«Развитие творческих способностей ребенка, от рождения до …»
материал (подготовительная группа)

Булдыгерова Светлана Петровна

Материал о творческих способностях ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_rozhd._dlya_roditeley.docx35.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей ребенка, от рождения до …»        

         

     Развитие творческих способностей ребенка необходимо для воспитания полноценной зрелой личности. Творческие способности пригодятся ребенку во всех областях жизни- начиная от отношений в доме, заканчивая решением сложных задач на работе.          

     Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

     Как много способных и талантливых детей. Среди подростков талантов значительно меньше. А талантливые взрослые – это скорее исключение чем правило.

     Что происходит с детьми на пути к взрослости? Что мешает им оставаться самими собой? Почему хрупкие ростки индивидуальности в большинстве своем засыхают, а не превращаются в крепкий стебель диковинных цветов? Почему явные способности часто не раскрываются, не становятся талантами.

Развитие творческих способностей до рождения ребенка

     Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Ученые пытались анализировать их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия – длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия - короткое озарение и интуитивно принятые решения.

     Во второй половине нашего века исследования творческого мышления стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков.    Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности, гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

     Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

     Систематичность и последовательность позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в “скачку идей”, когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению проблемы.

     Если вы, отметив день рождения своему 3-летнему малышу, подумаете: “А не пора ли заняться развитием его способностей?”, то знайте, что вы опоздали не меньше чем на 3 года и 9 месяцев. Вся педагогическая наука вместе с огромной армией родителей обеспокоены вопросом, когда и как развивать и раскрывать детские способности. Но мало кто из взрослых обеспокоен вопросом о том, как не лишить детей этих самых способностей. Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, я предлагаю вам “окунуться” в жизнь ребенка, предшествующую его рождению.

     Современная медицинская наука недавно открыла для себя факт (на самом деле старый, как мир), что мама – это и первая вселенная ребенка, и посредник между ребенком и внешним миром.

     Маленький человек еще не воспринимает наш мир напрямую, однако непрерывно улавливает ощущения, чувства, мысли, которые вызывает у матери окружающий мир. Эти ощущения определенным образом “окрашивают” будущую личность еще не родившегося человека.

     Так, более 1000 лет назад в Китае существовали перинатальные “клиники”, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой.

     Египтяне, индейцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали целый свод законов для матерей, супружеских пар и общества. Эти законы охраняли ребенка, обеспечивая ему наилучшие условия для жизни и развития.

     А в древней Индии беременная женщина считалась благословенной и неприкосновенной. Ей предписывались занятия искусствами, созерцание природы, цветов. Рекомендовалось употреблять только вкусную пищу, желательно фрукты, овощи, злаки. Все это надлежало красиво приготовить и освятить в храме.

     В православной Руси весь период беременности и кормления грудью женщина также являлась неприкосновенной. Считалось, что поскольку таинство зачатия уже совершено, то интимные отношения после него неестественны. В этот период женщину окружали особой заботой родственники и старшие дети.

     Обратившись к источнику древней письменности, мы увидим, что к ребенку не относились как к ничего не понимающему, примитивному существу по сравнению с взрослым человеком. Наоборот, прослеживается очень уважительное и трепетное отношение к младенцу. В древних текстах в образной мифологической форме описывается путь, который проходит ребенок от зачатия до рождения, подчеркивается, что этот путь является огромным опытом; утверждается, что новорожденный младенец ничуть не отличается от взрослых людей по своей способности осознавать все происходящее, только осознает он это иным образом.

     Изображение на иконах Богоматери с младенцем, окруженным золотым сиянием, символизирует детскую безгрешность. Крещение у христиан в раннем детстве предполагает отношение взрослых к ребенку как к равному перед Богом. Исстари взрослые понимали, что для детей важны не только нормальные физиологические условия, но и богатая духовная жизнь.

     В Российской истории можно найти удивительные примеры, подчеркивающие важность духовной жизни ребенка до рождения, но, пожалуй, самым ярким примером является жизнь святого Сергия Радонежского. Родители его были людьми очень благочестивыми. Предварительно они испросили благословение на рождение ребенка у своего духовного отца. С момента зачатия оба не пропускали ни одной службы и строго соблюдали посты. История свидетельствует, что однажды во время особенно торжественного места в литургии … ребенок закричал в утробе матери. Прозорливый священник расценил это как знак необычайности плода. С этого момента мать стала вести еще более благочестивую жизнь, и вскоре у нее родился мальчик, которого назвали Варфоломеем и которому суждено было стать “собирателем русских земель”.

Развитие творческих способностей ребенка в музыке

     О том, что еще не родившийся ребенок способен слышать, в это поверить трудно, но ученые доказали, что все действительно так.

     Внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг, формируется в 5-6 месяцев беременности. Но предполагают, что плод воспринимает вибрации всеми своими клетками непосредственно с момента зачатия, сохраняя информацию в памяти клеток.

     Теперь у нас нет сомнений в том, что еще не развившийся  ребенок воспринимает музыку, которую слушает его мама.

     Интересно, как дети реагируют на разные музыкальные стили:

     Бетховен и Брамс действуют на него возбуждающе, Моцарт и Вивальди – успокаивающе. Рок музыка заставляет их просто бесноваться.

     Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концерты рок музыкантов из-за непереносимых страданий, испытываемых от бурных движений плода. По всей вероятности, те неестественные герцы и децибелы, к которым привыкают умы подростков, причиняют физическую боль детям, находящимся в лоне матери.

     Конечно, никто не возьмет на себя смелость утверждать, что каждый ребенок, мать или отец которого часто слушали музыку или сами играли на каком-нибудь инструменте, обязательно станет композитором, дирижером, певцом или музыкантом-виртуозом. Несомненно, лишь одно – такой ребенок будет восприимчив к музыке.

     Родители еще до рождения ребенка могут привить ему вкус к прекрасной мелодичной музыке, тем более, что еще не родившиеся дети воспринимают ее с большим удовольствием. Когда взрослые возмущаются, откуда у подростков такая любовь к безвкусице, к музыке агрессивной и разрушительной, не плохо бы им вспомнить об упущенном времени…

     Пример с музыкальным развитием очень наглядно показал нам, что вкус можно привить к музыке, поэзии, живописи, а также и ко всем остальным видам творчества.

     Зная об этом, многие мамы приобщают своих будущих детей к шедеврам мирового искусства. И тут уже все зависит от уровня подготовки и вкуса самой мамы. Поскольку мы заранее не можем узнать, какие способности будут даны ребенку, то есть прямой смысл позаботиться о его разностороннем развитии.

     Самое большое удивление вас ждет, когда вы увидите результаты своего труда собственными глазами.

     Ребенок запоминает очень многое из того, что будет читать или показывать ему мама. Поэтому, необходимо выбирать самое красивое, самое лучшее, самое доброе и самое святое. Это касается и картин, на которые смотрит мама, и музыки, которую она слушает, и стихов или сказок, которые она ему читает.

     Вывод: воспитывать художественный вкус и умение чувствовать красоту музыки, живописи и слова, а также такие качества, как доброта и чуткость, можно и нужно еще до рождения ребенка.

 Проявление творческих способностей

     Творчество – вещь тонкая и хрупкая. Слишком сильно оно зависит от многих субъективных факторов, чтобы можно было делать вывод о таланте или гениальности на основании одного или нескольких тестов. А как можно сравнивать, например, уровень таланта Пушкина с уровнем таланта Чайковского или Баха с Рафаэлем, Куинджи с Шаляпиным?..

Каждому понятно, что их таланты, во-первых, из разных областей искусства, а во-вторых, они сформировались и расцвели со временем благодаря неустанному оттачиванию граней таланта.

     Взрослый, постоянно тестирующий детей, напоминает садовника, который то и дело измеряет высоту стеблей и размер бутонов… Но детям нужна настоящая помощь и поддержка взрослых, а не измерение их способностей “по ленточке”. Помощь взрослых заключается в том, чтобы научить ребенка творить.

     Так чему же нужно научиться, чтобы творить? Опираясь на суждения Виталия Бианки, можно ответить на поставленный вопрос следующим образом.

     Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Не чудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил.

     Нужно научиться видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) – так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память.

     Нужно научиться мечтать (фантазия – цемент скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое). Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле.

     Чтобы творить, следует еще научиться:

Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).

Создавать “законченную вещь”, то есть произведение.

Помощь взрослых в развитии творческих способностей ребенка

     Все взрослые хорошо знают, что в саду в каждое времени года надо заниматься определенным видом работ. В одно время рыхлить почву, в другое сажать рассаду, в третье – пропалывать земельный участок, очищая его от сорняков, и поливая растение. Есть также время сбора спелых и сочных плодов. Ни у кого ни вызывает сомнения, что 5 дней назад посаженая яблонька не может сразу дать яблоки. Человека, который ежедневно выкапывает картофель, чтобы проверить, не созрел ли он, по меньшей мере, поднимут на смех. Но когда дело касается детских способностей, то все очевидное превращается в невероятное. Входя в “сад жизни” ребенка, взрослые напрочь забывают о самой простой истине: всему свое время. И, пропустив весну, начинают разбрасывать семена осенью, надеясь на всходы зимой, или, наоборот, желают сорвать плоды с дерева, у которого ствол-то еще не крепок.

      Некоторые “заботливые” родители умудряются научить малышей такому, чего не знают даже многие взрослые.

      Ах, как мечтают многие мамы и папы вырастить талантливого ребенка! Но, оказывается, все не так просто. Мы не раз с вами будем говорить о том, что взрослым необходим большой такт и бережность в отношениях с детьми. Искусственное “выращивание” и “ускорение развития” часто приводят к плачевным результатам.

      Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых в погоне за знанием просто не остается времени. Мы можем не мешать и даже помогать ребенку, однако считать, что только благодаря нашим усилиям и стараниям он станет гением, по меньшей мере самонадеянно. Что взрослые действительно могут сделать, так это помочь ребенку в обретении самого себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Но о какой бережности мы говорим, если весьма привычно для взрослых неуважительное отношение к детям! Иначе откуда берутся такие слова: “Не трогай!”, “Уйди отсюда!”, “Сейчас же положи, я кому сказал (ла)!”, “Вот я до тебя доберусь!”.

     Поэтому надо строить, таким образом, отношения с ребенком, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка.

     Для установления контакта с любым человеком нужно уметь установить контакт – выбрать правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже положение тела, использовать необходимые жесты, мимику, то есть определить стиль общения. Особенно важно это при общении с детьми. Почему? Потому, что неправильно выбранный стиль общения может:

  • Подавить лучшие душевные и творческие порывы ребенка;
  • Остановить развитие его уникальных способностей;
  • Заглушить проявление индивидуальности;
  • Привести к неправильному выбору в жизни;

      В семье, где стиль общения выбран неправильно, творческое развитие ребенка может пойти двумя путями:

     Первый путь – приучившись только выполнять задания взрослых, ребенок полностью утратит способность к творчеству.

     Второй путь – ребенок может творчески раскрыться вне дома, если ему повезет и встретиться хороший педагог, а если не встретится, то талант может быть загублен.

     Кроме того, неправильный (или непродуктивный) стиль общения может полностью дезориентировать ребенка. Тогда истинные ценности будут подменяться ложными, пороки приниматься за добродетели, а целое подменяться частным и мелочным.

Четыре этапа развития способностей

     Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить 4 основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.

1. Первый этап – игровой.

     На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь “играет” со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений.

     Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: “Неторопливость, спокойствие, рассудительность.”

2. Второй этап – индивидуальность.

     Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше.

     На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.

     Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Быстрота его успехов является наградой для учителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.

     Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семью распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

3. Третий – этап роста.

     Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

4. Четвертый – этап мастерства.

     На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко и достигают таких высот единицы.

     Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к “звездной болезни”.

Вывод:

На первом этапе ребенок тянется за родителями;

На втором этапе преподаватель начинает играть все более заметную роль в развитии способностей ребенка;

На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.

     Несмотря на все увеличивающуюся роль профессионального педагога в росте и становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико. Основания залога педагогов – рост профессионального мастерства. Задачей же родителей является воспитание, умение жить, которое необходимо любому ребенку, независимо от его дарований.

     Главные задачи взрослых в развитии творческих способностей ребенка

Научить ребенка основным жизненным умениям: умению общаться; умению думать; умению учиться; умению трудиться; умению любить и проявлять свою любовь.

     Все это гораздо важнее, чем приобретение умения быстро читать, красиво писать или знать математические формулы.

     Потому что:

     Никакие алгоритмы и каллиграфически выведенные не помогут договориться между собой двум молодым супругам, а умение общаться – поможет. Когда мы учим ребенка общаться, мы на самом деле помогаем ему избежать одиночества. Как говориться, одиночество – есть результат неумения общаться.

     Если ребенок умеет думать (у него не исчезло желание познавать мир), будет стремиться к получению знаний всю свою жизнь. Но взрослые должны научить ребенка выбирать для себя из огромного потока информации нужные знания, а от знаний ненужных и вредных держаться в стороне.

     Если ребенка приучить трудиться, он не только сможет выполнить обыденную работу и не испугаться никаких материальных трудностей, но и сможет достичь мастерства в любом виде творчества.

     Духовно наполнить ребенка.

     Познакомить ребенка с понятием нравственных ценностей.

     Очень важно сделать это в детстве, когда ум и сердце открыто и не замутнены ненужными знаниями и недобрыми чувствами.

     Я считаю, что очень важно, ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

  • Смотреть, чтобы увидеть красоту;
  • Слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
  • Почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
  • Говорить так, чтобы тебя услышали;
  • Быть самим собой;
  • Не причинять другому вреда своими чувствами или своей любовью;
  • Трудиться творчески;
  • Творить вдохновенно.

Стадии творческого мышления

     У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующихся на существующих.

     Можно выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:

  • Четкое и ясное представление образов предметов;
  • Хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
  • Способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
  • Способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

     Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств, предметов.

     Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий. К примеру, если ребенку дошкольного возраста рассказать сказку о докторе, который, уходя в больницу, попросил чернильницу посторожить его дом, то ребенок с этим согласится, так как в сказке вещь может выполнять разные функции. Однако, ребенок начинает активно возражать если ему сказать, что когда пришли разбойники, то чернильница залаяла. Это не соответствует с реальными свойствами чернильницы. Часто дети предлагают более реалистичные способы воздействия чернильницы на разбойников: разбрызгивание чернил, удары чернильницей по голове и т.п.

Заключение

     Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Талант, выращенный на почве сомнения, себялюбия, тщеславия и гордыни, несет зло и разрушение не только окружающим, но и, в конце концов, самому человеку.

     Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка. Взрослые должны быть терпимы к, порой, “странным” идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней “рациональное зерно”. Надо не замуровывать в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечать на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоели его “почему” и “отчего”. Напротив, всем своим поведением следует показывать, что вам нравится стремление ребенка познать мир, особенно приветствовать интересные и глубокие вопросы. Необходимо почаще оставлять ребенка одного и позволять ему самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека со стороны родителей может заглушить творчество. Навязчивая родительская помощь может восприниматься как нарушение границ личности. Когда идея принадлежит самому ребенку, то даже совсем маленькие дети, не говоря уже о подростках, часто оказывают упорное сопротивление взрослым, которые слишком активно стремятся разделить радость творческого воображения с ребенком.

     Необходимо учить ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего. Внимательно следить за своей речью, не допускать слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка.    Положительные отзывы родителей о педагоге и, наоборот педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности. Надо постараться открыто выражать свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении родителей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие родители, или хотя бы один из них был таким.

     Взрослые не должны бояться проявить свою индивидуальность в общении с ребенком, это поможет оценить ему в себе творческую личность; содействуя его более глубокому самопознанию, необходимо одновременно учит ребенка уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.

     Атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного непонимания, и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было затушено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло.

     Нужно научить ребенка выделять главное и стараться объяснить и показать, что его дело или увлечение – часть большой и сложной жизни, в которой ему очень пригодиться заранее развитая способность справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни.

     И важно отмечать и говорить ребенку то, что он занимается творчеством ради других, а не ради собственных достижений.

     Все эти воспитательные установки призваны помочь ребенку развить свои творческие способности и подсказать взрослым как лучше понять ребенка и взглянуть на мир чистыми детскими глазами.

     Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительной деятельности

В данной презентации представлена методика диагностики уровня овладения изобразительной деятельность детей раннего возраста ....

Консультация для родителей "Влияние музыки на развитие творческих способностей ребенка"

Автором представлен материал для родителей о влиянии музыки на творческое развитие дошкольников....

Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребенка

«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».Пабло ПикассоПочему дети рисуют? – Это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рис...

Развитие творческих способностей ребенка

Развитие творческих способностей ребенка...