Методическая работа
учебно-методический материал

Сивина Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных навыков

у детей с ЗПР

Уважаемые педагоги. Представляю вашему вниманию материал по теме: «Формирование коммуникативных навыков у детей с ЗПР

Слайд 2

Человечество не может существовать вне коммуникативной деятельности. В связи с этим именно уровнем развития коммуникации определяется успешность человеческой жизни, поскольку жизнь протекает на фоне постоянного общения.

Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте.

Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются. В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) он получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Неумение ребёнка организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности. И здесь большое значение имеет умение родителей и педагогов организовать правильные отношения между детьми в период дошкольного детства.

Современная ситуация в дошкольном образовании является непростой. Неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост и психогенных нарушений, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушении поведения и деятельности.

Проблема преодоления отставания детей с ЗПР в развитии коммуникативной деятельности очень актуальна.

Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается.

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения, являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения.

Слайд 3

Общение детей с ЗПР отличается от общения нормально развивающихся сверстников. У этих детей снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения, что, в свою очередь, ограничивает развитие речи на уровне фразы и связного высказывания – основного уровня коммуникации.

Они постоянно испытывают трудности адаптации к среде, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Часто дети не умеют выражать свои чувства, выслушивать другого, просить о помощи и знать не знают, как отказать другим. Они не понимают, что возможно проявление сочувствия и сопереживания своему товарищу не только в ситуации его неблагополучия, но и когда он испытывает радость, т.е. не понимает, что такое “порадоваться за другого”.

Общение детей с задержкой психического развития носит эпизодический характер. Большая часть детей отдает предпочтение играм в одиночку. Даже если дети играют, например, вдвоем, то их действия в большинстве случаев несогласованны. В свободное от занятий время они обычно возбуждены, досаждают тем, кто слабее, мешают друг другу заниматься каким-либо делом. Дети с ЗПР не имеют явных предпочтений в общении с ровесниками, у них нет устойчивых групп или пар общения.

Дошкольники с задержкой психического развития по собственной инициативе крайне редко обращаются к «чужому» взрослому за оценкой своей деятельности. Вместе с тем они очень чувствительны к ласке, доброжелательному отношению, сочувствию. Их удовлетворяют тактильный контакт (касание руки, поглаживание головы) и улыбка.

Слайд 4

Перечисленные особенности обуславливают необходимость организации целенаправленной систематической коррекционной работы с данной категорией детей по формированию коммуникативных умений. Специалисты определяют социализирующую роль педагога, которая, по мнению авторов заключается в следующем:

- передача ребенку типичных способов поведения в разных ситуациях и специфических навыков общения;

- создание условий, которые бы способствовали положительному эмоциональному настрою ребенка;

- предъявление ребенку конкретных требований и контроль за их исполнением;

- умение проникнуть в настроение ребенка, посочувствовать огорченному, обиженному, поддержать его эмоционально;

- умение видеть, какое место занимает ребенок в социометрической структуре группы, кому из детей нужна помощь, чтобы установить контакты со сверстниками;

- овладение культурой речевого общения;

- умение владеть собой в сложных ситуациях.

Слайд 5

Для того чтобы формировать, развивать и закреплять начальные навыки общения у детей  дошкольного возраста с задержкой психического развития необходимо использовать в деятельности педагогов игры и задания, направленные на взаимодействие ребенка с окружающим миром.

  • Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению.
  • Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог.
  • Игры на развитие невербального общения.
  • Игры на развитие навыков взаимодействия детей в группе.

Таким образом, для того, чтобы общение детей с задержкой психического развития выходило на качественно новый уровень, необходимо выяснить, на какой ступени развития находится коммуникативные навыки и в каких направлениях необходимо осуществлять коррекционную работу.

Формирование коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную и т.д. Эта задача решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях. Дальнейшее решение этой проблемы происходит в свободной деятельности детей и под руководством педагога.

Но все это невозможно, если не будет установлена возможность формирования коммуникативных навыков путём создания благоприятных для коммуникативного развития педагогических условий, коррекционно-педагогического воздействия и участия в образовательном процессе семьи ребенка.

Слайд 6

Спасибо за внимание!

1. Игра на развитие умения входить в контакт, вести диалог.

«Вопрос-ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

2. Игра на развитие навыков невербального общения.

«Как говорят части тела»

Цель: учить невербальным способам общения.  

3. Игра «Подари улыбку»

Цель: научить детей быть внимательными друг к другу, говорить комплименты.



Предварительный просмотр:

«Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми

 с умственной отсталостью»

     У детей с умственной отсталостью грубо нарушены все стороны психики: восприятие, внимание, память, речь, мышление, эмоционально-волевая сфера.

     Это особые дети и многие не способны к самостоятельной жизни. Но однако при оказании специальной педагогической помощи им частично может быть привита способность к труду и в определенной степени они могут быть социально адаптированы. Как показывает опыт, только в процессе проведения практических занятий можно получить результат от коррекционной работы. При встрече с ребенком не нужно от него требовать немедленного включения в работу. На каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория дошкольников с трудом переключается с предыдущей деятельности.

Многие дети с нарушением интеллекта очень плохо понимают обращённую к ним речь, поучения и беседы с ними, как правило, оказываются безрезультатными. Поэтому организовать обучение умственно отсталых детей, используя только вербальный (словесный) метод нельзя.

     На занятиях необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого ребёнка. Нужно показывать ребёнку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторять необходимые действия. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, обведение по контуру, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах. В результате у ребенка выработаются несложные умения и навыки, разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Рука учит глаз. Плоскостные игрушки и пособия должны быть четкие, красочные.

Ещё один важнейший принцип обучения – доступность (но не лёгкость). Уровень трудности задания должен находиться в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей ребёнка, т.е. нужно, чтобы степень трудности каждого следующего задания возрастала постепенно, пропорционально возможностям ребенка.

Необходимо насыщать занятие эмоциональным компонентом, т.к. у умственно отсталых детей эмоции относительно более сохранены по сравнению с интеллектуальным развитием. Усвоение практического опыта детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности. Необходимо включать в занятия с детьми больше музыки.  Нужно строить работу так, чтобы действию, которое должно стать для ребёнка привычным, сопутствовали приятные переживания. Это и устная похвала, и ласковое поглаживание. Всегда необходимо разговаривать с ребёнком спокойным доброжелательным тоном, не скупиться на похвалу, положительно оценивать его попытки справиться с заданием, выполнить просьбу взрослого и другие.

Для работы с этой категорией детей я использую такие игровые приемы:

     Упражнение «Покорми поросенка»

Попадание бусинок в узкое отверстие. Это упражнение помогает развивать гибкость и подвижность пальчиков, точность и координацию.

В  своей работе я использую  такие Упражнения как  рисование песком. Они развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Рисование песком дает отличный результат релаксации. Это может быть:

Рисование щепоткой, кулачком, пальцем.

Напрягаем-расслабляем пальчики. Упражнение хорошо помогает детям, у которых процесс расслабления и приведения в тонус очень плохой.

Так же использую Игры с прищепками «Ежики»

Такие упражнения способствуют повышению мышечного тонуса, умением манипулировать своими пальчиками.

Игра «На что похожи геометрические фигуры»

Развитие внимания, усидчивости и пространственных представлений.

Игра  «Волшебные резиночки»

Цель игры: Развитие мелкой моторики, наглядной памяти, внимания, мышления, зрительного восприятия, ориентировки на пальчиках рук, цветовосприятия, усидчивости, симметричное украшение, упражнять в счёте.

 Играя, мы учим названия и порядковый номер пальчиков.

Нужно надеть резиночки на пальцы так, как показано на карточке.

Работая с такими детьми, искренне радуешься их успехам и осознаешь, что хоть малыми шагами, но их развитие возможно.

А сейчас я приглашаю желающих поиграть в игру «Волшебные резиночки»

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Нейробика – как метод индивидуализации развития детей с ОВЗ»

2 

Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа является залогом внимания, хорошей памяти, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. И самое интересное – мозг можно тренировать, поэтому я  предлагаю Вам познакомиться с комплексом нейрогимнастики для детей, полезными упражнениями, которые позволят развивать мозг и совершенствовать его деятельность.

3

Мозг человека уникален и представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Левое полушарие, логическое, оно носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, развитие речи. А правое полушарие, творческое, регулирует координацию движений, восприятия пространства, гуманитарное развитие и креативные способности. Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон), которое передает данные из одного в другое.

4

При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.

5

Нейрогимнастика для мозга в педагогике относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Кинезиология помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга.

6

Сам комплекс появился в 70-х годах XX века, идея принадлежит Полу Деннисону – американскому доктору философии, который 20 лет занимался выявлением причин неуспеваемости в процессе обучения. Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга».

7

«Нейробика – это зарядка для ума!». Она представляет собой комплекс специально подобранных упражнений, которые помогают детям легче учиться. Определенные движения и прикосновения активизируют работу головного мозга, способствуют интеграции его полушарий, которые начинают работать более согласованно, создается доступ к тем участкам мозга, которые прежде были недоступны.

8

Практическая значимость упражнений заключается в следующем: 

  • Профилактика соматических заболеваний (нарушения зрения, активации работы мышц, развитие слуха);
  • Улучшают ритмику организма;
  • Развивают самоконтроль и произвольность;
  • Выполнение симметричных и асимметричных движений;
  • Соблюдение равновесия;
  • Подвижность плечевого пояса, и ловкость рук и кистей;
  • Растяжки  нормализуют гипертонус  и гипотонус;
  • Способствуют расслаблению  и  снятию напряжения;
  • Повышают продуктивную работоспособность;
  • Стимулируют развитие памяти и мыслительной деятельности;
  • Формируют уверенность в себе.

9

Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8,5 лет. Таким образом приступать к выполнению гимнастики необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться Нейробика.

10

Огромная польза и привлекательность «Нейробики» состоит в ее простоте и практичности, поэтому ее можно выполнять в любое время и в любом месте. Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время занятия.

В нашем детском саду есть группа детей с нарушением ОДА.

Работая с данной категорией детей, я использую комплекс упражнений «Нейробика» в индивидуальной работе. Данные упражнения прописаны у каждого ребенка в образовательных маршрутах.

Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил. Для детей дошкольного возраста следует проводить гимнастику так, чтобы участникам было весело и интересно.

  • Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения;
  • На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера;
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Лучше сделать меньше, но качественнее;
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • Упражнения проводятся стоя или сидя за столом, в медленном темпе от 3 до 5 раз.
  •  Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами.  В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 2-3 качественно выполненных заданий вполне достаточно.
  • Продолжительность не  более  5-7  минут;
  • Для постепенного усложнения упражнений можно ускорить темп выполнения движений.

Уважаемые коллеги приведу несколько наиболее эффективных упражнений из комплекса «Нейробика».

11

«Кулак – ребро – ладонь» оно повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, улучшает восприятия новой информации. Движения также подпитывают энергией для быстрого выполнения заданий.

12

«Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках чтения и письма, усвоения новой информации. А еще снимает боль в пояснице и подтягивает мышцы живота.

13

 «Активация рук» эти упражнения  помогают улучшить внимание.

14

«Ленивые восьмерки» эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине, укрепляют связь «рука-глаз».

15

«Двойные каракули» помогают улучшить внимание, развивают творческое мышление.

16

«Двойные рисунки» это упражнение полезно для развития навыка письма и решения задач.

17

«Слон» - это упражнение поможет улучшить гибкость шеи, слух, стимулирует одновременную работу обоих полушарий.

18

«Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. Снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу.

19

«Мнимая слепота» - упражнение на внимание и концентрацию.

20 

«Рабочая рука» развивает точность движения рук, мелкую моторику.

«Правая - левая» развивает тактильные ощущения.

21

Дорогие педагоги, Вам были представлены упражнения которые направлены на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. И вам я коллеги рекомендую использовать комплекс упражнений «Нейробика» в своей работе. Ведь развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем.

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Что такое Нумикон?

Нумикон – это программа и набор наглядного материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики.     Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться на практике, способность обучаться наблюдая и     способность распознавать паттерны, то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны при следующих предъявлениях.

В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и     тактильного восприятия.

Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Авторы этой     программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов чувственного восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, а     также подключать движение и речь.

    Почему формы Нумикона выглядят именно так?

Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются нами гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например, если вы увидели группу кругов,     разбросанных как попало, можете ли вы, не пересчитывая, сказать, сколько их? А если круги расположены в системе, вы сразу видите, что их     восемь. Оказалось, что объекты, расположенные на одной линии, тоже неудобно охватывать взглядом. Вспомните, как сложно посчитать этажи в высотном доме.     Поэтому создатели многих настольных игр, таких как карты, кости и домино, опирались на принцип стандартизованного расположения объектов.          

С помощью деталей Нумикона можно наглядно показать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна     разница между четными и нечетными числами. Нумикон можно использовать, чтобы освоить состав числа, сложение, вычитание. Нумикон также успешно     применяют при обучении детей школьного возраста. Он помогает освоить такие темы, как сложение с переходом через десяток, умножение, деление и т. д.

     

Кроме форм-шаблонов в набор входят также разноцветные штырьки, которые можно использовать как счетный материал и вставлять в отверстия     форм-шаблонов, белые доски с пупырышками и схемы для наложения, с помощью которых можно выкладывать из деталей Нумикона картинки, например     кораблик, машинку, козлика, «волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят заданный предмет или форму, числовая прямая и некоторые     другие материалы.

   

 Этапы работы с Нумиконом

Начальный этап знакомства с Нумиконом предполагает, что дети много манипулируют и играют с деталями: смотрят на них, крутят в руках, надевают на пальчики,     вылавливают сачком из воды; используют в сюжетных играх нанизывая формы Нумикона     или штырьки на шнурок в виде бус; красят их красками и отпечатывают на бумаге или делают оттиски на пластилине. Все это нужно для того,     чтобы дети как можно больше рассматривали и трогали руками детали Нумикона и таким образом запоминали их зрительно и осязательно.

Дети узнают, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой форме есть разное количество дырочек. Детали можно описывать такими словами, как     «красная», «синяя», «большая», «маленькая», «самая маленькая». Можно называть их словами «три», «пять», «семь» и т. д. Однако на этом этапе детям не     предлагается пересчитывать количество отверстий в каждой форме. Все детали воспринимаются целостно, глобально. А слова «три», «пять» и «семь» пока являются     только именами желтой, красной и розовой форм соответственно.

Когда дети начинают конструировать из форм Нумикона различные плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных) по образцу или по схеме , накладывают детали на белую доску , пытаются составить одну большую форму из двух и более деталей, они знакомятся с новым свойством – узнают,     что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка.

Потом добавляются игры, где детям предлагается сравнивать формы Нумикона по размеру и выкладывать их в ряд от меньшей к большей. Одновременно с этим они     знакомятся с цифрами и работают с числовым рядом. На стене, доске или холодильнике вешается полоска с числовым рядом, где над каждой цифрой нарисована     соответствующая ей форма Нумикона. Дети учатся находить соответствие между цифрами и формами Нумикона, опираясь на их целостное восприятие, пока без     пересчета дырочек.

На следующем этапе им предлагается пересчитывать отверстия, вставлять в них штырьки, камушки, ракушки и т. п. и пересчитывать, сколько их помещается в     каждой форме.

Далее дети используют Нумикон как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями, например сложением.

Также Нумикон позволяет осуществлять арифметические действия с переходом через десяток. Например, ребенку нужно узнать, сколько будет 8 + 5. Для этого он     кладет на парту зеленую восьмерку и вплотную к ней – красную пятерку. Дальше берет синюю десятку и накладывает сверху на обе формы. Получается, что из-под     десятки выглядывает хвостик от пятерки, который по виду напоминает нумиконовскую тройку . И ребенок видит, что это десять и три, то есть     тринадцать!

Когда дети манипулируют с деталями, закапывают формы Нумикона в песок, ищут на ощупь в «волшебном мешочке» или в коробке с крупой, играют с ними,     закрывая глаза, сравнивают, подбирают соответствующие им цифры, у них постепенно формируются не только зрительное и тактильное представление об этих     формах, но и образы этих деталей и соответствующих им чисел. То есть дети начинают представлять формы Нумикона и числа, а затем и действия с ними, не имея     реальных деталей перед глазами.

Таким образом, при устном счете Нумикон дает возможность опираться уже не на наглядность, а на представление о формах и числах. Это значит, что устный счет     становится более доступным!

    Как включать Нумикон в традиционную     программу формирования математических представлений?

Вероятно, этот вопрос возникает почти у всех специалистов, приступающих к работе с данным материалом. Тем более что в образовательных учреждениях     существует довольно строгое планирование содержания работы.

Следует отметить, что возможности использования Нумикона очень разнообразны, и это позволило нам поэтапно встраивать его в разные части занятия. Часть     заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с Нумиконом, можно выполнять во время свободных игр, перемен, игр с водой и сыпучими     материалами, а задания математической направленности органично встраиваются в программу формирования элементарных математических представлений на уроках.

    Перечислим возможности включения Нумикона в разные содержательные блоки формирования математических представлений.

    1. При формировании представлений и понятий о размерах мы показывали разницу между большими и маленькими объектами, сравнивая формы Нумикона по размеру.

    2. При развитии пространственных представлений использовались задания по конструированию и ориентировке на белой доске.

    3. Развитию временных представлений помогали настенные часы, дополненные формами Нумикона.

    4. На формирование образа числа работает прием представления каждого числа максимальным количеством примеров, которые отражают его суть или ассоциируются с     ним. Например, число 3 – это треугольник, три поросенка, квартира № 3, трехколесный велосипед, желтая форма Нумикона и др.

    5. При обучении прямому и обратному счету в пределах 10, счету от заданного числа, нахождению «соседей» числа мы использовали выстраивание рядов из форм     Нумикона от 1 до 5, а на следующих этапах работы – от 1 до 10, играли в восстановление ряда, когда одна из форм исчезала или формы менялись местами.

    6. При тренировке в пересчете и подведении итога – пересчитывали дырочки в формах Нумикона, вставляли в них штырьки и пересчитывали их.

    7. При работе с цифрами и бучении соотнесению числа и количества мы использовали соотнесение цифрового ряда от 1 до 10 с рядом форм Нумикона, подбор нужной     цифры к форме. Сначала дети опирались не на количество дырочек, а на узнавание целостного образа формы, а затем постепенно переходили к пересчету     отверстий.

    8. При объяснении состава числа мы складывали одни формы из других и таким образом наглядно показывали, как одно число составляется при помощи других чисел     .

    9. При знакомстве с арифметическими действиями Нумикон позволял иллюстрировать сложение и вычитание

    Графические задания

Отдельным направлением работы стало включение в урок математики графических заданий с использованием Нумикона. В методических рекомендациях для учителя     работа в тетрадях и альбомах не описана.

Для детей с синдромом Дауна графическая деятельность является одной из самых сложных, и им необходимо совершенствоваться в этом направлении. Используя     графические задания на уроках и в домашней работе, мы развивали мелкую моторику и закрепляли навыки, освоенные во время практической деятельности с     Нумиконом. Одновременно с этим мы получили альбом с выполненными заданиями, отражающий динамику в освоении математических навыков с использованием     Нумикона. Используя картинки с сайта www.numicon.com [6], мы составляли графические задания и распечатывали их на цветном принтере для каждого ребенка.

Приведем примеры некоторых заданий: соединить одинаковые формы Нумикона ; соединить форму Нумикона и ее контур; соединить формы Нумикона с цифрами; сравнить две формы Нумикона; обвести все формы Нумикона, которые больше, чем образец; решить примеры и др.

Также мы давали детям графические задания на школьной доске, например соединить цветные формы Нумикона и их черно-белые копии .

Важной частью нашей работы было методическое сопровождение использования Нумикона родителями на занятиях с детьми дома.

В связи с тем, что на момент начала нашей работы с Нумиконом методические рекомендации еще не были переведены на русский язык, мы должны были подробно     описывать и обосновывать последовательность работы с этим материалом. Например, было трудно объяснить, что на начальных этапах не нужно вводить числовое     обозначение форм Нумикона. Мы детально обсуждали, почему нельзя пропускать сенсорный этап освоения пособия.

    Мы использовали следующие формы работы с родителями:

    • рекомендации в течение года. После каждого занятия мы обсуждали с родителями, что происходило на уроке, показывали примеры работ, выполненных в классе,     отвечали на вопросы и давали домашнее задание;

    • программу работы на каникулы, содержащую рекомендации к занятиям с использованием Нумикона;

    • беседы. Нам были очень важны наблюдения, мнения и идеи родителей, их рассказы, удаются ли определенные виды работы, что нравится детям, какие возникают     сложности.

    Трудности и успехи в работе с Нумиконом

Начав использовать Нумикон, мы столкнулись с рядом трудностей. Их анализ со временем помог нам лучше организовать нашу работу.

    1. Ярко выраженные сенсорные интересы у детей. Дело в том, что разработчики Нумикона предполагают знакомство детей с ним в возрасте около 3 лет и     достаточно долгий этап сенсорных игр с этим материалом. Дети нашей группы познакомились с Нумиконом только после 6 лет и не имели возможности насытиться     играми. Важно также отметить наличие специфических сенсорных интересов детей с синдромом Дауна, связанных с их низкой тактильной и проприоцептивной     чувствительностью.

Каждый раз, когда на уроке мы начинали работу с Нумиконом, многие дети совершали с ним неспецифические манипуляции – стучали, крутили, кидали, надевали на     пальцы. Нам хотелось поскорее перейти непосредственно к математическим заданиям, но сделать это не получалось.

Важно сказать, что через определенное время у детей все же произошло накопление опыта и сенсорное насыщение Нумиконом, после чего неспецифические     манипуляции сократились. В середине второго года обучения дети смогли перейти к более сложным этапам работы – математическим заданиям с использованием     этого материала.

    2. Недостаточное количество времени – занятия в Даунсайд Ап проводились всего один раз в неделю в группе, индивидуальных занятий с Нумиконом не было.

    3. Недостаточность информации о создании и использовании развивающей среды. Очень важным принципом разработчики Нумикона считают создание вокруг ребенка     развивающей среды, насыщенной математикой, но в описании программы они не останавливаются на этом достаточно подробно.

Речь идет о плакатах с цифрами, геометрическими формами на стенах, стенгазетах с рисунками и фотографиями детей, занимающихся с Нумиконом и другими     математическими пособиями. Это могут быть также счетные материалы, расположенные в зоне доступности для детей, коробка с песком, где можно искать формы     Нумикона, цифры, сделанные из различных материалов (дерева, мягкого пластика, вырезанные из наждачной бумаги), или цифры с магнитами. Можно повесить     гирлянду из карточек с цифрами от 1 до 10 и соответствующим количеством предметов на каждой из них, с дополняющими их формами Нумикона. При этом важно не     только наличие предметов, игрушек и картинок, но и то, как взрослый помогает ребенку осваивать эту среду.

Мы поняли, что недостаточно повесить на стены плакаты из магазина, желательно создавать наглядные материалы совместно с детьми, а затем учить детей     обращать на них внимание, изучать их и использовать.

Мы видели, как в Англии ребенок показывал на гирлянду из фотографий с разным количеством детей и соответствующими цифрами, узнавал на фотографии себя и     своих друзей, называл числа и очень этим гордился.

Постепенно в совместной деятельности с детьми мы воплощали наши идей о внедрении Нумикона и других математических материалов в окружающую их среду.

Например, на занятиях по ИЗО дети приклеивали божьим коровкам точки на кружочки, нарисованные по шаблонам Нумикона, а затем на уроке математики     распознавали эти формы и пересчитывали точки .

    4. Отсутствие переведенных методических материалов по работе с Нумиконом у родителей.

    5. Сложности включения Нумикона в занятия и сочетания их с другими видами работ по основной программе, особенно на этапе выраженного сенсорного интереса к     деталям Нумикона.

    6. Сложности математического характера с операцией сравнения, начиная со сравнения простых предметов и картинок до математического сравнения. В нашей     работе мы столкнулись с тем, что сравнение дается детям с синдромом Дауна сложнее всего.

    Важно также подчеркнуть положительные моменты, которые с самого начала помогали нам работать с данным материалом:

    • педагогам, детям и родителям понравился сам материал и различные игры с ним;

    • мультисенсорный принцип, заложенный в основу данной программы, помогал поддерживать вовлеченность детей.

    Особый интерес у детей вызывали игры, в которые мы играли во время «круга»:

    • нахождение деталей Нумикона в гречке; • магнитная «рыбалка» – игра, в которой нужно удочкой с магнитом поймать заданную форму Нумикона, на которую также     приклеен кусочек магнита ;

    • игры с «волшебным мешочком»: искать такую же деталь, узнавать на ощупь, искать самую большую форму Нумикона;

    • кубик с Нумиконом, который мы изготовили из коробки, гофрированного картона и белого пластика. С помощью кубика мы играли в узнавание форм Нумикона без     учета их цвета, в игры на понимание состава чисел.

Нумикон может стать удачным дополнением и ресурсом для работы, а не заменой существующих методов и материалов.



Предварительный просмотр:

Управление образованием администрации г. Юрга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида  № 28 « Ромашка»

Выступление на семинаре

«Чек- лист как инструмент для визуальной поддержки детей с ОВЗ»

 

учитель-дефектолог:

 Сивина О.В.

Юрга 2022г.

«Чек-лист как инструмент для визуальной поддержки детей с ОВЗ»

Важную роль в социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья играет окружающее пространство, которое стимулирует активность ребенка делает его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности. Особенности детей с ОВЗ предполагает на первоначальном этапе работы насыщение сенсомоторного пространства, так как при дефектах подобного типа, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточность эмоционально-волевой сферы, бедность игровой и продуктивной деятельности.

Специальная коррекционно-развивающая среда имеет важное, значение для успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Большинству детей с ОВЗ очень сложно воспринимать информацию на слух, а значит и трудно обучаться по устным инструкциям. Кроме того им практически невозможно планировать и выстраивать в цепочку слова и действия самостоятельно. Поэтому,  наша задача на основе тех задатков, которые дала ребенку природа, помочь приспособиться к жизни, научиться социально приемлемому поведению, овладеть навыками самостоятельности в силу своих возможностей. Для этого существует множество видов визуальной поддержки: -это письменные инструкции, изображения,  подсказки, расписания дня….и т.д.

Сегодня, я вам расскажу подробнее о визуальном плане и чек- листе. Вот так выглядит визуальный план.

Что же такое чек-лист?- это список, содержащий ряд необходимых действий пунктов) для выполнения работы, используется для уменьшения неудач, путем компенсации потенциальных ограничений человеческой памяти и внимания.

История возникновения чек- листа связана с авиацией. В 1930х годах в Америке проходили испытания бомбардировщика, но они были неудачными и СМИ окрестили этот  бомбардировщик (слишком сложным, чтобы на нем летал человек» Управление было действительно было сложнее, чем на других самолетах того времени.  Но производитель не стал упрощать изобретение, а создал список для пилотов, что делать:

  • перед взлетом;
  • при взлете;
  • в полете;
  • при посадке;
  •  после посадки.

Все детали были перед глазами у пилотов, а не только в их памяти.

Вскоре чек- листы «перекочевали» и в другие сферы жизни. В настоящее время они активно используются во многих областях: в маркетинге, в менеджменте и тд. Конечно такой метод работы нашел свое применение и в образовании.

Визуальное расписание – это перечень пошаговых последовательных действий которые дают ребенку понять, что он будет делать на занятии. Смысл чек- листа- не допустить ошибку, а значит коррекционная работа пройдет более эффективно. Отрабатываем навык следовать инструкциям взрослого, действовать последовательно. Все это дает понимания происходящей социальной ситуации, приводя к успешному выполнению многоступенчатой, сложной задачи.

Принцип действия чек- листа на коррекционном занятии организовать общение с ребенком опосредовано, за счет визуального расписания.

Например: учитель-дефектолог на начало занятия выкладывает перед ребенком предлагаемый чек- лист с последовательным планом всего занятия. Чек- лист включает в себя пять игр- упражнений. Приступаем к действию по средствам чек- листа, если в системе работать с ребенком, то принцип работы ему знаком. На карточке должно быть изображение и подпись. Изображение обозначает то задание, которое будет выполнять ребенок.

Ребенок переносит первую картинку на другую сторону поля чек- листа и из общего количества подготовленных пособий выбирает игру для выполнения первого задания. Тем самым оставляя отметку о выполнении задания. И это очень важно: отмеченные пункты создают «ощущение прогресса» и являются дополнительным фактором мотивации. А неотмеченные пункты напоминают о том, что еще предстоит сделать. Таким образом,  осуществляется последовательность выполнения всех запланированных заданий.

Применение чек- листа на коррекционных занятиях позволяет достичь следующих результатов:

-улучшает навыки коммуникации;

-улучшает способность к обучению.



Предварительный просмотр:

   Управление образованием администрации г. Юрга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида  № 28 « Ромашка»

Выступление на семинаре-практикуме в ДОУ

 «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика

в работе с детьми с ОВЗ»

              подготовила:

учитель-дефектолог

Сивина О.В.  

 

Юрга 2023г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

«Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика

в работе с детьми с ОВЗ»

 

2 слайд

Всем известно, что артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, которые  являются необходимой составляющей любого логопедического занятия. В работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, она решает задачи формирования артикуляционных укладов звуков речи, развитие и укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности  движений органов, участвующих в речевом процессе.

3 слайд - 4 слайд

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.

Зачастую детям дошкольного возраста не интересны предлагаемые  в литературе традиционные артикуляционные упражнения. Поэтому специалисты, желая заинтересовать детей,  используют инновационные методы работы.

5 слайд

Так, например, набирает популярность теория «сенсорной интеграции», разработанная западным специалистом - эрготерапевтом по детскому развитию Джин Айрес. Данная теория помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребёнка.

Отечественный логопед и специальный психолог Марианна Ильинична Лынская адаптировала метод сенсорной интеграции к решению логопедических задач в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, и разработала метод сенсорно-интегративной логотерапии.

6 слайд

Необходимо отметить, что в работу включаются сохранные анализаторы – тактильные, слуховые, вкусовые, обонятельные. Простота и отсутствие специализации позволяют использовать данные упражнения как с детьми без речевых нарушений с целью развития артикуляционных возможностей, улучшения дикции, так и с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы, интеллекта.

7 слайд

Выполняя упражнения сенсорно-интегрированной артикуляционной гимнастики, решаются следующие задачи:

—        активизируется небно-глоточное смыкание, что способствует устранению гиперназализации;

—        растягивается подъязычная складка («уздечка») языка, позволяя выполнять артикуляционные движения с большей амплитудой;

—        дифференцируется носовой и ротовой выдохи, что положительно влияет на длину и силу фонационного выдоха;

—        улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений, что способствует улучшению четкости произношения;

- повышается  качество обратной связи от артикуляционных органов, что способствует преодолению апраксии.

Слайд 8

Необходимым звеном каждого комплекса сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики является «сенсорный поднос» на котором рядами, дорожками, участками укладываются сенсорные материалы, имеющие обонятельные, вкусовые и тактильные свойства.

Это могут быть:

  • кружочки или кусочки фруктов, ягод;
  • палочки корицы, гвоздики, горошки перца, лавровый лист;
  • крупы, макароны разной формы;
  • зелень, семена, орехи;
  • пробка натуральная.

Материалы подбираются в соответствии с тематикой комплекса.

Подробнее с методом можно познакомиться в методическом пособии М.И. Лынской. Если кого заинтересовал данный материал он есть в цифровом виде.

Важным принципом проведения данной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом в традиционной системе).

Регулярное появление подноса (коробочки) визуализирует для ребёнка начало занятий, помогает настроиться на занятие (особенно важна подобная визуализация для неговорящих детей).

Использование материалов, имеющих обонятельные и вкусовые свойства (продуктов, специй), способствует более длительному сохранению ощущений, возникающих во время упражнений. Ребёнок начинает лучше чувствовать артикуляционные органы и совершаемые ими движениями.

Общие рекомендации по проведению сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики:

1. Движения производятся неторопливо, ритмично четко.

2. Чаще сравнивайте образец, действия взрослого с действиями ребенка.

3. Выполняя упражнения для ребенка, используйте ладонь своей руки и руки ребенка, имитируя движения языка.

4. Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от нее не уставал.

5. Внимание! Перед проведением такой гимнастики необходимо убедиться, что у детей нет аллергии на тот или иной продукт.

Слайд 9

Игры по сенсорной интеграции полезны и интересны. Например, мы сегодня с вами попробуем выполнить несколько упражнений с сушкой.

Слайд 10

Упражнения с соломинкой.

Слайд 11

В логопедической работе данный метод положительно влияет на качество выполнения упражнений, улучшает настроение детей, прививает интерес к занятиям, развивает различные виды ощущений.



Предварительный просмотр:

Управление образованием администрации г. Юрга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида  № 28 « Ромашка»

Выступление на семинаре – практикум

 «Использование нейрологопедических игр и упражнений в развитии детей с ОВЗ»

Подготовила:

учитель-логопед

Сивина О.В.  

 

Юрга 2024г.

«Использование нейрологопедических игр и упражнений в развитии детей с ОВЗ»

В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, нейропсихологии, и нейрологопедии, в которых рассматриваются пути коррекции развития детей.

У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам. Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией.

Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. Нейрологопедические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. При подготовке детей к школе необходимо уделять большое внимание развитию межполушарных связей.

Хотелось бы поделиться некоторыми нейрологопедическими играми и упражнениями, наиболее интересными, на мой взгляд, которые я использую в своей работе на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). 

Артикуляционные упражнения составляют основу для постановки нарушенных звуков речи. Артикуляционная гимнастика с использованием нейростимуляции повысит интерес детей к её выполнению,  улучшит состояние мышц  и увеличит количество нейронных связей мозга.

Артикуляционная гимнастика «Веселая зарядка»

Константин Бусыгин (видео)

Слайд 3

Повтори движения глаз, языка и рук, как на картинках.

Слайд 4         Игры для развития мелкой моторики

Игра с разноцветными помпонами (видео)

«Руки-трюки» — это настольная игра для развития мелкой моторики. На карточках нарисованы руки, удерживающие между пальцами мелкие предметы (жетоны, фишки, кубики, резиночки), рядом с каждым игроком лежат те же предметы, которые изображены на карточках. В игре тренируются точность движений, плавность, ловкость, координация. Те движения, которые приходится выполнять детям, формируют основу для дальнейшего развития речи, овладения навыком письма, произвольного контроля.

«Игры с разноцветными резиночками»

В оригинале она называется Ринг Динг (RingDing). Нужно надеть на пальцы резиночки так, как показано на картинках с заданиями.

Игры с Резинками способствуют:

- развитию цветового восприятия,

- развитию право-левосторонней ориентировке,

- развитию мелкой моторики рук, конструктивных навыков, наглядно-образного и логического мышления,

- зрительного и слухового внимания.

Слайд 5        Игры на автоматизацию звуков

Для автоматизации звуков использую нейрокарточки «Смотри и повторяй» (карточки с согласованием слов и жестов). Это игра с переключением.

Ребенку нужно рассмотреть картинку, назвать их по порядку и на каждое слово выбрать соответствующую позу руки.

Нейроладошки  Тетрадь-тренажер по автоматизации звуков.

Звуковые змейки

Нужно  провести одновременно указательными пальцами обеих рук по змейке и назвать картинку.

«Умный тренажер». Автоматизация звуков в начале, середине и в конце слова. Перед ребенком игровое поле с нарисованным заданием.

Нужно двигаться по стрелочкам одновременно двумя пальчиками, называть цвет и картинку под каждой линией.

Слайд 6        Игры на дифференциацию звуков

Так же я использую нейрокарточки карточки на дифференциацию звуков, где ребенок произносит слог и выполняет соответствующий жест.

Визуально-ритмические ряды представляют собой последовательно выложенную серию предметов, фишек, букв. Работа с ними – один из этапов в коррекции нарушений слоговой структуры слова. Детям с такими нарушениями сложно переключаться с одного звука на звук, со слога на слог, со слова на слово. С помощью ВРР (визуально-ритмических рядов) ребенок может зрительно увидеть последовательность, ритм и это поможет ему научиться переключаться. Используются так же для: - изолированного произнесения поставленных звуков; - автоматизации в слогах, словах, фразах, чистоговорках. - заучивании стихов; - отработке ритма; - применение на этапе дифференциации звуков.

Слайд 7

 Слайд 8

 Слайд 9    Найди знакомые слова и обведи их                  

Игра «Игра топ, хлоп нос».

Инструкция: «Давай проведем разминку?

Манго – топ, киви – хлоп, банан – покажи нос. (показать картинку)

Слайд 10    

Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей. К тому же, использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует наиболее быстрому процессу коррекции недостатков речевого развития дошкольников.

Слайд  11    Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методическая разработка "Использование интерактивных форм и методов в методической работе для формирование у педагогов потребности в профессиональном саморазвитии"

Методическая разработка включает в себя теоретическое обоснование и практическое использования интерактивных форм и методов в работе с педагогами ДОУ. В методической разработке представлен подробный ...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».

Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...