Педагогическая технология "Линейный календарь"
материал

Морозова Татьяна Викторовна

Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, однако не должна превышать 5 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая технология «Линейный календарь»

Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, однако не должна превышать 5 минут. Воспитатель может напоминать детям о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в которой упоминается тот или иной месяц), а также поощрять самостоятельное использование детьми календаря (например, для выяснения, когда будет праздник или день рождения или для определения, кто старше и насколько).

Линейный календарь легко сделать самим из доступных материалов. Картинки могут рисоваться от руки или с использованием компьютерной графики.

 Полоски для календаря на каждый месяц учебного года можно сделать из плотной бумаги и затем ламинировать. Рекомендуется делать полоски разных цветов для разных месяцев, так чтобы потом, когда календари за несколько месяцев вывешены на стенах, детям было бы легче найти нужный месяц. Можно подобрать цвета так, чтобы они соответствовали времени года: например, осенние месяцы будут отражать цвета осенней листвы, а весенние месяцы – цвета травы и распускающихся цветов.

Сверху к календарю прикрепляется полоска с названием месяца. В каждой клеточке календаря написано число от 1 до 30/31 (или 28/29).

Каждому дню недели соответствует определённый цвет.

Размер картинок, цифр, кругов должен быть таким, чтобы во время групповых занятий они  были хорошо видны детям . В то же время, они не должны быть не слишком большими, т.к. в течение года они будут вывешиваться на стены, образуя непрерывную «временную ось»

 Наклейки для обозначения будних и выходных дней, помещаются в верхней части каждой клеточки календаря.

Символ для наклейки выбирается так, чтобы ребенок ассоциировал его с днями, когда он приходит в детский сад или остается дома. Например, для обозначения субботы и воскресенья можно выбрать картинку домика. Для обозначения будних дней можно выбрать символ, соответствующий названию детского сада или группы,  например,  изображение солнышка, если группа называется «Солнышко».

Все наклейки с символами (включая наклейки, обозначающие не учебные дни, каникулы и т.д.) прикрепляются к календарю на весь месяц. Если в будний день работа садика внезапно отменяется (например, по погодным условиям или в связи с карантином), мы зачеркиваем соответствующую картинку (или картинки), соответствующие будним дням, в первый учебный день после перерыва.

 Наклейки для особенных дней. В нижней части клеточек помещаются символы, обозначающие важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада. Примерами таких событий могут быть дни рождения, праздники или экскурсии.

Иногда для наклеек можно использовать универсальные символы (например, елочка для Нового Года или пирог со свечками для дня рождения), но иногда содержание картинки надо будет определить вместе с детьми.  Картинки подбираются так, чтобы их связь с изображаемым событием имела смысл для ребенка. Например, о походе в кукольный театр детям скорее напомнит изображение конкретного сказочного персонажа, чем просто изображение куклы.

Обычно такие наклейки могут быть прикреплены к календарю в начале месяца, но иногда приходится делать дополнительные наклейки, чтобы обозначить незапланированные события. Так если в группу приходит новый взрослый (например: студент-практикант), хорошо будет прикрепить фото этого взрослого на календарь, чтобы подготовить детей к этому событию.

Календарь на текущий месяц помещается так, чтобы он был хорошо виден всем детям в группе .

Дети вместе с воспитателем хором повторяют числа останавливаясь на числе, соответствующем сегодняшнему дню. Называя все числа, воспитатель показывает на соответствующие клеточки и дойдя до сегодняшнего числа, зачеркивает его. После этого дети вместе с воспитателем повторяют число и месяц. В старшей и подготовительной группах можно добавить и день недели.

 Во время хорового счета мы вместе с детьми  повторяем КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ числительные (один, два, три…), однако называя дату, используем ПОРЯДКОВЫЕ числительные (ВТОРОЕ декабря).

На этом этапе занятия важно, чтобы все дети отвечали ХОРОМ – не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число.

В зависимости от возраста детей,  можно предложить им ответить на вопросы относительно временной последовательности определенных событий или длительности временных интервалов. Примеры вопросов, направленных на формирование представлений о времени:

- Сегодня у нас день, когда вы в саду (показывает на картинку). Какой день был вчера? Какой день будет завтра?

Что будет сначала: Катин день рождения или Костин?

- Что было раньше: мы ходили в театр  или к нам приходил пожарный?

- Чего нам дольше ждать: утренника или начала каникул?

При использовании линейного календаря для формирования математических представлений необходимо учитывать как возраст детей, так и их степень овладения понятием числа и операцией счета. Например:

- Какое сегодня число (показывает)?

 А какое будет завтра (показывает)?

 А какое было вчера (показывает)?

- (Показывает на сегодняшнее число).

Сколько дней осталось до праздника (показывает на картинку)?

- Показывает на сегодняшнее число.

Сколько дней тому назад мы отмечали Настин день рождения (показывает на картинку)?

- На сколько дней поход в театр будет раньше, чем начало каникул?

 Не следует превращать занятие по календарю в урок математики и пересчитывать все, что только возможно. В то время, как определение сегодняшней даты по календарю является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, остальные вопросы таковыми не являются. Мы рекомендуем чередовать вопросы, направленные на формирование представлений о времени, с вопросами, направленными на формирование математических представлений.

После того, как месяц заканчивается, календарь помещают на стену так, чтобы календари за все прошедшие месяцы составляли непрерывную линию.

 Линейный календарь дети восприняли «на УРА»! Для них он показался намного проще, интереснее, доступнее. Успешными оказались и те дети, которые испытывали трудности, заполняя календарь матричный.

Заполняя календарь, дети узнают, отмечают и рассказывают о значимых событиях для них лично, для группы и социума.

Дети групп старшего возраста в линейном календаре могут отмечать и состояние погоды. Дети старшего возраста сами  могут изготовить такой календарь.

Развешивание месячных линейных календарей в групповом помещении даёт детям целостное представление о том, что такое год.

Линейный календарь отличается от календарей, которые родители используют дома, поэтому мы рекомендуем ознакомиться родителям с этим новым форматом и объясняем, почему детям легче пользоваться таким календарем. Многие родители после таких объяснений начали использовать подобный календарь с ребенком и у себя дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогической технологии развития интереса к русской традиционной культуре детей 5-7 лет на материале народного календаря

  Русский народный календарь представлен разными аспектами  и каждый из них является богатейшим источником познания культурных традиций народа. Благодаря народному календарю дети могу...

Педагогическое мероприятие по народному творчеству - Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»

Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»Педагогические ориентиры:Образовательные: - Продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря, с элементами рус...

Доклад к педагогическому совету "Ознакомление дошкольником с народным календарем"

Знакомство педагогов с основными формами ознакомления дошкольников с народным календарем...

Педагогическая технология «Адвент-календарь» как средство индивидуализации и активизации детской деятельности

Ожидание праздника не менее приятно, чем сам праздник, особенно если сделать это ожидание ещё и интересным. Когда до праздника остаётся совсем немного времени, у ребят всё чаще возникает вопрос: "...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий (лепбук, геокешинг, мобиль, адвент-календарь).

благодаря новым педагогическим технологиям, ребенок научится входить в игровые ситуации и инициировать их сам, творчески развивать игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных ист...