Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы)
статья (младшая группа)

Тимофеева Ирина Николаевна

Актуальность

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Цель. Эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Легкая адаптация ребенка в социуме.

Задачи. Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их.

Дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово) .

Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Способствовать выражению своего эмоционального состояния через действие, умению разбираться в эмоциональном состоянии другого человека, контролировать свои эмоции.

Главная идея моего педагогического опыта: формирование эмоционально развитой социально адаптированной личности каждого ребенка.

Для решения поставленных задач использую различные психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность.

Развивающая среда. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Предметно-развивающею среду в группе постоянно пополняю развивающими играми, различными видами театров, дидактическими пособиями, которые изготовила сама: Домик-теремок, Волшебные мешочки, Бизиборды, Коробочки-гремелки, Игра накорми лягушонка, Игра шнуровка, Геометрическое лото, Игры с прищепками, атрибутами для конструирования и др., что позволяет ребенку самостоятельно выбирать ту деятельность, которая на данный момент ему более интересна.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Эмоционально-чувственная сфера человека развивается всю жизнь, особое значение имеет этап развития ее, приходящийся на период раннего детства. Более корректно, возможно, было бы говорить о постоянной ...

Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста.

    Эмоционально-чувственная сфера человека развивается всю жизнь, особое значение имеет этап развития ее, приходящийся на период раннего детства. Важно, чтобы воспитатели...

Музыкально - ритмические движения - как средство эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста.

В данной статье речь пойдёт о различных музыкально - ритмических играх и упражнениях,  благотворно влияющих на психоэмоциональное здоровье малышей, которые только - только начали посещатьдетский ...

Роль семьи в воспитании детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы)

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие а атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, обучением со сверстникам...

Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы)

Вся радость жизни умещается в улыбке ребенка. Василий Сухомлинский...

Статья "Нетрадиционные праздники, как основа формирования эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста"

Целью статьи, раскрыть важность развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста, посредством проведения нетрадиционных праздников и развлечений....

Эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и ре...