Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста.
статья

Ольга Сергеевна Емельянова

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.  

Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира, маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Первые эмоции ребенка, которые он испытывает непосредственно после рождения, носят отрицательный характер по физиологическим причинам. Это связано с резким изменением средовых факторов, к которым он привык в утробе матери. И эти отрицательные эмоции выполняют защитную функцию и являются сигналом для окружающих о неблагополучии ребенка (голод, холод, мокрый)

В раннем возрасте эмоции неустойчивы, кратковременны и имеют бурное начало. Эмоции во многом определяют поведение ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо.

Эмоции не только ощущаются, но и осмысливаются. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, отрицательные – уменьшают.

Малышам присуще повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Им легко передается настроение близких людей. Пугаются если родители ссорятся или громко говорят, эти отношения травмируют малыша. Они легко заражаются настроением окружающих сверстников. Стоит заплакать одному, как по цепочке начинают плакат другие. Внимательные родители обязательно заметят, как малыш реагирует в различных ситуациях по-разному: огорчается или радуется, улыбается или хмуриться, обижается в ответ на резкий тон взрослого, выражает удовольствие при виде знакомого лица, игрушки.

Постепенно взаимодействие с взрослым, который не только проявляет заботливое отношение к нему, стремиться наполнить жизнь разнообразными впечатлениями, подбирать интересные задания, организовывать игру, занятие, прогулку с ребенком, создавать положительный эмоциональный настрой, вызывают у малыша положительные эмоции, радость, как ответственная реакция на тепло и заботу, ласку и доброту взрослого.

С момента поступления малыша в детский сад начинается новый этап в его эмоциональном развитии. Мощным побудителем эмоций становится детский коллектив, а также организованные различные виды совместной деятельности. Развивается наблюдательность, фиксирование позитивных самоощущений, а также все хорошее, что происходит с другими. Одни дети идут на контакт друг с другом охотно, приветствуя сверстника звуками-возгласами, протягивает ему игрушку, подражая друг другу, перенимают какие-то навыки. Другие, наоборот плачут, толкают, отбирают игрушку, отчаянно будут сопротивляться, если вы настаиваете, чтобы он не жадничал, поменялся игрушкой, угостил кого-то. Это все естественно для детей раннего возраста. В этом случае малышу надо научиться сопереживать, приходить на помощь, откликаться на ласку: чаще всего ребенок настраивается на положительные действия, подражая действиям и эмоциям близких людей. Нужно стараться нежно и ласково разговаривать с ними, осуществлять тактильный контакт (обнимать, прижимать, гладить по голове, целовать и.т.д.)

Жизнерадостные, улыбчивые дети чаще всего растут в семьях, где к ним относятся чутко и доброжелательно, не ограничивают в действиях, удовлетворяют их все возрастающую любознательность, много им показывают и объясняют, чувствуют страх и неуверенность ребенка.

Работа по эмоциональному совершенствованию дошкольников проводится в двух направлениях:

– формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и т. д.

– формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими.

Эмоциональное воздействие на ребенка осуществляется при помощи следующих средств:

 – использование различных сюжетно-ролевых игр;

– используя игры на развитие воображения;

 – прослушивание музыки и обсуждение ее;

 – использование мимических этюдов

 – чтение сказок и рассказов;

 – использование подвижных и коммуникативных игр.

Многие дидактические игры сделаны своими руками. 

Эмоции ребенка зависят от многих факторов: индивидуальных черт, подражательных способностей, темперамента, образа жизни семьи, отношений близких людей.

Ребенок всегда и везде должен чувствовать, что он любим и принят безусловно, ведь дети, в свою очередь, любят нас такими, какие мы есть, любят всегда и в любых обстоятельствах. Все многообразие переживаний соединяется в ощущение – меня любят!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Эмоционально-чувственная сфера человека развивается всю жизнь, особое значение имеет этап развития ее, приходящийся на период раннего детства. Более корректно, возможно, было бы говорить о постоянной ...

Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста.

    Эмоционально-чувственная сфера человека развивается всю жизнь, особое значение имеет этап развития ее, приходящийся на период раннего детства. Важно, чтобы воспитатели...

Музыкально - ритмические движения - как средство эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста.

В данной статье речь пойдёт о различных музыкально - ритмических играх и упражнениях,  благотворно влияющих на психоэмоциональное здоровье малышей, которые только - только начали посещатьдетский ...

Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы)

Вся радость жизни умещается в улыбке ребенка. Василий Сухомлинский...

Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”

Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....

Статья "Нетрадиционные праздники, как основа формирования эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста"

Целью статьи, раскрыть важность развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста, посредством проведения нетрадиционных праздников и развлечений....

Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы)

АктуальностьЭмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, ...