Статья "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя"
статья

Большакова Ирина Александровна

В современной системе дошкольного музыкального воспитания музыкально-образовательная деятельность детей, как правило, происходит через пение. Существует множество методик по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, которые направлены на формирование певческих навыков детей данной возрастной категории и способствуют раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка.

Взаимодействие воспитателя группы и музыкального руководителя, прежде всего, направлено на поддержание дисциплины на музыкальном занятии. Воспитатель и музыкальный руководитель совместно помогают детям в инициативе, используя различные методы, направленные не только на формирование у ребенка певческих навыков, но и на развитие логического мышления, познавательной активности, самостоятельности, креативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя»

В современной системе дошкольного музыкального воспитания музыкально-образовательная деятельность детей, как правило, происходит через пение. Существует множество методик по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, которые направлены на формирование певческих навыков детей данной возрастной категории и способствуют раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка.

Музыкально-образовательная деятельность в детском саду связана с воспитанием детей средствами музыки, приобщением их к миру прекрасного, формированием у них основ музыкальной культуры. Д. Б. Кабалевский писал: «Значение музыки далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования, является могучим средством формирования духовного мира ребенка» [4, с. 5].

Взаимодействие воспитателя группы и музыкального руководителя, прежде всего, направлено на поддержание дисциплины на музыкальном занятии. Воспитатель и музыкальный руководитель совместно помогают детям в инициативе, используя различные методы, направленные не только на формирование у ребенка певческих навыков, но и на развитие логического мышления, познавательной активности, самостоятельности, креативности.

Анализ современного состояния музыкально-образовательной деятельности, направленной на формирование певческих навыков у дошкольников показывает, что необходимость взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя на уроках музыки в детском саду помогает разрешить практически все возникающие проблемы. Это обусловлено тем, что современная система дошкольного образования в полной мере использует современные методики, направленные на формирование певческих навыков, ориентированных на воспитание творческой личности дошкольника. Данный вид педагогического воздействия помогает установить проблемы музыкально-образовательной деятельности, направленной на формирование певческих навыков у дошкольников, а также наметить эффективные пути разрешения данных проблем.

В связи с этим, в современной дошкольной педагогике возникает потребность в использовании методов проблемного обучения, различных игровых и проектных методов, развивающих методик и технологий, основанных на взаимодействии воспитателя и музыкального руководителя в процессе педагогического воздействия. Именно такие условия способствуют достижению цели и решению задач музыкально-образовательной деятельности в детском саду.

В современной педагогике стали приобретать популярность проектно-развивающие методы, которые являются компонентом музыкально-образовательной системы. Их главная цель — способствовать развитию творчества, инициативности и социальной активности детей.

 Проектирование — это обучение через действие. В ходе осуществления проектной деятельности необходимо строить музыкально-образовательный процесс, предполагающий активную самостоятельную основу детской деятельности, учитывая личные интересы ребенка в приобретении знаний. Доказано, что ребенок лучше усваивает то, что делает самостоятельно, используя определенные познавательные и практические усилия. Данный вид деятельности предполагает подготовку и реализацию различного рода творческих проектов, проведение тематических мероприятий на базе образовательной организации. Для успешной реализации всех запланированных проектов, мероприятий, праздников и пр. деятельности одного лишь музыкального руководителя, увы, всегда недостаточно. Поэтому очень важно взаимодействие руководителя с воспитателем, с родителями, а так же с руководителями иных направлений образовательной деятельности в детском саду, если таковые имеются (например, хореография, изобразительное искусство, театральный кружок и пр.).

 Скажем несколько слов о проектировании в музыкально-образовательном процессе в детском саду. Родоначальником проектирования в детской педагогике принято считать знаменитого американского ученого, педагога и философа XX века Джона Дьюи [2], [3]. Дж. Дьюи определял воспитание как накопление и реконструкцию жизненного опыта с дальнейшим углублением его социальных содержательных основ. Личность ребенка формируется одновременно с накоплением личного опыта. Исходя из этого, Дж. Дьюи считал, что воспитание и развитие дошкольников должно осуществляться как игровая и трудовая деятельность, в которой любое действие ребёнка выступает как инструмент познания, способ постижения истины. Данный путь познания — самый подходящий для детей дошкольного возраста. Под целью образования Дж. Дьюи понимал способность разрешать жизненные ситуации, владеть навыками творческого мышления, обогащать свой опыт (знания как таковые и знания о способах действия), умение воспитывать стремление к самосовершенствованию. По методике Дж. Дьюи реализовывалась опытно-экспериментальная работа начальной школе при Чикагском университете, учреждённой в 1896 г., где обучались дети с 4 до 13 лет. Как основание для начала обучения с малышами ученый предположил, что вся последующая школьная жизнь детей закладывается уже в детском саду, где дети с ранних лет в игровой форме учатся делать некоторые вещи самостоятельно. Данный метод не был связан с понятием так называемого общественно полезного труда, в основе его лежали личные интересы каждого ребенка. Задачей этой образовательной деятельности была подготовка детей к самостоятельному решению возникающих задач, выработка умения приспосабливаться к среде. Взрослые должны были лишь направлять деятельность детей в соответствии с их способностями.

Музыка играет важнейшую роль в становлении личности дошкольника. Музыка для ребенка, по словам педагога-музыканта Н. А. Ветлугиной, — «мир радостных переживаний» [1, с. 3]. Она вызывает у детей эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Б. М.Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения. Доказано, что музыка, которую слушает и поет будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может уже и формирует его вкусы и предпочтения» [6, с. 11].

 Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые, общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему виду искусства» и подчеркивал, что пение «первоначально и существенно, подобно разговору» [5, с. 14]. По сути, пение — это синтез слова и музыки. Через пение успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности ребенка, развивает эстетические и нравственные представления.

 Важнейшим элементом музыкально-образовательной деятельности в детском саду является хоровое пение, оно играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. Хоровое пение — один из видов коллективной исполнительской деятельности. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствуют развитию коммуникативных качеств детей. В процессе пения формируются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Именно хоровое пение помогает ребенку справиться с робостью и застенчивостью, и является мощным механизмом в воспитании уверенности ребенка в себе. Педагоги-музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. В их работах дано теоретическое обоснование процесса формирования певческих навыков у дошкольников, продолжены методы практической работы с детьми разных возрастных категорий дошкольного возраста, доказано влияние певческой, исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка. Поддержка детской инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — достаточно актуальная тема сегодня. ФГОС дошкольной музыкально-образовательной деятельности ставят перед музыкальными руководителями и воспитателями задачу развития социально-активной творческой личности ребенка. Таким образом, в основе музыкально-образовательной деятельности по формированию певческих навыков у дошкольников следует учитывать принципы: воспитательная направленность данного процесса, доступность, вариативность, постепенность, последовательность и наглядность. В организации данного процесса очень важно взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем группы. Все эти принципы должны использоваться в совокупности, для максимально успешной реализации целей и задач музыкально-образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.

Литература: Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина. — М.: Учпедгиз, 1953. — 215 с. Дьюи, Дж. Школа и ребёнок / Дж. Дьюи. — М.: Музыка, 1923. — 382 с. Дьюи, Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. — М.: Музыка, 1925. — 127 с. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Д. Б. Кабалевский. — М.: Просвещение, 1984. — 206 с. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / ред. А. А. Красновского. — М.: Учпедгиз, 1955. — 655 с. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Избр. труды. В 2 Т.: Т. 1. — М.: Педагогика, 1985. — 329 с.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Тарантина, И. Н. О взаимодействии воспитателя и музыкального руководителя на занятиях музыкой в детском саду / И. Н. Тарантина, О. В. Харченко, Л. Н. Цаплюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88945/ (дата обращения: 13.12.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях»

Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя  на музыкальных занятиях»...

Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя высшей категории "Роль воспитателей и музыкального руководителя на праздниках"

Роль воспитателей и музыкального руководителя на праздниках Праздничные утренники, регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подгот...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ОД по музыкальному развитию»

Музыкальная деятельность - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных мероприятиях осуществляется разностороннее воспитание дете...

Консультация для воспитателей "Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкальности детей"

laquo;Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкальности детей»Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаим...