Инклюзивное образование в ДОУ
статья (старшая группа)

Добрынина Жанна Сергеевна

Новые условия деятельности дошкольных образовательных организаций определяются Федеральным государственным образовательным стандартом  ДО. Изменения в работе ДОО имеют далеко идущие последствия, связанные не только с повышением ответственности за создание и реализацию АООП, но и с существенным изменением структуры и содержания программ дошкольного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuziya_dou.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ

      Новые условия деятельности дошкольных образовательных организаций определяются Федеральным государственным образовательным стандартом  ДО. Изменения в работе ДОО имеют далеко идущие последствия, связанные не только с повышением ответственности за создание и реализацию АООП, но и с существенным изменением структуры и содержания программ дошкольного образования.

Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. С введением ФГОС в сфере образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначения дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ  обусловлены не только биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность,  поэтому  в современном обществе воспитание нравственности и патриотизма, а также  воспитание уважительного отношения к людям с ОВЗ следует начинать развивать с дошкольного возраста.  А чем раньше начинается работа с ребенком с ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.  Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.

Воспитательно- образовательный процесс в условиях меняющего современного мира постоянно усложняется и требует от воспитанников большего умственного и нервно- психического напряжения, поэтому в последние годы происходят существенные изменения в системе  дошкольного образования.  Так одной из актуальных идей дошкольной педагогики стало внедрение в практику работы по воспитанию и обучению детей с ОВЗ (инклюзивное образование), которая   включена в единую государственную систему образования России.

Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive-означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность.  Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум. Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. А сама проблема личностно-ориентированного подхода к развитию детей с ОВЗ является одной из важнейших в теории и практике дошкольной педагогики. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования.  По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают   временную (точечную), частичную и полную виды инклюзии.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, приспособление к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, детей-инвалидов.

Основной целью и задачами  инклюзивного образования в ДОУ является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития и организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ  получить современное дошкольное качественное образование и воспитание,  гармоничное  всестороннее развитие личности; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;  создание возможности  всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ. Это необходимо сделать, для того чтобы ребенок с ОВЗ   научился самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, стимулировать её, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы. Также следует выделить задачи в плане квалифицированной коррекции отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников и интеграцию детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство. Таким образом, цели и задачи инклюзивного образования могут быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии); развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

Для решения поставленных задач требуются техническое оснащение образовательных учреждений; разработка специальных учебных курсов для педагогов и воспитанников,  направленных на развитие их взаимодействия с детьми ОВЗ; необходимые специальные программы, направленные на облегчение  процесса адаптации детей с ОВЗ; значительная  корректировка мировоззренческих инвариантов (универсалий) ее научного анализа и уточнения; а в  некоторых случаях и изменения, самой категориальной «матрицы» системного моделирования.

Комплексное инклюзивное психолого-педагогическое коррекционное воздействие на детей с ОВЗ в ДОУ осуществляется на основе ряда методолого-методических принципов: индивидуального и междисциплинарного подхода,  вариативной развивающей среды и вариативной методической базы обучения и воспитания, самостоятельной активности ребенка и семейно- ориентированного сопровождения  и пр.  Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с ОВЗ в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом Реализация принципов будет обеспечена при условии создания команды специалистов, осуществляющей «сопровождение» всех субъектов образовательной деятельности. Так как основополагающими приоритетами инклюзивного образования считаются: принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса; социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе; развитие коммуникативных, практических компетенций; профилактика и преодоления инвалидизации и искусственной изоляции семьи ребенка с ОВЗ; знание психологических закономерностей и особенностей таких детей, а также методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса и  умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми участниками воспитательно- образовательной деятельности .

Внедрение  инклюзивного образования в ДОУ будет  протекает успешно при    условиях когда  в ДОУ есть  лидер, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать правильную команду, обучать ее  и умеет строить  взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями; предметно-развивающая среда ДОУ доступная и развивающая, оснащена современным оборудованием  и имеет хорошее  методическое  обеспечение; высокая  профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход; адекватное нормативно-правовое обеспечение; открытая система взаимодействия с социумом.      

Обязательными процедурами перехода на инклюзивную модель педагогической деятельности ДОУ являются принятие решения о переходе на инклюзивную модель педагогической практики; осознание ценностей инклюзивной модели образования всеми участниками образовательного процесса; постановка целей; анализ условий; подбор и создание средств и методов; оценка результатов; коррекция деятельности. Модель  инклюзивного ДОУ строится в соответствии законодательная база в области инклюзивного образования  и на тесном контакте всего педагогического коллектива, администрации детского сада и родителей воспитанников, на План развития инклюзивного образования в ДОУ состоит из аналитико-статистического, информационно-просветительского, социально-педагогического и программно-структурного направлений, содержательного методического обеспечения, образовательной деятельности, организации и грамотной разработки последовательных этапов по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности , развития безбарьерной среды в ДОУ, результативности обучения и кадрового обеспечения, а также   повышения профессиональной компетентности педагогов по  проблеме.  

Категории детей с ОВЗ и существующие программы.

  1. Дети с интеллектуальной недостаточностью.

На протяжении  последних тридцати лет эти дети имеют возможность пользоваться правом на развитие, воспитание и образование в соответствии с их возрастными, типологическими и индивидуальными возможностями, гарантированными многими нормативно-правовыми актами. В совокупности  существующие документы обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды, в которой живет и развивается ребенок, охрану здоровья, воспитание, развитие и образование детей с интеллектуальной недостаточностью.

Актуальность обновления содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью связана, в первую очередь, с изменением общественной позиции по отношению к детям этой категории, с появлением реальных возможностей их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, с достижениями в области медицины и психологии, а также с усилением роли семьи в их воспитании.

Для детей дошкольного возраста создана программа «Диагностика-развитие-коррекция», которая продолжает традиции отечественной научной школы в области исследования и решения проблем воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

В соответствии с нормативными документами, действующими в РФ, во всех образовательных организациях осуществляется комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка с ОВЗ. Программа «Диагностика-развитие-коррекция» является комплексной как по содержанию, так и по структуре. В ней отражена система коррекционного воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, определены пути и организационные формы, содержание и основные способы взаимодействия взрослого и ребенка в целях максимального восстановления нарушенной целостности развития, обеспечения социализации дошкольников и их последующей интеграции в общество.

  1. Дети с задержкой психического развития.

Программа адресована специалистам, работающим с детьми с задержкой психического развития (ЗПР): учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и др. Она окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с трудностями в обучении. Материалы программы могут быть использованы ПМПК в диагностических целях при отборе дошкольников в группы для детей с ЗПР ДОУ, а также в процессе отслеживания динамики развития детей.

  1. Дети с тяжёлыми нарушениями речи.

Для этой категории детей разработана программа «Примерная адаптированная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи». Программа представляет собой примерную адаптированную основную образовательную программу для дошкольных образовательных организаций, в которых получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи. Программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций: учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и другим специалистам. Она окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с недоразвитием речи. Материалы программы могут быть использованы в диагностических целях при отборе детей (ПМПК) в группы для дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими детьми, а также в специализированные группы или в специализированные образовательные организации (ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.). Кроме того, возможно применение материалов программы специалистами образовательных организаций в процессе отслеживания динамики развития детей и при разработке образовательной программы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  1. Дети с нарушениями слуха.

Программа предназначена для работы со слабослышащими детьми преддошкольного и дошкольного возраста (1,5 – 2-7 лет) в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, группах при массовых дошкольных учреждениях. Она рассчитана на 5 лет обучения. Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей (1,5 –2- 3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет) по всем направлениям педагогической работы, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка-дошкольника и подготовку его к дальнейшему школьному обучению.

  1. Дети с нарушениями зрения.

Программы созданы на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.

Содержание и задачи программ предусматривают обучение и воспитание детей в детском саду и в начальной школе и располагаются по видам детской деятельности, при этом важным условием их реализации является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы.

Отсутствие специальных коррекционных занятий, а также щадящих условий для зрения в массовой общеобразовательной школе приводит при поступлении ребенка с нарушением зрения в школу к рецидивам зрительной глазной патологии.

Поэтому очень важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и закрепить полученные результаты в период начального школьного обучения, когда овладение чтением и письмом должно осуществляться с учетом зрительных возможностей учащихся.

Содержание работы с детьми данной категории определяется комплексными и парциальными программами, реализуемыми в ДОУ. Педагоги, ведущие занятия в инклюзивных группах, сами варьируют время, затраченное на тех или иных воспитанников в соответствии с усвоением материала и их способностями.   Педагогические технологии инклюзивного образования направлены на развитие компетентностей в различных видах детской деятельности, но внимание педагогов акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с вовлечением в воспитательно- образовательный процесс всех участников (педагогов, детей, родителей, создавая для всех эмоциональные, когнитивные, коммуникативнные, потребностно-мотивационные взаимоотношения, а также через игровую и продуктивную детскую деятельности. Для того чтобы повысить общее качество воспитательно-образовательного процесса необходимо выстроить   различные схемы организации взаимодействия специалистов и детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.  

Основные  нормативные документы, на которые опирается организация инклюзивного образования:

  1. ФЗ РФ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ».
  2. Указ Президента РФ № 761 от 01.06.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 04. 02. 2010 г.)
  4. ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  5. ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
  6. Конституция РФ от 12.12.1993 года.
  7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года №1014, зарегистрирован в Минюсте РФ от 26.09.2013 года № 30038).
  8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года № 1015, зарегистрирован в Минюсте РФ 01.10.2013 года № 30067).
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2013 года  № 30384).
  10.  Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 года № 453 « О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в  Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы».

Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения.  В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется  образовательное пространство ДОУ и повышается  его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса;  обеспечивается  информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...