Проект по адаптации детей к условиям детского сада «В детский сад хожу без слез» (вторая младшая группа)
проект (младшая группа)

Лаптева Татьяна Николаевна

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие ребенка и благополучное существование в детском саду и в семье.
В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_proekta.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 84 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Проект по адаптации детей к условиям детского сада

 «В детский сад хожу без слез»
(вторая  младшая группа)

Воспитатель:

Лаптева Т.Н.

г. Одинцово 2021г.

Информационная карта проекта:

1.Название проекта: «В детский сад хожу без слез»

2.Автор проекта: Лаптева Татьяна Николаевна

3.Участники проекта: дети 3 лет, воспитатели, родители, мед.работник, муз. руководитель. 

4. Тип проекта: групповой, краткосрочный, творческо-исследовательский.

5.Срок реализации: Август - октябрь
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Поэтому в период адаптации ребёнка к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Назначение проекта
Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие ребенка и благополучное существование в детском саду и в семье.
В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
Актуальность проекта
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции.
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.

Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.


Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:
-Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
-Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
Ожидаемый результат
Данная система работы, на мой взгляд, поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу социализацииУспешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада.

 

Этапы проекта:

 1 этап. Подготовительный (организационный):

Подобрала методическую, художественную литературу, иллюстрационные материалы, дидактические игры;

Разработала конспекты адаптационных занятий, совместные мероприятия с родителями и консультации для родителей;

Для самостоятельной активности детей  подготовила центры развития:
• центр для сюжетно-ролевых игр;
• центр книги;
• центр сенсомоторного развития;
• центр настольно-печатных игр;
• центры для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровая зона (с игрушками, строительным материалом).
В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.

2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):

На дальнейшем этапе реализации проекта я получала сведения о поступающих детях  в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений можно получить достаточно важную информацию о степени проблемности ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. п. Однако наибольшее внимание я уделила особенностям протекания процесса адаптации, для этого на каждого ребенка педагогом- психологом ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором с момента поступления ребенка в группу фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. Ведение адаптационного листа позволяет мне отследить особенности привыкания ребенка к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.
Кроме того, в ходе беседы с родителями, устанавливаю контакт, который помогает снять тревогу за ребенка, информирую о протекании адаптационного периода, ориентирую на активное взаимодействие.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым воображением:  - игровая деятельность («Ласковое имя», «Сороконожка», «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»);

- дидактические игры  («Божья коровка», «Дружные ребята», «Поймай жучка»);

-занятия («Листопад», «Мячики», «Мыльные пузыри»);

-пальчиковые игры («Пальчики», «Веселый огород», «Замок», «Буду маме помогать»);

-творческий проект «Музыка в движении». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши  и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.

       Также вела работу на установление доверительных отношений с детьми, на создание благоприятной психологической атмосферы в группе, на снятие эмоционального напряжения. Эта задача осуществлялась с помощью комплекса мероприятий таких как: «Вместе весело шагать…»- беседа о группе, знакомство с групповыми атрибутами; «Обнималки» телесная терапия; релаксации «Мячики отдыхают» и другие.

 

3этап. Заключительный (результативность):

Таким образом, привыкание ребенка к детскому протекало максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

    В процессе работы проекта собраны материалы для родительского собрания:

- фото альбом «Как я пошел в детский сад»;

- анкетирование («Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ», «Социальная анкета»;

- разработаны консультации «Растим малыша здоровым», «»Где моя большая ложка?», «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет»;

 - памятки для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада», «В первые дни пребывания в детском саду», «Детская истерика».

   После знакомства с группой родители проявили инициативу доработать созданные условия по оформлению сюжетно-ролевых игр (сшили фартучки, оформили игровой центр в едином стиле). Родители группы с интересом отнеслись к участию в организации проекта, оказывали помощь в изготовлении  дидактических игр « Времена года», «Где вы живете?», «Цветочная полянка».

Активно посещали родительские собрания, ответили на вопросы анкетирования, что помогло достоверно определить успешность адаптации в нашем ДОУ.

Анализ уровня адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада:

После внедрения проекта по адаптации детей к условиям детского сада «В детский сад хожу без слез», был проведен анализ уровня адаптации.

Высокий уровень адаптации –  14  детей;

Средний уровень адаптации – 6 детей;

Низкий уровень адаптации –  0  детей;

Результаты проведения проекта позволили сделать вывод, что психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:

5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.

6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.

7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.

   Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют а...

Адаптация детей 1,5 – 2 лет к детскому саду в условиях группы кратковременного пребывания «Кроха»

Создание групп кратковременно пребывания детей разного возраста является в настоящее время организацией новых, экономически целесообразных форм дошкольного образования. Это позволит сделать услуги...

Адаптация детей 1,5 - 2 лет к детскому саду. Личный опыт.

Адаптация детей 1,5 - 2 лет к детскому саду. Личный опыт. Малыши приходят в детский сад... Я с волнением и интересом знакомлюсь с ними, с родителями. Я понимаю, как важен этот день для моих воспи...

Проект по благоустройству территории детского сада "Территория детского сада- место для игры,отдыха, спорта и познавательного развития"

Проект по благоустройству территории детского сада "Территория детского сада- место для игры,отдыха, спорта и познавательного развития"...

Преемственность и успешная адаптация детей с ОВЗ при переходе из детского сада в школу

В презентации раскрывается опыт работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, представлены актуальные целевые ориетиры для данной категории детей при переходе из детского сада в школу....

Проект по благоустройству территории детского сада. «Участок детского сада - место для игры, отдыха, спорта и познавательного развития детей»

Территория дошкольного учреждения - это его своеобразная визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается с территории. Любой посетитель, ступив на участок ДОУ, обращает в...

Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Будем знакомы»

Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Будем знакомы»...