От куда берётся звук?
опыты и эксперименты (старшая группа)

Лемке Лариса Николаевна

Открытое занятие по эксперементированию в старшем дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста

с использованием технологии исследовательской деятельности

"Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"

 

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному  познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами. 

Обучающие задачи:

1.           Учить детей устанавливать причинно – следственные связи.

2.          Способствовать формированию у детей познавательного интереса.

3.          Закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков.

Развивающие задачи:

1.           Формировать представления детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развивать творческое воображение, музыкальность через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные задачи

  1. Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

Оборудование: деревянные и металлические линейки, детская арфа, стаканы стеклянные, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные сосуды, вода и палочки, карандаши, гусли, аудиозаписи, листы бумаги(А4).

Репертуар: С. Прокофьев «Петя и волк», Генри Манчини «Розовая пантера», «Шутка» Ю. Силиванова

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева (струнная партия).

Музыкальный руководительРебята, вот и опять музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая вас окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать наше занятие нам необходимо поприветствовать друг друга и всех присутствующих. А поможет нам песня.

«Здравствуйте» (автор Л.Хисматулина)

М.Р. Каждый звук – кусочек мира.

           В каждом звуке – целый мир.

- Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?

Дети отвечают:

 - Не интересной!

 - Не яркой!

 - Скучной!

М.Р.  Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?

Дети отвечают:

 - Звуки бывают шумовыми и музыкальными. У музыкальных звуков есть мелодия.

 - Звуки бывают громкие и тихие.

 - Звуки  высокие и низкие.

 - Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.

-   По тембру: Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.

М.Р. Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Но, кто – нибудь знает о том, что такое – звук?

Дети. Нет!

М.Р.  Для того, чтобы это узнать я приглашаю вас в музыкальную лабораторию, где мы сможем провести эксперименты. Ведь непросто наше занятие называется «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

Игра «Музыкальный мешочек» (на каком виде транспорта поедем)

 картинки с изображением самолёта, автобуса, поезда, туриста и т.д)

М.Р.  Ну, вот теперь мы готовы к экспериментам. Наденем халаты. Добро пожаловать в лабораторию (за первый стол).

Эксперимент 1: Откуда рождается звук?

Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

Материалы: детская арфа, линейки (металлическая и деревянная)

Дети садятся за первый стол.

М.Р. - Ребята, для начала первого эксперимента я предлагаю вам поиграть в игру «Что звучит? »\

(Педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра,

дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.)

М.Р.   - Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент.

Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента (детская арфа), вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

М.Р.  - Что произошло? Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока двигается

струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает). Когда же возникает звук?

(Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)

- Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.

Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется) Затем проделываем тоже с металлической линейкой.

Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.

Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну) Какой звук звонче: металлический или деревянный? 

Дети: Металлический

Так на что похоже колебание? (на волну)

Совершенно верно.  Звук – это волна. Вот мы и выполнили первый эксперимент!

Эксперимент 2: - Звуки разные нужны, звуки разные важны.

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.

Материалы: Стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный и карандаши.

М.Р. - Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети (пластмассовый). Затем подошел к другому, постучал (деревянный). К третьему (стеклянный). К четвертому (металлический).

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся. (Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)

М.Р.  - Молодцы, ребята! Собирайтесь снова к столику. Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент? (Различные предметы издают различные звуки). Молодцы, ребята!

Эксперимент 3:- Поющая вода.

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.

М.Р.   - Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные). Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды?

(Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

- Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас?

(В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды). Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и четвёртый.

(Дети стучат по 1 и 4 сосудам.)

- Что вы сейчас можете сказать о звуках (Звучание разное). Давайте теперь постучим по 1, 4 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему? (Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные). Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх. (Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему)

Дети: - Издаваемый звук уходит постепенно вверх.

М.Р.  - Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.

(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)

Дети: - Звук постепенно уходит вниз.

М.Р. : - Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять). Какие звуки мы извлекали из сосудов? (Музыкальные звуки). Молодцы, ребята!

Эксперимент 4:- Звучание бумаги

Задача: Показать, как можно использовать бумагу в оркестре и какие звуки у бумаги

Материал: бумажные листы

М.Р.   - Дети, перед вами обыкновенные листы бумаги.  Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все они одинаковые по форме и размеру) Верно, они одинаковые по размеру. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите листочки  и по очереди постучите по ним. Слушайте внимательно, какие звуки издают ваши листочки? (Дети стучат по листочкам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

- Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите листочки  и помашите ими вверху. Дети, что можно сказать сейчас?

Дети: - Издаваемый звук разный.

М.Р.: - Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять). Какие звуки мы извлекали? (Музыкальные звуки). Молодцы, ребята!

И в заключении мы покажем, как с помощью бумаги мы исполним музыкальный номер.

(Оркестр с  бумажными листами (муз.Селиванова «Шуточка»)

Игра «Музыкальный мешочек» (на каком виде транспорта поедем)

 картинки с изображением самолёта, автобуса, поезда, туриста и т.д)

М.Р. - Вот и вернулись мы обратно в детский сад. Вам понравилось наше музыкальное занятие?

- Я очень рада, что вам понравилось наше занятие. Вы сможете теперь дома рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их ещё раз.

- Ребята, спасибо вам за вашу работу! До свидания!

Дети уходят из зала под музыку из симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева (струнная партия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по развитию речи «От куда берётся хлеб»

Цель: уточнить представления детей о хлебе, откуда он берётся, кто его выращивает и печёт; воспитывать уважение к  труду взрослых, бережное  отношение к хлебу....

От куда берётся каша.

Знакомство с крупами и кашами из них....

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Экспериментирование и развитие речи (ЗКР)» по теме «От куда берётся голос? Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».

Задачи интегрированного занятия в средней группе "Экспериментирование и развитие речи": Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об озране органов речи.Познак...

Сколько надо зaнятий для постанoвки и автoматизации звукa [р].

Звук [р] считаeтся самым трудным,  и для постановки его потребуется время. Точно сказать, скoлько именно надо занятий   вам не скажет ни один логопед. Потoму что все   зависит...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности :Тема: «От куда берётся снег?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности :Тема: «От куда берётся снег?»  Цель: знакомство детей со свойством снега и льда через экспериментальную деятельность.З...

Презентация "От куда берётся снег"

Дети очень часто спрашивают откуда берётся снег. Эта презентация поможет ответить на вопросы маленьких любознаек....

От куда хлеб берётся!

Вырос в поле колоском,На столе лежу куском.(Хлеб, батон)...