Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Экспериментирование и развитие речи (ЗКР)» по теме «От куда берётся голос? Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Куликова Светлана Владимировна

Задачи интегрированного занятия в средней группе "Экспериментирование и развитие речи": 

  • Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об озране органов речи.
  • Познакомить с понятием "звонкий и глухой согласгный звук".
  • Закреплять умение различать и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки "Д-ДЬ", "Т-ТЬ".
  • Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
  • Продолжать учить определять место звука в слове, интонационно выделяя звуки.
  • Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель высшей квалификационной категории Куликова С. В.

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Экспериментирование и развитие речи (ЗКР)» по теме

«От куда берётся голос? Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».

Задачи: 

  • Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
  • Познакомить с понятием «звонкий и глухой согласный звук».
  • Закреплять умение различать и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».
  • Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
  • Продолжать учить определять место звука в слове, интонационно выделяя звуки.
  • Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

Ход занятия:

Воспитатель и дети приветствуют гостей и занимают свои места за столами.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от куда берётся звук?

Дети: высказывают свои предположения.

Воспитатель: Давайте разберёмся в вопросе «От куда берётся звук?»

Предлагаю «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету» разные слова шёпотом.

Дети: говорят друг другу слова шёпотом.

Воспитатель: а теперь повторите эти слова так, чтобы их услышали все.

Дети: повторяют слова так, чтобы их услышали все.

Воспитатель: что вы сделали, чтобы ваши слова услышали все?

Дети: произнесли слова громко.

Воспитатель: от куда выходили громкие звуки?

Дети: из горлышка.

Воспитатель: поднесите руку к горлышку, произнесите разные слова то шёпотом, то громко, и скажите, что при этом ощущали ладошкой?

Дети: когда говорили громко – в горлышке что-то дрожит, когда говорили шёпотом – дрожания нет.

Воспитатель: давайте заглянем внутрь горлышка. Видите, тоненькие нити – это голосовые связки. Чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали. Если мы произносим звук тихо – голосовые связки вибрируют почти незаметно, но если звук произнести громко, то голосовые связки сильно натягиваются, вибрируют и при очень сильной вибрации и натяжении могут повредиться или даже порваться. Поэтому очень громко кричать нельзя. Можно остаться без голоса.

Предлагаю провести эксперимент.  

Эксперимент.

Дети берут линейку с натянутой тонкой нитью.

Воспитатель: извлеките тихий звук, дёрнув нить.

Дети: выполняют.

Воспитатель: что нужно сделать, чтобы звук был громче?

Дети: дёрнуть нить посильнее. (Дёргают нить сильнее)

Воспитатель: что произошло с нитками и линейками?

Дети: у некоторых нитки порвались, а линейки сильно изгибались.

Воспитатель: разговаривая спокойно, без крика человек бережёт свой голос.

Воспитатель: Ответьте на вопрос: от куда берётся голос?

Дети: звуки берутся из горлышка при помощи голосовых связок.

Воспитатель: звуки берутся из горлышка при помощи голосовых связок, а произносить чётко и красиво звуки помогает язычок.

Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Язычок живёт в домике, который называется …(рот). Язычок очень подвижный и не любит долго лежать на месте, вот он вдруг начал толкать правую щёку, потом левую. Ему показалось, что можно толкаться сильнее и сильнее толкнулся в правую щёку, потом в левую. Язычок решил поцокать как лошадка. Зубки рассердились и стали тихонько покусывать язык. Язычок решил помириться с зубками и решил помыть их. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки и язычок помирились, а ротик улыбнулся.

Воспитатель: язычок наш активно двигался, давайте и мы устроим разминку.

Физкультминутка «У оленя дом большой».

Воспитатель: сегодня к нам в гости пришли ваши знакомые куклы. (Прикрепляет на доску изображения кукол). Как их зовут?

Дети: Даша и Таня.

Воспитатель: назовите первый звук в словах Даша и Таня.

Дети: твёрдые согласные звуки «Д» и «Т».

Воспитатель: каким цветом они обозначаются?

Дети: синим цветом.

Воспитатель: какие любимые звуки есть у Даши и Тани?

Дети: мягкие согласные звуки «ДЬ» и «ТЬ».

Воспитатель: каким цветом они обозначаются.

Дети: зелёным цветом.

Воспитатель: приложите руку к горлышку и произнесите звуки «Д» и «Т». Что вы почувствовали?

Дети: когда произносили звук «Д», горлышко вибрировало, а когда произносили звук «Т» горлышко оставалось спокойным.

Воспитатель: как вы думаете, почему так происходило?

Дети: высказывают свои предположения.

Воспитатель: если при произнесении звука горлышко вибрирует, то значит этот звук звонкий. Если при произнесении звука горлышко не вибрирует, то такой звук называется глухой. Звонкость звука обозначается колокольчиком. Звук «Д» - звонкий. (Помещает условное обозначение звонкого звука на доску). Звук «Т» - глухой. Теперь мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть не только твёрдыми и мягкими. Они могут быть ещё звонкими и глухими.

Игра «Бантики»

Воспитатель: Даша и Таня предлагают поиграть с ними в игру «Бантики». Под бантиками спрятаны задания для игры, а под одним из бантиков – сюрприз. Желающий может выйти и снять бант.

Первое задание. Воспитатель произносит слова, если услышите мягкие согласные звуки «ДЬ» и «ТЬ», то поднимите зелёные карточки, если услышите твёрдые согласные звуки «Д» и «Т», то поднимите синие карточки.

Телевизор, дудочка, дерево, тарелка, дорога, девочка, тетрадь, тыква.

Воспитатель: молодцы. Желающий может выйти и снять следующий бант.

Второе задание. Назвать предмет, который нарисован на картинке. Назвать любимый звук Даши или Тани, услышанный в названии предмета. Разместить картинку под условным изображением звука.

Воспитатель: молодцы. Предлагаю отдохнуть и размяться.        

Физкультминутка «Птички в гнёздышках».

Воспитатель: Желающий может выйти и снять следующий бант.

Третье задание. Раздели правильно слово на слоги. Под картинкой нужно разместить подходящую схему слова. (Стул, медведь, самолёт, ландыш)

Воспитатель: молодцы. Желающий может выйти выбрать следующий бант.

Четвёртое задание. «Необычный оркестр». Пусть каждый возьмёт карточку. На карточках изображены музыкальные инструменты. Назовите их.

Дети: дудочка, барабан, колокольчик.

Воспитатель: кто ещё изображён на карточке?

Дети: синица.

Воспитатель: Каждый предмет, изображённый на карточке будет звучать, но произносить звуки будете вы. Например, дудочка будет звучать так «Ду-ду-ду», колокольчик – «Динь-динь-динь», барабан – «Та-та-та», а синичка будет петь «Тю-ить, тю-ить, тю-ить». Дирижёром оркестра буду я.

Дети: выполняют задание.

Воспитатель: молодцы. Желающий может снять последний бант.

В последнем банте спрятан сюрприз. Куклы на прощание дарят вам медали за хорошую игру. А мы давайте подведем итоги. Скажите, как вы сегодня произносили слова: тихо, громко, очень громко или шёпотом?

Дети: тихо и громко.

Воспитатель: почему не произносили слова очень громко.

Дети: берегли голос.

Воспитатель: какие звуки были главными в наших играх?

Дети: твёрдые согласные звуки «Д» и «Т», мягкие согласные звуки «ДЬ» и «ТЬ».

Воспитатель: что нового мы узнали о согласных звуках?

Дети: согласные звуки могут быть звонкими и глухими.

Воспитатель: как определить звонкий и глухой согласный звук?

Дети: поднести руку к горлышку. Если горлышко вибрирует при произнесении звука, значит звук звонкий, если не вибрирует – звук глухой.

Воспитатель: вы просто молодцы, я горжусь вами. Наше занятие подошло к концу попрощайтесь с гостями.