тише 4.        Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге

5.        Нельзя так вести себя в школе и во время уроков / Во время уроков нужно вести себя тихо

6.        Нельзя перебивать взрослых / Когда хочешь что-то сказать, дождись, когда договорят взрослые

7.        Нельзя кушать много сладкого / Чтобы зубки не болели, нужно кушать поменьше сладкого

8.        Не дерись / Всё можно решить без кулаков Обсуждение:

- Сложно было выполнить задание

- Есть такие правила, которые назвали участники.

6.        Упражнение-визуализация «Цветок»

Займите исходное положение: сядьте на корточки, голову нагните кколеням и обхватите их руками. Представьте себя маленьким семенем, которое пробивается через толщу земли. Напрягитесь, пока не распрямляясь. Почувствуйте в себе силы для преодоления тяжести земли. Чуть поднимите голову. Это появился росток. Потихоньку распрямляйте колени и спину. Поднимайтесь. Растите вверх. Медленно. Не спешите. Выбирайте все соки из земли для вашего роста. Растите сильным, крепким цветком. Поднимайтесь все выше и выше. Тянитесь к солнцу. Посмотрите вверх. Вот появился бутон цветка. Распрямляйтесь еще больше. Не изменяя положения, поднимите руки вверх. Вот и показались лепестки бутона. Глядя вверх, улыбнитесь. И наконец, ваш цветок расцвел. Потянитесь еще сильнее. Какой удивительно красивый цветок вы создали! Озарите улыбкой мир.

Но прошло лето, и наступила осень. Постепенно расслабляйтесь. Ваш цветок стал вянуть и засыхать. Постепенно опускайте руки. Опускайте плечи. Увяли и опали лепестки цветка. Медленно опускайте голову вниз. Опали листья. Сбросьте вниз руки. Подул холодный ветер, и вот под сильным его порывом упал и стебелек цветка. Опускайтесь на пол. Расслабьтесь, как только можно. Несколько мгновений полежите, не шевелясь. Отдыхайте...

8.        Рефлексия

И в завершение нашей встречи нам хотелось бы озвучить правила и рекомендации, которые необходимо вам учитывать в воспитании детей.

Правила для родителей детей с нарушениями:

Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стыдиться своего ребенка.

Правило 2. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким - с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше

никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Результата вообще ждать не стоит. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 4. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно не в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему.

Правило 5. Ребенокне требует от вас жертв. Жертвтребуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Правило 6. Рассказывайте о них - пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход!

9.        Завершение

Сейчас предлагаем вам попрощаться, используя вот такой клубочек пожеланий. Участник, у кого находится в руках клубочек, бросает любому другому участнику клубочек, называя какое-нибудь пожелание, и бросают следующему поочередно, оставляя в руках ниточку.

Давайте и наши с вами отношения будут такими же сплетенными, как и эта паутинка из ниток, поддерживая и помогая друг другу.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

Консультация для родителей воспитанников ДОУ Игровой тренинг для родителей и детей «Школа любящих родителей»

Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.  В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность...

консультация для родителей . Игровой тренинг для родителей и детей . «Школа любящих родителей»

Игровые тренинги для родителей и детей могут  помочь  взрослым лучше понять ребенка, приобрести опыт общения с ним....

Консультация для родителей "Стили семейного воспитания" Тренинг для родителей "Я - успешный родитель"

Чтобы приблизиться к идеальному родителю необходимо соблюдать правила трёх «П»: принятие, признание, понимание....

Семейный логопедический тренинг для родителей: «Тренинг как средство повышения результативности коррекции речи ребенка».

Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители ...