Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию
картотека (младшая группа)

Васильева Юлия Валерьевна

Представляю вашему вниманию картотеку дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию, которую использую у себя в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста от 1.5 до 3 лет.

Игры для детей раннего возраста предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.

        Подобранные игры помогут ребёнку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и в непосредственной деятельности детей.

        Основные задачи:

- Научить выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов.

- Накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

- Развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет)

Величина:

 «Грибочки»

Цель: учить детей расставлять грибочки на палочки обращая внимание на величину грибочка, побуждать детей к результативным действиям.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть грибочки, сначала расставить все большие грибочки, затем все маленькие.

«Пирамидка Мишка»

Цель: побуждать детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с кольцами, учить правильно ориентироваться на слова «большое», «маленькое».

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть «кольца» пирамидки. Какие кольца по размеру? Найдите самое большое «кольцо», самое маленькое. Как можно определить остальные «кольца» по размеру? (Наложением одного на другое).

 «Тарелочки и блюдечки»

Цель: учить детей рассматривать предметы (тарелочки) обращая внимание на величину, выбрать большие тарелочки.

Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть тарелочки и блюдечки. Разложить в линию большие тарелочки, а затем маленькие блюдечки.

«Какой мяч больше?»

Цель: учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Ход игры: Воспитатель стоит на расстояние 3-5 м от детей и просит принести ему самый большой мяч (Если ирга проходит с подгруппой детей, то обращаться можно к определённому ребёнку). Ребёнок выбирает мяч и подаёт его воспитателю. Если он не ошибся и принёс самый большой мяч, то его хвалят. Если ребёнок принёс маленький мяч, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая ребёнку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребёнка обводим по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это «маленький» мяч. Мячи снова произвольно перемешивают, и игра повторяется, но ребёнка просят принести уже самый маленький мяч.

«Помоги кукле Маше собрать урожай»

Цель: учить сравнивать, соотносить, группировать предметы по величине.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ, мама попросила Машу собрать яблоки, большие для варенья, а маленькие для компота. Маша просит помощи у детей ей помочь. Воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины, обращает внимание детей на разную величину яблок, затем вручает яблоко-образец одному ребёнку и предлагает найти на дереве такое же яблоко. Ребёнок находит нужные яблоки на глаз, проверяя путём промеривания к образцу. Дети поочерёдно сортируют яблоки по величине и раскладывают их соответственно в корзины.

«Большой и маленький домик»

Цель: продолжать учить группировать по величине кубики, учить вертикально накладывать кубик на кубик. Побуждать строить домики для животных соотнося величину.

Ход игры: Воспитатель предлагает для животных построить домики. Воспитатель вместе с детьми рассматривает животных обращая внимание на величину. Для большой игрушки строим большой дом из кубиков, для маленькой игрушки – маленький дом.

«Большие и маленькие»

Цель: научить чередовать предметы по величине.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку поиграть с бусинами, надевать бусины на верёвку последовательно «большая», «маленькая».

«Поручения»

Цель: учить различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Ход игры: На столе воспитателя игрушки: большой и маленький медведи, неваляшка, матрешка, красная и синяя чашки (настоящие предметы), большой и маленький кубы. Указывая на игрушки, воспитатель предлагает назвать их, уточняет размеры, цвет. Далее, вызывая к себе детей по очереди (ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были хорошо видны всем), педагог предлагает каждому вызванному одно из перечисленных ниже заданий: - Большого мишку напои чаем из красной чашки; Поставь матрешку на маленький кубик; Пусть неваляшка пьет чай из синей чашки; Возьми маленького медведя и посади на ковер.

Форма:

«Волшебные кубики»

Цель: знакомить детей с объёмной фигурой – кубик, кирпичик. Обратить внимание на величину фигуры, учить накладывать кубик на кубик, кирпичик на кирпичик - обращая внимание, что из кубиков можно конструировать. Развивать внимание и воспитывать аккуратность действий.

«Круглое – квадратное»

Цель: развивать осязание, учить ощупывать предметы; пальчиком обводить круглый и квадратный предмет, круговыми движениями покатать на ладошке шарик и кубик; учить различать куб и шар.

«Построим снеговика»

Цель: знакомство с плоской геометрической фигурой – круг.

 Ход игры: Воспитатель показывает, как построить снеговика из плоских геометрических фигуры – круг.

«Разложи фигурки по домикам»

Цель: продолжать знакомить с плоскими геометрическими фигурами – круг, квадрат, треугольник. Учить обследовать их пальчиком, обводя по контуру.

Ход игры: разложить перед детьми разноцветные домики и геометрические фигуры которые изображены на домике. Задача детей разложить по домикам те геометрические фигуры, которые изображены на домиках.

«Какой это формы?»

Цель: научить ребёнка чередовать предметы по форме.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть геометрические фигуры и разложить их в ряд чередуя квадрат-круг.

«Круг, квадрат»

Цель: учить группировать предметы по форме.

Ход игры: Воспитатель вместе с ребёнком группирует предметы по форме «квадрат», «круг».

«Волшебная коробочка»

Цель: учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

«Заштопай штанишки»

Цель: учить детей соотносить предметы данной формы на соответствующие фигуры.

Цвет:

«Курочка и цыплята»

Цель: обратить внимание ребёнка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

«Наряжаем кукол»

Цель: учить подбирать одежду для кукол по принципу «такой – не такой», с помощью воспитателя находить предмет определённого цвета по образцу проговаривая цвета.

«Паровозик и вагончики» (коврик)

Цель: учить детей выклывать предметы друг за другом, обращая внимание на   цвет вагончиков.

«Научим Мишку собирать пирамидку»

Цель: продолжать развивать у детей внимание, развивать умение различать и находить предметы одного цвета.

«Топают ножки по цветной дорожке»

Цель: учить узнавать и называть красный и синие цвета.

«Разложи по коробочкам»

Цель: продолжать учить группировать однородные предметы по цвету, с резко различными цветом (синий, красный).

«Домики»

Цель: знакомить детей с зелёным и жёлтым цветом путём зрительного восприятия. Учить группировать однородные предметы по цвету.

«Подбери кораблику парус»

Цель: учить находить предмет соответствующего цвета, учить различать цвета.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям подобрать кораблику парус определённого цвета и объясняет, что кораблик поплывёт только тогда, когда парус будет подобран правильно.

«Цветные варежки»

Цель: учить подбирать предмет, соответствующий по форме и цвету.

Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на варежки и рассказывает, что дети играли во дворе и у них порвались варежки. Даёт каждому по варежке, а заплатки лежат в общей коробке. Ребёнок должен самостоятельно найти заплатку и зашить варежку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников.

Данный материал предназначен для детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения.

В работе собраны дидактические игры и упражнения,которые можно использовать как на занятиях,так и в режимных моментах....

Дидактические игры, игровые упражнения как средство развития сенсорных способностей малышей

Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать  предметы, их  разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве).Наблюдая за м...

Методическая разработка "Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста"

Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и н...

Картотека дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста

laquo;Чудесный мешочек»Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.Игровое действие:...

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста...

Сборник "Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников ( для детей 2-3 лет)

Сборник " Дидактические игры и упражнения по  сенсорному развитию дошкольников" ( для детей 2-3 лет)...